Творческое наследие Андрея Бурова

В истории советского зодчества выдающееся место занимает имя Андрея Константиновича Бурова, широко известного не только как замечательного архитектора, но и как крупного ученого, доктора технических наук, теоретика архитектуры.

Родился он 15 октября 1900 г. Свою архитектурную деятельность начал еще в студенческие годы — в 1922 г. Будучи студентом третьего курса архитектурного факультета ВХУТЕМАСа, Буров получает третью премию за конкурсный проект генерального плана Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. В том же году по его проектам строится несколько павильонов на выставке, проектируется и осуществляется один из скверов в Московском Кремле.

В 1926–1928 гг. Буров работает над сериями проектов зданий новых типов — жилых домов для рабочих, рабочих клубов и рабочих театров. Здания клубов, построенные по его проектам в Минске и Твери, масштабны, соразмерны человеку, композиция планов органично отражает функциональное содержание сооружения. Обилие открытых пространств, террас, включение цвета, использование зелени создают ощущение нового оптимистического эмоционального настроя. С особой остротой, со смелым цветовым решением выполнен проект Дома рыбака для Дальнего Востока.

Одновременно с архитектурным проектированием и постройками Буров много работает как художник-декоратор. В 1-м Рабочем театре Пролеткульта он делает декорации к пьесе В. Плетнева «Над обрывом» и оформляет спектакль «Гляди в оба» по пьесе А. Афиногенова, позже выполняет декорации к пьесе Д. Чижевского «Голгофа» для Театра Революции. В 1926 г. Бурова приглашает С. Эйзенштейн для работы над архитектурными декорациями к фильму «Старое и новое».  

Эскизы декораций к фильму «Старое и новое»

По проекту Бурова был возведен комплекс построек образцового «совхоза будущего». Это оригинальное новаторское произведение, в котором простыми архитектурными средствами созданы выразительные образы зданий, даже в настоящее время представляющиеся современными. Работа была широко опубликована и положительно оценена в архитектурных журналах и книгах у нас в стране и за рубежом. В частности, Ле Корбюзье, находящийся в то время в Москве в связи с постройкой здания Центросоюза, отметил, что со стороны архитектурной совхоз в фильме «Генеральная линия» имеет все данные носить название «образцовый».

В 1930–1931 гг. Буров — московский представитель Челябинского тракторного завода, строящегося по проекту архитектора А. Фисенко. В эти годы Андрей Константинович разрабатывает планировку соцгородка при ЧТЗ (частично осуществлена) и совместно с архитектором Г. Кирилловым выполняет проект заводоуправления. В связи с этой работой Бурова от Наркомпроса направляют в научно-производственную командировку в Америку для изучения опыта проектирования и строительства заводов автотракторной промышленности. Помимо изучения опыта строительства заводов Форда в Детройте он знакомится с современной архитектурой страны, градостроительной практикой, организацией транспорта.

Дальнейшая практическая деятельность А. К. Бурова связана в основном с проектированием и строительством в Москве.

Интересен проект Театра В. Мейерхольда, разработанный им в 1933 г. совместно с А. Власовым. Авторы преодолели традиционное представление о здании театра. Резко контрастны по решению две части фасада. Сценическая коробка скрыта за фасадом, вход в театр представляет собой проем со скромным порталом.

Конечно, планировочное решение и фасады зависели от положения участка и других условий, но основное, что диктовало образ и характер здания Театра Мейерхольда, были своеобразие самого театра и неповторимость личности его руководителя,

В 1933 г. Буров проектирует открытый летний театр на 5 тыс. мест в Парке культуры и отдыха. Оригинально задуманный, с местами для зрителей, расположенными амфитеатром на рельефе, театр органично вписывался в ландшафт парка. Однако проект не был претворен в жизнь. 

Поиски образа театра, и, в частности, идея открытого летнего театра для массовых представлений, всегда интересовали Бурова. Многочисленные рисунки современных и античных амфитеатров и арен — в Риме, Вероне и Афинах — часто встречаются среди эскизов и набросков на полях рукописей Бурова, в дневниках и заметках. 

Эскиз летнего театра на 5 тыс. мест в ЦПКиО в Москве. 1933 г. 

В 1934 г. Андрей Константинович разрабатывает проект шестиэтажного гаража-отеля на 650 машин с обслуживанием. Объемно-планировочное решение отличается четким функциональным построением здания, предусмотрена прогрессивная технология обслуживания, рациональны графики движения. Сочетание крупного основного объема и низких протяженных зданий мастерских, замыкающих пространство двора, придают зданию новый облик. Четкий общий замысел, лаконичные архитектурные средства — черты, характерные для всего творчества Бурова, отличают этот интересный и до сих пор современный проект. В проекте гаража-отеля получает развитие чисто буровская тема решения фасадной плоскости с применением витражей, имеющих характерный рисунок решеток в виде геометрического орнамента.

Значительным произведением Бурова является фасад здания Центрального Дома архитектора. Пристройка к особняку в Гранатном переулке (ныне улица Щусева) со зрительным залом и большим фойе- выставочным залом (архитектор А. Власов) и рестораном (архитектор М. Мержанов) была закончена незадолго до войны. Открытие нового здания Дома архитектора состоялось 15 февраля 1941 г. Архитекторы, дававшие в тот день оценку своему новому дому, единодушно одобрили постройку. 

Я. Корнфельд «...Общий тон архитектуры нового здания — серьезный, сдержанный и своеобразный — рассчитанный на взыскательную профессиональную критику».
Л. Ильин«...Небольшой фасад решен лаконично и при малых размерах кажется достаточно монументальным. Он как бы выражает ту идею, что работа архитектора должна заключаться не в мелочных, мещанских формах, а в решении больших, принципиальных задач». 

Центральный Дом архитектора расположен в узком переулке, и автор применил здесь нарочито театральный, декоративный прием приставленной к зданию стены, закрывающей основной объем сооружения. Стена с плоским рельефом, прорезанная тремя арками прекрасных пропорций, не тектонична, а изобразительна. Здание завершается изысканным по рисунку карнизом: в верхней части фасада, над главным входом, помещен майоликовый картуш работы художника В. Фаворского, впоследствии ставший эмблемой Дома архитектора.

Сохранилось 26 эскизов фасада Дома архитектора. Андрей Константинович известен как мастер безвариантных решений, начинающий работу на бумаге после того, как идея окончательно выкристаллизовалась. Однако в данном случае сложность задачи заставила его фиксировать свои многочисленные замыслы на бумаге и обсуждать их со своими товарищами и помощниками. 

Фасад центрального Дома архитектора в Москве. Один из эскизов. 1941 г.

В первых эскизах еще много камерности, не передан масштаб общественного здания, чувствуется влияние палладианских вилл, итальянских палаццо, театра в Оранже. Во всех эскизах идет поиск цвета — пробуется зеленый, охристый, множество оттенков красного. Масштаб определяется найденным числом арок — три. Уверенно принимается темно-красный цвет для стены и белый для деталей. Особое внимание в проекте было уделено проработке деталей — профилей обрамления арок, рисунку переплетов остекления, форме цоколя, пропорциям и рисунку входной двери. В процессе работы над пропорциями венчающего карниза Буровым была найдена «вторая производная» золотого сечения. Сообщения об этих исследованиях были опубликованы в печати.

В послевоенные годы Буров занят проектированием для городов, разрушенных во время войны, участвует в конкурсах на проекты железнодорожных вокзалов, типовых магазинов, сборных жилых домов, разрабатывает проекты монументальных памятников в честь победы над фашизмом — «Храм Славы», «Сталинградская эпопея» и др. 

«Храм Славы». Конкурсный проект совместно с архитектором С. Сатунцем

Проект музея обороны Сталинграда «Храм Славы», разработанный им совместно с архитектором С. Сатунцем в 1943–1944 гг., отражает особую торжественность и монументальность. Решая цветовую гамму этого здания, авторы применяют традиционное для русской архитектуры сочетание цветов белого с золотом. Здание предполагалось выполнить в современных конструкциях. Применение складчатых параболических сводов повлияло на формирование сооружения, придало зданию новое архитектурное звучание.

В 1944–1945 гг. выполняется проект восстановления и реконструкции центра Ялты. В основу проекта была положена идея создания современного города-курорта, свободного от внутригородского транспорта. Участок приморского шоссе проходящий по территории курорта, Буров предполагал провести под набережной, заключив его в тоннель, имеющий выходы на основные магистрали, на пляж и к морскому вокзалу. Чтобы сохранить очарование зеленых городских улочек Ялты, автор предложил разместить гостиницы и часть санаториев в многоэтажных башнях. Эта идея, в те годы новая в отечественной практике, впоследствии получила широкое распространение. 

Эскиз застройки центра Ялты

В 1949 г. Буров участвует в конкурсе на проектирование морского вокзала в Сочи совместно с архитектором С. Сатунцем. Фасады, выходящие на море и на площадь, имеют общий характер, что, по мнению авторов, способствует целостности решения сооружения. План вокзала прост, рационален, удобен. Фасады отличаются крупномасштабностью, соответствующей как значению здания, так и его окружению — морю.

По проектам Андрея Константиновича Бурова в Москве до войны построено десять жилых домов — на улице Горького, на Ленинградском проспекте, Большой Полянке, на Валовой и Велозаводской улицах, на Бережковской и Дербеневской набережных (совместно с архитектором Б. Блохиным).

Среди жилых зданий, построенных по его проектам, широко известен дом № 25 на улице Горького (первая очередь — 1935–1937 гг., вторая — 1946–1950 гг.). 

Жилой дом на улице Горького в Москве. Общий вид. 1937-1950 г.

В характере здания, его деталях сказывается увлечение классической архитектурой. Но общая концепция дома, крупный масштаб, использование средств живописи и скульптуры (художник В. Фаворский), удобная планировка квартир, современное их оборудование — все это позволяет отнести здание к лучшим жилым домам Москвы.

В 1939–1941 гг. Буровым совместно с архитектором Б. Блохиным были созданы три серии проектов крупноблочных жилых домов. При строительстве домов первой серии были освоены технология производства и монтаж зданий из крупных сборных элементов. В зданиях второй серии на Большой Полянке и на Дербеневской набережной решалась задача определения соразмерности крупных блоков и масштаба жилого здания, рельефа стены, усложненного стыками сборных элементов.

Новая концепция здания из крупных блоков была выражена в третьей серии — в доме № 27 на Ленинградском проспекте в Москве. Здесь одновременно с поисками нового образа сборного жилого дома шел поиск и новых приемов планировки дома (коридорная система с общественным обслуживанием) и экономичной планировки малометражных квартир. Представляет интерес применение декоративных вставок из бетона. 

Жилой дом из крупных блоков на Ленинградском проспекте в Москве. Общий вид. План совместно с архитектором Б. Блохиным 

Каждый из этих домов представляет собой образец законченного решения определенной архитектурной проблемы — в одних домах найден масштаб жилого дома, расположенного на столичной магистрали, в других показаны разнообразные возможности архитектурного решения индустриальных жилых домов из крупных сборных элементов.

Работа в области сборного строительства натолкнула Андрея Константиновича на поиск решения такой важной проблемы, как снижение веса конструкций. Решением этой задачи Буров занимался в руководимой им лаборатории Академии наук СССР и до и во время войны совместно с Г. Андреевской и М. Классен-Неклюдовой. Работа увенчалась успехом — был создан новый высокопрочный легкий и дешевый материал, так называемый СВАМ — стекловолокнистый анизотропный материал. Применение его в строительстве могло снизить вес здания в 15–20 раз по сравнению с весом аналогичного кирпичного или крупноблочного сооружения. За комплекс работ в этой области в 1952 г. Бурову была присуждена степень доктора технических наук.

Создание сверхпрочных материалов, армированных стеклянными волокнами, разработка уникальной промышленной технологии их производства явились итогом многолетней работы Андрея Константиновича Бурова в области технической физики. Об этом говорят его диссертационная работа, 30 авторских свидетельств и патентов на способы производства материалов из термопластических масс, десятки научных статей, брошюры и книги о синтетических стекловолокнистых анизотропных материалах.

Следует отметить, что попытки создать материалы, в которых используются стеклянные волокна, делались и ранее. Но применение при этом прядильных и ткацких процессов приводило к потере прочности волокна. Буров предложил использовать при изготовлении технических материалов стеклянные волокна, определенным образом ориентированные в связующем веществе, и это обеспечило огромный успех СВАМа. В настоящее время производство этого материала освоено отечественными заводами. Лицензии на его производство приобретены многими странами.

Разносторонность таланта, универсальность научных интересов, увлеченность проблемами, направленными на благо человека, характерны для всей научной деятельности Андрея Константиновича. Одновременно с работой в Лаборатории анизотропных структур Академии наук СССР Буров продолжает работу в области архитектуры. В 1948–1949 гг. совместно с архитектором Б. Блохиным он создает серию проектов многоэтажных бескаркасных крупнопанельных зданий. В 1951–1952 гг. разработан проект жилого дома на Ленинградском проспекте в Москве, спроектированы санаторий в Гаграх, жилые дома в Москве (совместно с архитектором А. Криппой).

До последнего дня жизни, до 1957 г., Буров не прекращал работы в области архитектуры. В 1956 г. он разрабатывает серию проектов жилых домов из СВАМа (совместно с архитекторами С. Васиным и Д. Метаньевым), продолжает руководить подготовкой аспирантов, помогает своим ученикам, консультирует молодых архитекторов. Его педагогический талант, методика обучения, стройная система взглядов всегда привлекали к нему архитектурную и научную молодежь. Преподавая в Московском архитектурном институте, аспирантуре Академии архитектуры СССР, он воспитал много учеников, ставших его последователями и друзьями. 

Жилой дом из СВАМа. Экспериментальный проект. Совместно с архитекторами С. Васиным и Д. Метаньевым. 1956 г. 

Неоценимый вклад Андрей Константинович внес в теорию архитектуры, В 1960 г. вышла в свет его книга «Об архитектуре», выпущенная Госстройиздатом. Этот труд был начат в 1943–1944 гг. и подготовлен к печати незадолго до кончины автора. В книге, которая приобрела огромную популярность, нашли отражение основные теоретические взгляды Бурова по вопросам архитектуры, подведены итоги теоретических исследований, проводимых им в течение всей своей жизни. Большой опыт проектировщика, многолетние научные исследования в области теории и истории архитектуры, широкие познания в области физики, технических и естественных наук, углубленное изучение русской и европейской классической архитектуры, знание современной мировой практики — все это позволило Бурову поставить и четко сформулировать ряд сложнейших теоретических проблем архитектуры. В книге рассматриваются вопросы сущности и специфики архитектуры, взаимосвязь техники и искусства, материала и формы, вопросы масштаба и образа, новаторства и традиций дается определение понятий архитектуры, стиля, тектоники.

В 1975 г. издательством «Искусство» в серии «Мастера советской архитектур» об архитектуре» опубликованы высказывания, статьи и выступления Бурова, касающиеся проблем архитектурного мастерства, принципов и средств искусства архитектуры и других вопросов теории и практики. В 1980 г. в серии «Мир художника» (издательство «Искусство») опубликован сборник «Андрей Константинович Буров», куда вошли его письма, дневники беседы с аспирантами.

Живой, образный, выразительный язык наблюдательность, меткость определений независимые суждения и взгляды Бурова его прекрасные рисунки позволяют отнести многие страницы этих изданий к лучшим образцам мировой литературы, посвященной искусству зодчества.

Перед началом Великой Отечественной войны, весной 1941 г., Союз архитекторов СССР устроил в Москве, а затем в Ленинграде персональную выставку работ Андрея Константиновича Бурова. К сожалению, большая часть экспонатов выставки погибла в период блокады Ленинграда

В настоящее время значительная часть архитектурного и литературного наследия А. Бурова собрана и систематизирована. Ждет переиздания его книга «Об архитектуре», давно ставшая библиографической редкостью.

Наш долг — бережно сохранить творческое наследие замечательного советского зодчего, все лучшее из его опыта передать молодому поколению архитекторов.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: