Политика и культура

В начале ХХ века существование ДК в каком-либо населенном пункте стало самим собой разумеющимся фактом. Назначение этих зданий на протяжении всей истории их существования неоднократно менялось: там учились, занимались спортом, устраивали собрания, ставили пьесы и читали стихи. Однако независимо от этого ДК оставались центрами притяжения людей всех возрастов. TATLIN приводит фрагмент из книги «Идентичность в типовом», посвященный определению функций ДК того времени.

С момента, как было сформировано новое государство, начался пересмотр всего, что было создано ранее, в том числе и народных домов. Они были переименованы в рабочие клубы и должны были стать «местом и обучения, и отдыха, и распространения среди окружающих основных начал нового социалистического понимания жизни и социалистического строительства. 

Для координации их работы в ноябре 1920 года был учреждён главполитпросвет — главный политико-просветительский комитет. Его бессменным председателем была Надежда Крупская, супруга Ленина. Главполитпросвет был в большей степени идеологическим органом, который объединял и направлял деятельность всех учреждений, так или иначе связанных с просвещением. Формально же большая часть рабочих клубов строилась и поддерживалась на деньги профсоюзов и находилась в их ведении. 

В этот период рабочие клубы активно выполняли две базовые для учреждений такого типа задачи: являлись пространствами для коммуникации и объединяли людей. Там собирался новый, рабочий класс, проводились собрания, выступления и дискуссии. Официально главные задачи рабочих клубов были определены в разработанном в 1924 году «Уставе рабочего клуба» — это сплочение рабочих и их «коммунистическое воспитание».

Культура на этом этапе несколько отходит на второй план и рассматривается разве что как инструмент достижения цели: поднимать культурный уровень масс нужно было ровно настолько, насколько это было необходимо для победы коммунизма. С наступлением этой победы культура вернётся, но уже не в рабочие клубы, а во дворцы и дома культуры.

В целом услуги рабочих клубов созвучны функциям народных домов, но с поправкой на политическое воспитание. Были определены следующие направления работы и соответствующие им части клубов. В часть политического воспитания входили залы для собраний, сцена с залом, в библиотеке обязательно должен был быть «Капитал» Карла Маркса. Физкультурная часть могла быть представлена гимнастическим залом и стадионом. Здесь проходили спортивные соревнования внутри и между профсоюзами. В  части отдыха и развлечений, предполагалось, что будут проходить вечера, собрания, танцы и праздники, объединяя рабочих вокруг профсоюзов. Для части культурного образования главной задачей было поднять культурный уровень рабочего и его семьи: там проводились спектакли, концерты, лекции, шла работа в кружках.

В 1930-е годы начинается активное строительство новых зданий ДК по всей стране. В 1934 году в своём докладе Сталин отметит, что за четыре года число этих учреждений увеличилось с 32000 до 54000, а уже в 1950 году их будет больше 125000. Приходят названия «дом культуры», «дворец культуры» — их выбирают в зависимости от масштаба учреждения.

До прихода Сталина к власти цели и задачи ДК только формулировались, а в этот период они становятся очевидны. Налицо и эффект от работы его предшественников: с 1897 года процент неграмотных снизился с 79 до 10% в 1934 году. Теперь от детальной проработки единичных проектов ДК государство переходит к их массовому распространению. На одном из совещаний по вопросам народного образования Надежда Крупская скажет: «Первые годы революции приходилось думать не столько о размахе работы, сколько об основных принципах её. <...> Теперь дело не в том, чтобы создать некоторое количество прекрасно оборудованных домов культуры, <...> сейчас вопрос стоит в поголовном обслуживании масс».

Меняются нюансы клубной работы и акценты в досуговой деятельности. Культура в этот период понимается, во-первых, как активная деятельность, во-вторых, как совокупность различных видов творчества. Время, проводимое в ДК, воспринимается советскими людьми не как отдых и праздное времяпрепровождение, а как тяжёлый труд по самообразованию и самосовершенствованию.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: