Здание гостиницы «Советская» в Москве

В Москве, на Ленинградском шоссе, в 1951 году закончено строительство гостиницы «Советская» на 100 комфортабельных номеров. За архитектуру этого сооружения авторы проекта архитекторы И. Ловейко, В. Лебедев и П. Штеллер удостоены Сталинской премии III степени.

Здание занимает участок на углу Ленинградского шоссе и улицы Расковой. Трудность решения композиции здания заключалась в том, что помещение новой гостиницы необходимо было органически соединить с существующим корпусом, выходящим своим фасадом на Ленинградское шоссе. Задачу надо было решить так, чтобы в результате пристройки корпуса и реконструкций остальной части здания создать новое по своему содержанию целостное архитектурное произведение.

Авторы проекта в содружестве с художниками К. Бломериусом, разработавшим чертежи мебели, и Н. Каменским, осуществившим росписи интерьеров, одержали серьезную творческую победу, успешно решив весь комплекс стоявших перед ними сложных задач. В разработке проекта, кроме авторского коллектива и главного конструктора — инженера Л. Румянцева, активное участие принимали архитекторы М. Лютов, В. Гейне, А. Варгин, инженер М. Артамонова. 

Гостиница «Советская» на Ленинградском шоссе в Москве. Архитекторы — И. Ловейко, В. Лебедев, П. Штеллер. Рисунок архитектора В. Лебедева

Здание имеет в плане П-образную форму с неравновеликими крыльями; эта форма дала возможность хорошо скомпоновать внутренний двор гостиницы. Авторы оставили почти в прежнем виде фасад корпуса, выходящего на Ленинградское шоссе. В общей композиции здания именно этот фасад продолжает оставаться главным, тем более что в старом корпусе расположены все общественные помещения гостиницы. При реконструкции этого фасада авторы сумели усилить его архитектурную выразительность введением новой скульптуры, подчеркнуть художественное значение центрального главного входа созданием своеобразного аттика, увенчанного скульптурной группой. Граненые полуколонны, поддерживающие антаблемент, украшают раскрепованную центральную часть здания и составляют главный элемент его архитектурной композиции.

Новый корпус, расположенный вдоль улицы Расковой, непосредственно слит с реконструированным зданием по Ленинградскому шоссе. Главный вход в этот корпус, где, собственно, и находятся основные помещения гостиницы, решен в виде лоджии, перекрытой мощным архитравом, покоящимся на двух колоннах, и угловых пилястрах.

По своей архитектуре портал входа в гостиницу близок к центральной части главного фасада, выходящего на Ленинградское шоссе. Однако авторы не пошли по пути механического повторения архитектурных форм главною фасада; новый корпус отличается несколько иной архитектурной трактовкой. Колонны, оформляющие вход в гостиницу, в отличие от полуколонн главного фасада, имеют энтазис, более развитый колокол капители, значительно лучше прорисованные детали; декоративные формы капителей более упруги, в них больше воздуха, интерколумнии уменьшены, в результате чего колонны здесь более красивы и монументальны.

Несмотря на то, что авторы были связаны рисунком карниза главного фасада, новую его часть они улучшили в деталях: поддерживающие части укрупнены, пластические элементы получили более четкий рисунок, а весь карниз стал более масштабным и выразительным.

Вход в группу общественных помещений гостиницы расположен ближе к углу здания и решен аркой-нишей высотой в два этажа. Вся художественная обработка его построена с учетом подчиненного значения архитектуры входа на плоскости фасада. Наличие красиво нарисованных балконов, поддерживаемых сильными консолями, придает зданию некоторые черты архитектуры жилого дома и хорошо отвечает облику гостиницы.

Авторы сумели органически сочетать в этом архитектурном произведении монументальность и значительный градостроительный масштаб, характерные для общественного здания, с художественными элементами, свойственными жилым сооружениям.

Фото-альбом: Фрагмент фасада

Гостиница состоит, по существу, из трех частей: собственно гостиницы, которая включает жилые номера и обслуживающие их помещения; ресторана с буфетом, банкетным залом и пищеблоком и, наконец, зрительного зала на 850 мест с фойе. Каждая из этих групп может работать самостоятельно, так как имеет отдельный вход, гардероб и вестибюль. Но все эти группы соединены между собой внутренними переходами и кулуарами.

Помещения общего пользования сосредоточены в старом здании, подвергшемся значительной реконструкции. Вход в группу помещений зрительного зала расположен в центре фасада со стороны Ленинградского шоссе. Недостатком главного входа в прежнем здании была его затенённость и малая освещенность. Авторы реконструировали этот ответственный узел, создав светлый хороший вестибюль. По оси вестибюля устроена трехмаршевая лестница, движение по которой начинается двумя маршами 3,5-метровой ширины. Анфилада помещений тамбура, вестибюля, гостиной, лестницы освещается через большие окна со стороны внутреннего озелененного двора. Архитектурное единство этой композиции подчеркнуто общим золотистым колоритом мрамора лестницы и великолепно выполненной обработкой стен искусственным мрамором.

Такой прием композиции, когда входящий человек видит через окна архитектурно оформленный озелененный двор, создает ощущение простора и гармонии внутреннего и внешнего пространства.

Смелое конструктивное решение, предложенное инженером А. Румянцевым, дало возможность создать рядом со зрительным залом двухсветное фойе, интерьер которого украшен богатым лепным потолком с превосходно выполненным узором геометрического и растительного орнамента.

Арка-ниша со стороны улицы Расковой обрамляет вход в небольшой, очень компактно решенный вестибюль с гардеробом, через который посетитель может пройти в буфет, ресторан и в жилую часть гостиничного корпуса.

В интерьере ресторана и банкетного зала достигнут удачный художественный контраст между богатой росписью потолков и относительно скромным решением стен. Необходимо отметить роспись потолка банкетного зала, выполненную художником Н. Каменским с большим мастерством и учетом тех требований, которые предъявляет к живописи архитектура интерьера.

Очень хорошо решен в архитектурном и функциональном отношениях вестибюль гостиницы. Внутреннее пространство вестибюля расчленено колоннами, поддерживающими мощные архитравы; стены отделаны искусственным мрамором светло-золотистого оттенка. Прямо по оси движения расположена трехмаршевая лестница овальной формы; ее центральный широкий марш ведет на междуэтажную площадку, освещенную большим окном, через которое открывается вид на внутренний озелененный дворик с большим красивым фонтаном. Благодаря этому окну вестибюль залит светом и белоснежная красивая лестница стала своеобразным центром композиции вестибюля. Железобетонные косоуры лестницы решены в виде бортовой балки-стенки, что дало возможность сделать их архитектурным элементом балюстрады, уничтожив тем самым зрительное ощущение излишней тяжести массивного косоура, который заменен пластично изогнутой плитой лестницы. Широкий поручень, опирающийся на красивые мраморные балясины, а также невысокие ступени делают лестницу удобной для подъема. Вдоль маршей на стенах расположены бронзовые бра с хрустальными подвесками. В полуовальных секторах потолка подвешены высокие трехъярусные люстры с стержнями из стекла цвета бирюзы.

Авторы поступили правильно, не допустив дробности в цветовом решении помещений. Белый с золотистым оттенком колорит вестибюля хорошо гармонирует с белоснежной лестницей и создает ощущение большого единства, торжественности и простора интерьера. К сожалению, часто мы наблюдаем обратное, когда непонимание роли колорита как средства, организующего пространство, приводит к измельчению масштаба, к потере единства. Опоясывающая овал потолка роспись в виде гирлянды вносит ту звучную цветовую ноту, которая подчеркивает общее единство колористического решения интерьера.

Нам кажется, однако, что для вестибюля надо было проектировать не коринфские колонны, а более мощные — дорические или тосканские, а также более решительно выявить архитравную систему потолка, чтобы увеличить силу архитектуры первого несущего этажа и логично перейти вверху на более нежные формы коринфского ордера. Неудачны в вестибюле поддерживающие элементы карниза, которыми заканчиваются архитравные балки: они мелки и тектонически не связаны с архитравом.

Однако отмеченные недостатки представляют собой лишь частности, которые не умаляют общих достоинств рассмотренных помещений.

С большим мастерством решили авторы расположенные поэтажно над вестибюлем центральные гостиные, которые они сделали главными композиционными узлами плана каждого этажа гостиницы.

Фото-альбом: Интерьер

Во втором этаже четыре столба и восемь колонн ионического ордера, расположенные в центре гостиной, поддерживают архитравную систему балок, ограничивающих разрыв в потолке третьего этажа. Стволы колонн, отделанные искусственным мрамором малахитового цвета, и белые капители хорошо контрастируют со светло-золотистой гаммой окраски помещений. Сквозь разрыв в потолке видны колонны гостиной третьего этажа. Это своеобразное двухсветное помещение, занимающее второй и третий этажи, перекрыто как бы пологим куполом, поверхность которого расписана тонким изящным узорчатым орнаментом.

В центре плафона подвешена большая хрустальная люстра, выполненная по рисунку архитектора М. Ф. Оленева. Она представляет собой законченное художественное произведение, автор которого проявил большое мастерство, понимание лучших традиций русского декоративного искусства. Красивый центральный стержень из розового прозрачного стекла, уменьшающиеся кверху золотые ярусы люстры, на которых установлены свечи, большие хрустальные пирамиды с фонтанами мелких хрусталиков, тонкие золотые кронштейны, гирлянды сверкающих подвесок — все это исполнено изящества, благородства форм и заслуживает высокой оценки. Ряд люстр для отдельных помещений выполнен по рисункам архитекторов М. Ильской и И. Француза.

На третьем этаже между колоннами ротонды устроена решетка из тонких четко нарисованных бронзовых балясин. Гостиные третьего этажа со стороны фасада — также двухсветные и занимают третий и четвертый этажи, причем центральное фойе четвертого этажа открыто через балюстраду в сторону двухсветного помещения. Этот прием пространственного решения, обогащая интерьер, связывает центральные гостиные в одну систему развитой по вертикали композиции.

Следует, однако, отмстить, что кессоны, устроенные в потолке большой двухсветной лоджии, обращенной к центральному окну, слишком крупны и грубы по рисунку; они вступают в противоречие с найденными по масштабу архитектурными деталями центральной ротонды, снижают ее значимость как художественного центра всей композиции интерьера.

Поскольку центром композиции самой ротонды является богатая люстра, органически связанная по колориту и формам с отделкой потолка, излишней оказывается росписи, балок перекрытий, окружающих ротонду. Украшение этих подчиненных элементов снижает главенствующую роль люстры в архитектурной композиции ротонды.

Очень красиво решена гостиная четвертого этажа, Вспарушенный сводчатый потолок ее украшен орнаментальной росписью гризайлью, выполненной с большим художественным вкусом. Надо отметить, что художник Н. Каменский проявил себя в работе по оформлению интерьеров как мастер, хорошо чувствующий архитектурную форму, которая должна быть подчеркнута живописью.

В гостинице запроектированы номера, разнообразные по размерам и планировке. В однокомнатном и полуторакомнатном номере устроен дополнительный альков для кровати; в двухкомнатном имеется общая комната и спальня, в трехкомнатном - общая комната, спальня и кабинет. Все номера очень удобны по планировке и отличаются- большим комфортом.

Большое внимание уделили авторы рациональному размещению санитарных узлов, множественность которых ь гостинице поставила перед монтажниками чрезвычайно сложные задачи. Весьма ответственным делом явилось и обеспечение удобств эксплуатации. Авторам удалось не только объединить каждую пару узлов одним стояком, но вывести все их ревизии в сторону коридора. Рабочий может осмотреть ревизии и произвести необходимый ремонт или прочистку, не заходя в номер.

Во всех номерах, кроме однокомнатных, проведен принцип непосредственного сообщения спальни с санитарным узлом через тамбур, вход в который устроен также и из передней. В однокомнатных номерах удобно размещены встроенные шкафы, а в остальных имеются специальные гардеробные, расположенные перед входами в санитарные узлы. Надо подчеркнуть, что вся встроенная мебель решена очень продуманно, причем она не только хорошо отвечает функциональным требованиям, но и занимает значительное место в художественной композиции помещений.

Архитектурная и декоративная отделка номеров отличается разнообразием. Здесь авторы проявили хорошую изобретательность и достигли в ряде случаев необходимого художественного единства интерьера гостиницы. Для отделки стен применен штоф различных расцветок, а также деревянные панели из красного дерева, ореха, дуба и других пород; хорошо выполнены двери, перегородки, встроенные шкафы, плинтусы и т. п. В разработке эскизов оформления отдельных номеров принимали участие архитекторы М. Смуров, В. Переяслов и И. Француз.

Фото-альбом: Проч

Авторы сделали много новых предложений, в частности, они показали, какой большой эффект может дать в отделке комнат белоснежный левкас. Скобянка, чернильные приборы, люстры, торшеры, штанги - все до мелочей прорисовано рукой архитектора. Можно, однако, упрекнуть авторов в том, что, стремясь к разнообразию впечатлений, они в отдельных случаях грешили против хорошего вкуса. Так, в некоторых номерах обивка мебели резко контрастирует с цветом стен, излишне контрастны цветовые решения отдельных комнат в трехкомнатных номерах.

Хорошо выполнена мебель. В рисунках кроватей, столов, стульев, туалетов имеется ряд интересных предложений, оригинально развивающих классические русские традиции.

Большое удобство представляет устройство скрытой (в плинтусах) электрической проводки и наличие большого количества штепсельных розеток, что даст возможность переносить световую точку, в частности торшер, в любое место комнаты. Все номера снабжены световой сигнализацией, телефоном и оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.

Особо следует отмстить высокое качество строительных и отделочных работ, а также примененных материалов. Прекрасно изготовлен искусственный мрамор, отлично выполнены двери, в которых наплывы древесины ореха использованы с большим пониманием художественных качеств этого своеобразного декоративного материала. Очень хороши примененные в отделке санитарных узлов метлахские плитки самых разнообразных рисунков.

Большую организационную работу провели архитекторы - авторы этого сооружения — по организации производства целого ряда изделий, которые до сих пор предприятиями не выпускались. Они выезжали на фабрики, на заводы, добиваясь высококачественного выполнения новых заказов. Их инициативе обязаны мы тем, что завод «Металлоштамп» (директор Я. Федоров), изготовлявший ранее кровати, переключился на выпуск замечательного художественного литья. На одном из стекольных заводов архитекторам удалось организовать производство хрусталя. Весь ассортимент рисунков метлахских плиток был внедрен в производство также по их инициативе.

Нельзя не отмстить исключительно добросовестного, подлинно творческого отношения к строительству гостиницы коллектива строителей, в частности, начальника строительства М. Самеда и старшего производителя работ инженера В. Власова.

Опыт строительства гостиницы «Советская» показал также огромные положительные результаты авторского надзора, который осуществлялся на этой стройке и способствовал успешному ее завершению.

На обложке: Интерьер трехкомнатного номера

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: