Дворец культуры в Филях

На окраине Москвы, в Филях, рядом с заводом имени Горбунова выстроен Дворец культуры с театром, кино, концертным и спортивным залами. Здание построено по проекту арх. Я. А. Корнфельда.

По величине и вместительности новый Дворец культуры занимает в Москве второе место, вслед за Дворцом завода имени Сталина. Объем нового сооружения — 70000 м3.

В театральной и клубной частях здания может одновременно находиться до 3,5 тыс. посетителей.

Композиция Дворца сохраняет традиционное членение на три части – на корпус клуба, театр и соединительный корпус, о котором размещены зал буфета и читальный зал.

Весь корпус клуба перекрыт плоской кровлей, служащей для летних занятий на открытом воздухе. На плоской кровле располагаются также мужской н женский солярий, оборудованный душевыми.

Корпус клуба построен в три этажа с цоколем. В корпусе размещается: большой зал для лекций, концертов и заседаний на 400 мест с двусветным фойе и гостиной для отдыха, различных размеров комнаты н аудитории для работы кружков, общей площадью в 1200 м2. Комнаты клуба располагаются по обе стороны коридора шириной в 2,5 м.

Левый край клуба в двух этажах занимает физкультурный сектор, содержащий большой зал для гимнастики и тир, размером 17X34X8 м, пригодный для игр в теннис, в баскетбол, и малый зал для фехтования, борьбы и бокса. Залы обслуживаются группой душевых и подсобных помещений. Из физкультурного сектора выходы ведут непосредственно на стадион, граничащий с клубом. На третьем этаже, за лестницей, изолированно размещен репетиционный зал для оркестра и хора. Остальные комнаты третьего этажа отведены для всевозможных видов художественной самодеятельности. 

По другую сторону парадной лестницы, над гостиной, в третьем этаже, находится двухъярусное книгохранилище на 80 тысяч книг и в переходном корпусе — читальный зал площадью 200 м2.

К двусветному фоне концертного зала примыкает во втором этаже зал буфета площадью в 250 м2, он соединяет клуб с фойе театра и обслуживает все здание.

Цокольный этаж клуба отведен под биллиардную и ряд подсобных хозяйственных помещений.

Театр разрешен пологим амфитеатром, поднимающимся до второго этажа, в котором размещается 850 мест, первым балконом на 250 и вторым балконом на 400 мост. 

Дворец культуры завода им. Горбунова в Филях (Москва). Корпус театра. Архитектор Я. А. Корнфельд  

Благодаря относу кассового вестибюля, весь периметр главного вестибюля свободен и интенсивно освещен с трех сторон.

Гардероб не 1700 мест занимает «островное» положение в центре вестибюля.

Посетители поднимаются по двум лестницам на все уровни фойе и через 10 дверей в задней отеке зала входят на место. По окончании сеанса они выходят из партера через четыре двери по сторонам и спускаются по двум специальным лестницам в вестибюль. Точно так же с балконов посетители выходят через боковые двери непосредственно на площадки прилегающих к ним по сторонам лестниц и спускаются к тому же фронту выдачи платья. Одевшись, они выходят через 10 дверей, расположенных по сторонам вестибюля.

По сторонам партера на уровне средник площадок главных лестниц — два кулуара по 100 м2, над ними на уровне следующих средних площадок — такая же площадь фойе для курящих. В конце этих залов — четыре санитарных узла. 

Двусветный зал фойе площадью в 250 м2 расположен на втором этаже. Над ним находится зал фойе для верхнего балкона.

Зрительный зал имеет в плане ферму веера, ширина ого задней стены — 25 м; портальная стена — 20 м, глубина амфитеатра — 25 м. По отзывам исполнителей и слушателей, условии акустики хорошие.

Зал окружен балконам по всем трем сторонам. На боковых балконах всего по два моста в ряд. Назначении этих балконов — соединить, в случае заседаний, все места балконов со служебными лестницами, ведущими на сцену. 

План 2-го этажа

Средняя высота зрительного зала 13 м. Размеры портала 12X9 м.

Сцена в ширину имеет 20 м, в глубину — 15 м вместе с просцениумом — 19 м. Площадь ее удовлетворяет требованиям гастролирующих драматических коллективов, но недостаточна, конечно, для оперных постановок. Задняя стена сцены дугообразна и служит жестким горизонтом. 

Под сценой — двухэтажный трюм; в первом этаже размещен вращающийся барабан, во втором — его механизм и опоры. Поэтому первый трюм удалось совершенно освободить от загромождения, — в нем всего четыре клапанных стойки.

Диаметр круга — 12 м. Колосники нормальной высоты, под ними рабочие галереи в трех уровнях. По сторонам сцены небольшие карманы. Под карманами — мастерская и склад декораций. 

Сцена оборудована раздвижным железным занавесом с асбестовой изоляцией, гидрантами, бренчерами и дымовыми люками. Вся система управляется из комнаты пожарного поста. В зрительном зале имеется киноаппаратная на 3 поста; зал и сцена радиофицированы и оборудованы звонковой, звуковой и световой сигнализацией.

Дворец культуры в Филях имеет много типических черт, и одна из них — это то, что театр и собственно клуб объединены в один организм. Но единственной связью между этими двумя частями оказывается только общий буфет. Вестибюли, фойе, кулуары совершенно не связаны между собой. Работа театра никак не отражается на работе клуба. 

Клубные комнаты используются здесь сплошь и рядом не по назначению, что часто нарушает нормальнее течение клубной жизни. Встает вопрос: или здание клуба эксплуатируется неправильно, или программа проектирования были не продумана. Надо ли вообще предусматривать точнее назначение отдельных помещений клубной части? Не лучше ли решать эти помещения только по однородным группам и тем самым дать клубу большую свободу маневрирования? 

Место для строительства выбрано превосходное, на генеральном плане здание поставлено хорошо. Жалко только, что здание недостаточно «обыгрывает» участок, не образует сколько-нибудь определенного наружного пространства. Это — результат излишне сложной конфигурации здания.

В фасаде театра отсутствует сколько-нибудь ясно выраженная архитектурная тема.

Вынесенный вперед вестибюль, дающий в общем очень удачное решение, выглядит слишком «схематичным», не прорисованным в своих деталях.

Общее впечатление от нового Дворца культуры — двойственное. Сооружение подкупает простотой и опрятностью своих форм, но в то же время кажется слишком «молчаливым», безликим. Архитектор построил сложный инструмент для многообразной культурной работы, но при этом отказался от образной архитектуры, от ее средств непосредственного эмоционального воздействия на человека.

Это относится и к облику здания в целом, и я отдельным ого интерьерам. 

Зрительный зал

Все театральное здание решено а плане в виде очень слабо выраженной трапеции. Большинство интерьеров от этого получило неопределенную, неясную геометрическую форму, а поэтому вряд ли следует признать оправданным этот прием, тем более что самый зал, несмотря на свою форму, имеет то же количество мест как в первом, так и в последнем ряду.

Зрительный зал, имеющий во втором балконе под потолком 400 мест, дает решение очень экономичное, но все же лишенное необходимой торжественности и праздничности. Богато отделанный дорогими сортами дерева, с удобными креслами, зрительный зал хорошо решает вопросы видимости и слышимости, но архитектура его, так же как и архитектура наружных фасадов, не эмоциональна и не образна.

Из-за своей формы — слабо выраженной трапеции — интерьер зала воспринимается несколько искаженно: при взгляде на сцену зал «вытягивается», при взгляде со сцены — кажется более коротким.

В вестибюле и в фойе железобетонные столбы украшены подобием баз и капителей. Надо признать, что эта «уступка» со стороны автора напрасна. Вместо хорошего, красивого железобетонного каркаса мы имеем подобие «ордера», выдержанного в неудачных пропорциях.

Значительно приятнее те интерьеры, где железобетонные конструкции оставлены без украшений. Удачен интерьер фойе верхнего балкона, хорошо решенный в пропорциях, свойственных малым помещениям.

Интерьеры клубной чести решены в тем же сдержанном плене, как и интерьеры театра. Одни из наиболее удачных и изящно решенных интерьеров — это зал буфета. Неудачное решение потолка спортивного зела и резкая графичная раскраска читальни не могут нарушить в общем хорошего впечатления от всей внутренней отделки клубных комнат.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: