В конце февраля 2021 года Михаил Краснов и Николай Дмитриев открыли в Москве Pennlab Gallery — многообещающее пространство для молодых фотографов, которые уже успели заявить о себе, и тех, кому еще не приходилось участвовать в выставках и аукционах. Основатели галереи давно и по-разному включены в фотографический мир, хотя оба имеют образование, на первый взгляд никак с фотографией не связанное. Например, Михаил окончил Российский Химико-Технологический университет им. Д.И. Менделеева, а Николай — кандидат экономических наук. Мы решили задать им несколько вопросов о новом выставочном пространстве, его предыстории, перспективах и политике.
Молодая фотография
- Текст:3 июня 2023
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
— Помимо затраченного времени, выбора места и темы первой выставки особенно интересен вопрос инициативы открытия такого места, как Pennlab Gallery. Чья это была идея, как она возникла и кем в итоге была реализована? И каково это, открыть фотогалерею в Москве в 2021 году?
Михаил — Мы оба долгое время работали с фотографией, оба видели и чувствовали боль и проблемы, с которыми постоянно сталкиваются художники и фотографы. И одновременно с этим мы осознавали отсутствие достаточного количества институтов, помогающих художникам эти трудности преодолеть. К сожалению, в России практически нет галерей, ориентированных на продажу работ коллекционерам и музеям, нет институций, занимающихся развитием рынка фотографии, которые поддерживали бы и продвигали авторов не только здесь, но и за рубежом. Но перспективы работы в этом направлении всегда были понятны нам — вокруг множество талантливых фотографов.
Николай — Изначально мы, конечно же, не планировали открывать галерею в 2021 году. Идея создать такое место возникла у нас несколько лет назад, а в 2019 году мы приступили к её реализации. Мы нашли подходящее помещение в здании, где раньше располагалось издательство газеты «Правда». На тот момент это пространство находилось в руинированном состоянии, и как только мы приступили к его восстановлению — началась пандемия COVID-19. Поэтому открыться пришлось почти на целый год позже, но это в некотором смысле было даже на руку. У нас неожиданно возникло время, чтобы осмыслить наши задачи. Наверное, текущая ситуация во многом усложняет все процессы, но одновременно с этим мы видим, что люди истосковались по реальным выставкам за два локдауна. Как мы помним, осенние карантинные меры в наибольшей степени коснулись именно учреждений культуры — музеев, галерей.
— Можете ли вы сказать,
что разрабатывая концепцию и стратегию работы галереи, вы обращались к опыту
отечественных и заграничных фотогалерей? Если да, то кто вам наиболее близок по
духу и политике?
Михаил — Важным аспектом для нас является непосредственно ситуация на российском рынке фотографии и то, что необходимо сделать для ее продвижения и понимания в России. Мы не обращались к опыту каких-то конкретных заграничных фотогалерей. Есть институции, которые нам близки концептуально, но у нас своя модель работы. Перенести чей-то готовый опыт в российский контекст вряд ли возможно: это совсем другое поле и другая степень развития рынка. Нами была проанализирована общая ситуация, связанная с современной фотографии в России и то, на каком уровне она представлена за рубежом. Стало понятно, что в данном направлении придется развиваться упорно и долго. Нам важно сформировать среду, в которой будет устойчивое понимание, что фотографией можно заниматься, что она несет ценность и смысл, что ее можно покупать и коллекционировать.
— Как вы планируете работать с контентом? Насколько я поняла, вы делаете ставку на молодых авторов. Должна ли галерея, в вашем представлении, помимо прочего стать архивной точкой сборки творчества новых авторов?
Николай — Отбором выставочных проектов, разработкой выставочного плана мы занимаемся вместе с нашим кураторским советом. У нас уже есть опыт совместной работы над выставкой «Гербарий», которой открылось наше пространство. Мы хотим работать с теми авторами и проектами, о которых, по нашему мнению, необходимо заявить в данный момент. Велика вероятность, что молодых художников среди них окажется больше. Для нас важно стать местом силы для российского фотосообщества и одновременно институцией, поддерживающей и развивающей его.
— Кем и как определятся стоимость снимков? И согласуется ли этот момент с самими фотохудожниками?
Николай — Да, все фотографии, представленные в нашей галерее, можно купить. Каждая работа имеет свой тираж, размер и соответственно стоимость. Цена согласуется с автором и, конечно, нам хочется, чтобы учитывались интересы обеих сторон, как галереи, так и автора.
Михаил — Есть определенные представления рынка о том, сколько должны стоить фотографии. Стоимость работ обычно растёт с увеличением размера отпечатка и уменьшением его тиража. Наши авторы — не исключение, речь идёт о сравнительно небольших тиражах: от трех до десяти экземпляров. Чем больше продано отпечатков, тем ценнее становятся оставшиеся. Предыдущий опыт продаж в том числе определяет современную стоимость.
— С какой частотой планируются открытия выставок? Всегда ли список художников будет формироваться кураторами? Или также будет реализована возможность открытой подачи заявок?
Николай — Мы планируем проводить около шести выставочных проектов в год, как коллективных, так и персональных, в среднем это 1–2 месяца на выставку. Список художников будет формироваться в том числе и через open call. Для этого нужно заполнить анкету на сайте галереи и отправить свои работы. Open call не ограничивается определенной тематикой и датами, кураторы нашей галереи будут работать над отбором авторов для участия в выставках и представления их в рамках галереи на постоянной основе.
В интервалах между плановыми выставками нам бы хотелось на регулярной основе проводить короткие мероприятия — маркеты фотокниг и тиражного искусства, встречи с художниками в галерее, открытые портфолио-ревью, выставки студентов учебных заведений, работающих с фотографией.
— Довольно распространено мнение относительно малой известности российской современной фотографии в мировом контексте. Вопрос довольно предсказуемый, но важный: как вы думаете, в чем причина? В отсутствии профессионального поля с активными агентами (кураторами, организаторами аукционов, преподавателями и др.) или узнаваемости российской фотографии?
Николай — Как было отмечено раннее, в России практически нет институций, галерей, которые работали бы именно с современной российской фотографией, продвигали ее на международном рынке. Однако каждый год мы видим новые победы российских авторов, и можно сказать, что отечественная фотография развивается достаточно интенсивно и разнообразно. Мы открыли для себя талантливых авторов из регионов, которые по силе высказывания нисколько не уступают фотографам из столиц.
Одновременно с этим мы видим, что авторы, которых мы представляем, уже включены в международный контекст, они участвуют в интернациональных фотофестивалях и ярмарках, их работы представлены в галереях за рубежом. Сейчас вряд ли можно сказать, что существует сугубо российская фотография. Кстати, некоторые из наших авторов даже лучше представлены за пределами России. В дальнейшем мы намерены участвовать в фестивалях, ярмарках, в том числе международных.
Выставку «Гербарий» можно увидеть в Pennlab Gallery до 18 апреля 2021 года.
- Фото:Николай Дмитриев
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: