Арт пинг-понг

Нестор Энгельке и Александр Цикаришвили — питерские художники, также известные как члены творческого объединения «Север-7», ассоциирующегося у многих с передовым искусством северной столицы. Ребята работают с разными темами: Нестору интересны эксперименты с деревом, как вечно живым материалом, в то время как Александру близка русская хтонь, обрядовость и какой-то персональный шаманизм. Внутри очень наглядной разности этих художников их объединяют равно сильная тяга к мистификации и непрерывный диалог — с собой и зрителем. Надо сказать, это большая редкость, когда два участника одной группы выставляются единовременно. Параллельные выставки проходят в пространствах Vladey Space и в частной галерее Ovcharenko и продлятся до 3 марта.  

— В одном из интервью за 2018 год кто-то из участников сказал о том, что у группы свои правила игры. И если галерея пригласила одного художника «Север-7», то придут все. Однако мы можем видеть персональные выставки только двух художников. Это скорее исключение из правил? 

Нестор Энгельке (Н. Э.) и Александр Цикаришвили (А. Ц.) Два художника — это уже не один. Да, наши проекты с Сашей представлены здесь, но мы не перестаем обмениваться идеями с другими участниками, получается своего рода «арт пинг-понг» внутри группы. К тому же, все ребята принимали участие в подготовке выставок. Много ли вы знаете случаев, когда одномоментно выставлялись два художника из одного объединения в одном месте? Кроме того, в прошлом году мы делали групповую выставку в галерее Овчаренко, в которой участвовали не только члены «Север-7», но и наши друзья. 

Выставка Александра Цикаришвили в галерее OVCHARENKO

— По какому принципу каждый из вас выстраивал сюжет выставки?

Александр Цикаришвили (А. Ц.) По принципу своеобразной абсурдистской игры со знаком и развития определенного сюжета, мифологической линии. На исследование, продолжением которого послужили эти проекты, мы потратили энное количество лет. Я наблюдал такие феномены, как русская дача и дачный самострой, бразильская тропикалия и латиноамериканские сериалы. Потом находил точки сходства и «сшивал» одеяло своего проекта. 

— Вы оба работаете с разными темами и в разных техниках, но можете ли вы сказать, что ваши выставки имеют общие точки соприкосновения? 

А. Ц. Так или иначе и я, и Нестор занимаемся созданием собственной мифологии, исследуем современные мутации, у нас много отсылок к медийным отбросам, хламу, профанному и, казалось бы, идиотическому... Нестор занимается прото-рисованием и прото-архитектурой, я копаю и раскапываю, а иногда занимаюсь захоронением. У меня развивается линия хтонической русской бабушки — хранительницы историй, создательницы нового фольклора. Энгельке — сумасшедший профессор, неудачник, создатель ненужных изобретений, он ищет истину и держит мир на своих плечах. Нестор тоже работает со своим профессором как символическим персонажем уже несколько лет.

Выставка Александра Цикаришвили в галерее OVCHARENKO

— В статьях, посвященным искусству группы, довольно часто можно встретить высказывания относительно неакадемического подхода и сопротивления процессам в арт-среде. По сути, и та, и другая характеристики про сопротивление в целом, про какой-то панк-настрой. С чем это связано? И является ли отрицание вашей движущей и объединяющей силой? 

А. Ц. Мы никогда не говорили про прямое отрицание или сопротивление. Что вообще такое академический подход? Мы и правда, мягко говоря, не академики, хотя Нестор преподавал в академии на архитектурном факультете. Мы стараемся разобраться со своим опытом и забыть знания, вернее, те шаблоны, по которым они передаются и их принято «применять» в художественной среде. Представить, что мы работаем без опыта, попытаться нащупать какой-то свой путь развития. Что касается сопротивления сложившейся логике в локальной арт-среде, то ее неприятие, конечно, есть, но не на уровне лозунга или выбранной цели какого-то «разрушения». Просто хочется иметь от этого определенную дистанцию, сохранить своеобразную позицию белой вороны.

— Насколько подвижен состав вашей группы? 

Н. Э. и А. Ц. Группа — это живой организм, он живёт своей жизнью. Кто-то берет отпуск, кто-то из него возвращается. 

Выставка Нестора Энгельке во Vladey Space

— В арт-среде часто сравнивают Москву и Петербург. Это сравнение в принципе избитое, но не раздражает ли оно вас в отношении именно жизни искусства и арт-сообществ? Можете ли вы сказать, например, что Петербург в плане трансляций и активностей, связанных с местным современным искусством, немного отстает от столицы? 

А. Ц. Да, отстаёт, поскольку не хватает ресурсов, движения. Но искусство точно не проигрывает. Хотя я, как куратор “Kunsthalle nummer sieben”, вижу, что московские и петербургские художники легко курсируют. Мне в принципе надоели эти тусовки и публика. Хочется расширять географию.

— Можете ли вы сказать, что ваши творческие практики, даже построенные на конфликте с классическим образованием, все же имеют связь с арт-прошлым Петербурга? 

А. Ц. — Эту связь сложно отрицать, но она скорее проблематична, чем ясна. У нас в общем-то даже нет конфликта с классическим. Но навряд ли я перечитываю Достоевского, когда готовлюсь порисовать, и декабристов не встретишь на Сенатской площади, когда идешь в кондитерскую на Пестеля или в парикмахерскую на Рылеева. Я не очень люблю этот город, потому что люблю его. То есть ненавижу, потому что люблю. Самое отвратительное в Петербурге — это люди, нагроможденные, горбатые воспоминаниями о всей этой классике, выбивающими у них слезу, фанаты истории истинно русской архитектуры, Росси, Растрелли, Монферрана, Валлен-Деламота, горделивые патриотически отравленные старцы и старушки, которые живут в мире классики (но никто при этом не может даже приблизительно сказать, что это такое). Они по-своему тоже мутанты.

Выставка Нестора Энгельке во Vladey Space

— Как бы вы описали деятельность и состояние группы в нескольких словах (можно несвязных) на данный момент? Есть ли у вас план действий, которого вы придерживаетесь? Если да, то насколько это долгосрочный горизонт планирования? И от чего он зависит? 

Н. Э. и А. Ц. Всё зависит от жизни. В том числе и жизни в стране, от В.В. Мутина, который пропагандирует лозунг «Мучу и путирую». Всё шатко и нестабильно. Долгосрочного плана нет. Группа прошла разные стадии, изначально мы сравнивали себя с семьёй с нарушенными коммуникационными связями, сейчас мы шутим, что нас стало много, у нас появилось много проектов и мы работаем как самоорганизованная институция, внедряющаяся и изобретающая разные способы взаимодействия.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: