«Красивая архитектура зависит от настроения»

Не только исследователи, но и художники обращаются к теме архитектурной утопии. На выставке в галерее Ruarts, которая имеет довольно простое название «Мечта», представлены новые работы Алексея Гинтовта и Михаила Розанова, посвященные последнему большому архитектурному стилю — советскому неоклассицизму. Каждый из авторов по-своему размышляет о несбывшемся: Алексей демонстрирует неосуществленные архитектурные проекты на позолоченных полотнах, Михаил конструирует новую реальность, в которой имперский стиль одерживает победу. Больше о фотографической серии, новой Москве и красивой архитектуре — в интервью с Михаилом Розановым.  

— Как возникла идея этой серии снимков? И как осуществлялся процесс подготовки к съемке? Часть кадров сделана на высоте — наверное, была необходимость в том, чтобы заранее выстроить видовые точки.

— Идея серии «Мечта» возникла весной. Рано утром я гулял перед Главным зданием МГУ, засмотрелся на скульптуры, и все сразу сложилось. Я обратился за организационной помощью в Музей Москвы, и процесс скоро начался. Потом было решено сделать выставку в галерее Ruarts. Большинство объектов режимные, поэтому пришлось долго ждать разрешений и согласований на проведение съёмок. Что касается панорамных снимков, то мне не надо было заранее знать точки. Я уже работал на этих локациях и знал, что снимать.

— Как вы работали с Алексеем над сериями работ?

— Мы не работали одновременно, но постоянно были на связи и знали, кто и что делает.

— Как, на ваш взгляд, полная реализация градостроительного проекта в стиле советского неоклассицизма повлияла бы на осознание современного облика Москвы?

— Не могу ответить точно. Но это было бы что-то невероятное. Если посмотреть фильмы 1930-х годов, то картинка поражает своим размахом. Правда, ничего этого не произошло, а гадать не интересно.

— Существует мнение, что столичная неоклассицистическая архитектура несомасштабна и демонстрирует морально устаревшие символы. Согласны ли вы с этим?

— Нет, я не согласен с таким утверждением. Лично мне московский неоклассицизм кажется очень соразмерной городу и говорить о моральном устаревании я бы не стал. С другой стороны, это не единственное моё увлечение в московской архитектуре. Например, в течение года мной снимается очень большая история про европейский модернизм, куда попадает и советский. Так что говорить о приверженности исключительно неоклассике было бы неверно.

— В одном из интервью вы сказали о том, что Москва стала обычным городом и потеряла свой характер. Каким этот характер виделся вам раньше?

— Сложно сказать. Я не могу дать чёткое определение характеру Москвы, но видеть все эти пластмассовые арки, бесконечные гирлянды и «фестивали рыбы» совсем не хочется. Строятся башни под офисы и квартиры, в каком-то невероятном количестве открываются и сразу закрываются рестораны. Москва очень сильно меняется. Слишком быстро. И это не всегда хорошо.

— Вы часто говорите о том, что лично вам в городе не хватает красивой архитектуры. Что для вас красивая архитектура? Всегда ли «красивость» определяется через «фотогеничность» зданий? И вообще, насколько важно, чтобы современная архитектура была фотогеничной?

— Красивая архитектура зависит от настроения. Бывает, что я увлечён одним направлением, а потом совсем противоположным. В любом случае мне очень нравится мощь и одновременно строгость в зданиях. Я не люблю милые и уютные домики. Поэтому образцовая архитектура «под Европу» вообще не интересует. Что же касается современной архитектуры и её фотогеничности, то для меня это очень важный момент. Конечно, я в первую очередь интересуюсь получившейся фотографией.

— Можете ли вы сказать, что современную архитектуру и историческое наследие снимаете по-разному?

— Да, это так. Я не вижу смысла использовать ракурсы, перспективные сокращения и всевозможные ухищрения при съёмке музеев. Это симметрия и линейные композиционные построения. Классическая гармония. Строгость. Поэтому всегда ч/б. При этом я никому не навязываю свою позицию.

— Каким представляется вам идеальный город будущего?

— Идеального города для меня не существует, так как постоянно меняются интересы. В разное время образцовым для меня становится то Петербург, то Токио. 

Выставка продлится в Ruarts gallery до 29 марта 2020

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: