Завтрашний театр глазами архитекторов

В прошлом году Союз архитекторов СССР провел конкурс на эскиз-идею перспективного театра. Это было вызвано тем, что в последние годы все более и более ощущается необходимость определить творческую позицию и отношение наших архитекторов к объемно-пространственному выражению постановочно-сценографических идей, которые являются предметом многочисленных дискуссий в нашей стране и за рубежом. Целью конкурса ставилось — выявить точку зрения архитекторов на перспективу дальнейшего развития архитектуры театрального здания, обеспечивающей более широкие постановочные и архитектурно-планировочные возможности.

Потребность в конкурсе усиливалась наблюдавшимися расхождениями между требованиями нормативных документов, которые определяют направление строительства театров в нашей стране, и личными позициями многих наших архитекторов и сценографов.

Условия конкурса требовали, чтобы полученные решения могли быть положены в основу научных исследований и проектной практики. Это должно было способствовать совершенствованию архитектуры театров, а также служить развитию наиболее прогрессивных сценографических идей и решений.

Поскольку конкурс не ставил задачу разработки реального проекта или объемно-пространственного воплощения какой-либо одной сценографической идеи, то его участники не были ограничены жанром и вместимостью театра, а также типом и условиями эксплуатации сооружения.

Разнообразие представленных на конкурсе архитектурных и сценографических идей, многие из которых в значительной степени не совпадали с общепринятым в нашей стране представлением о здании театра как о законченном архитектурном сооружении со зрительным залом и сценой традиционного итальянского типа, подтвердило необходимость проведения такого конкурса.

На конкурс было представлено 94 проекта из различных городов СССР. Экспертизой, в состав которой входили архитекторы ведущих организаций Москвы, занимающиеся проектированием театральных зданий, к премированию было рекомендовано около 20 проектов.

Жюри конкурса, составленное в основном из архитекторов и театральных работников с большим самостоятельным опытом проектирования, строительства и творческой работы в театре, исходило из сформулированной условиями конкурса главной цели — выявить идеи или главные направления архитектурных поисков на базе сценографических предложений. Это и определило выбор проектов для премирования.

Условно воплощенные в конкурсных проектах архитектурные идеи можно разбить на следующие сценографические, образные или постановочные типы: театры в определенной, главным образом исторической среде (город, парк и т. д.); театры универсальные с трансформирующимся театральным пространством; театры универсальные с различными видами театральных площадок; театры традиционного типа со сценой-коробкой в различных модификациях; театры в приспособленных зданиях; мобильные театры (плавающие, передвижные и т. д.); театры с использованием новейших технических достижений (голография и т. д.); театры нового жанра (на воде и т. п.).

Премированные проекты, особенно шесть из них, получивших первую, вторую и третью премии, не имеют, на наш взгляд, друг перед другом резких преимуществ. Интересные и разнообразные идеи были единодушно одобрены на конкурсе. А давать оценку идеям, расставляя их в оценочном порядке, вряд ли возможно. Поэтому жюри было вынуждено отобрать наиболее интересные и разнообразные идеи, расставить их довольно условно в определенном порядке, главным образом, исходя из новизны, степени разработки идей и реальности воплощения.

В информацию об этом первом в истории Союза архитекторов СССР конкурсе, проведенном только самим нашим творческим союзом, хотелось бы включить характеристики 10 премированных проектов, имеющихся в протоколах жюри, и высказанные самими авторами проектов. 

Проект под девизом 468 729. Первая премия. Авторский коллектив в составе Л. Павлова, Н. Бартенева, В. Штеллера, Н. Горкина, В. Соколова  

Предлагаемое архитектурное решение перспективного театра вытекает из анализа основных современных тенденций развития театра, требующих дальнейшего рассмотрения вопроса о взаимоотношении зрителей и действующих лиц (и, в частности, тенденции к уменьшению численности зрителей); увеличения мобильности и универсальности сцены, все более узкой специализации театров в будущем. Авторы стремились решить следующие задачи: достичь возможностей глубокого аналитического и эмоционального индивидуального восприятия театрального действия каждым зрителем, устранить влияние на зрителя восприятия окружающей публики и влияния этого индивидуального восприятия на других зрителей; обеспечить полную свободу эмоций каждому зрителю, не стесненную присутствием даже близких людей. 

Проект под девизом 123 459. Вторая премия. Авторский коллектив в составе Ю. Минаева, Н. Короткова, Н. Галенкович

Основной принцип организации театра заключается в трансформации на модульной основе как оболочки, заключающей в себе пространство театра, так и его зрительной и сценическо-постановочной части. В связи с этим театр включает четыре модульных амфитеатра, три модульных относительно самостоятельных театральных объема и сценическую модульную площадку, примыкающую к театральному сооружению и предназначенную для использования окружающей городской среды в постановочных целях. 

Проект под девизом 795 905. Вторая премия. Авторский коллектив в составе А. Мирошникова, А. Скитаева, В. Соколова, А. Павлова

Идеи, заложенные в проекте, несут в себе широкие постановочные и архитектурные возможности. В частности, предусмотренное использование голографии внесет в театр динамику реального мира, сделает почти осязаемыми прежде невоплотимые на сцене фантазии творчества. Она превратит малоподвижное, условно декорированное и еще более условно освещенное театральное действие в феерию движения и света. Реальность жизни и фантастичность искусства переполнят театр, охватят зрителя и актера единым творческим порывом. Голография позволит разрешить неразрешимое до сих пор противоречие между характером театрального действия и архитектурой театра, достичь их полной гармонии, ибо с помощью голографии можно будет в одно мгновение превратить зрительный зал в античный амфитеатр, двор средневековой гостиницы и др. 

Проект под девизом 272 625. Третья премия. Авторский коллектив в составе Е. Попова, С. Демакова, В. Антоновского

Такой подход к театру как к среде, органично включенной в более высокую подсистему, открывает перед режиссером новые возможности для подготовки зрителя и вовлечения его в атмосферу театрализованного действия, а перед архитектором— творческие горизонты. Театр задуман как элемент среды коллективного досуга. В отличие от театров, формирующих архитектурный облик площадей, скверов, а также «театральные суперструктуры» крупных городов, здесь создается театрализованная ландшафтная архитектура — среда, что позволяет в конкретной градостроительной ситуации достигать своего образного решения. Природный материал (трава, деревья, вода, снег и т. д.) выступает здесь как новое языковое средство. Авторы обратились к природным формам, которые всегда волнуют, близки и доступны каждому. 

Проект под девизом 682 194. Третья премия. Авторский коллектив в составе А. Бродского, И. Уткина, Е. Марковской

В проекте заложены интересные постановочные и архитектурные возможности. Его авторы считают, что будущее театра не в дальнейшем усовершенствовании систем трансформации, а в упрощении сценического пространства в «очеловечивании» его на основе имеющихся традиций прошлого; настоящее лицо театра создает не архитектура его здания, а труппа, имеющая свой почерк и узнаваемая, в каком бы месте она ни играла. Такой труппе нужны сцена и зрители, остальное создает мастерство и фантазия людей театра и воображение зрителей. Именно в этом живом процессе, чуждом всякой механизации, машинности, и заключается, по мнению авторов, смысл и прелесть театра. 

Проект под девизом 155 551. Третья премия. Авторский коллектив в составе А. Бокова, Е. Будина, В. Ганковского, В. Петренко, Ю. Телицина, А. Фейста 

В проекте заложены широкие постановочные возможности. Основной особенностью театра авторы считают среду, отличную от обыденной и привычной, пусть даже театральной. Они заменяют привычный «твердый» пол поверхностью воды, которая сама по себе несет множество смыслов, ассоциаций, от римских навмахий и венецианских карнавалов до петербургских феерий и кусковских водных представлений, а главное, становится обозначением особого мира — мира театра. Вода одновременно формирует и неповторимый образ среды, и становится средством решения разнообразнейших постановочных задач. 

Проект под девизом 799 997. Поощрительная премия. Авторский коллектив в составе М. Говриловой, А. Косицина

В проекте предусмотрено сближение функций зрительных зон, рекреаций и сцен, которые как бы проникают друг в друга. Предлагая многозальное театральное здание, где каждый зал своей тектоникой и декором воссоздает исторические типы театра, авторы ставят перед собой главную цель — достичь единства места и времени действия, погрузить актера и зрителя в стилистику эпохи пьесы. 

Проект под девизом 000 470. Поощрительная премия. Автор проекта Б. Тумащик

Использование в театральных постановках достижений современной техники, таких как голография, освободит от трудоемкого изготовления декораций, упростит механизацию сцены, сократит расход материалов, площади, занимаемые мастерскими театра. Воспроизведение декораций может производиться нажатием клавиши с режиссерского пульта или осуществляться по ранее составленной программе с запоминающим устройством.

Использование голографии позволит зрителю воспроизвести любой предмет или уголок природы, исторически ценные произведения, хранящиеся в музеях мира, редкие образцы мебели и целые исторические экстерьеры и интерьеры. Запоминающее устройство позволит воспроизводить движение актера, создавать зеркальное отображение, двойника. Голографические установки дадут возможность получать эффекты, недоступные в современном театре в настоящее время. 

Проект под девизом 535 456. Поощрительная премия. Авторский коллектив в составе В. Проскурякова, И. Гнесья, Ю. Джилья

В проекте глубоко проработаны вопросы технического обеспечения предлагаемого мобильного театра, в частности, в области использования транспортных средств, технологического оборудования театра, монтажа и демонтажа конструкций и др. Высок художественный уровень представленного материала. Проекту свойственны преимущества с точки зрения сохранения окружающей среды.

Предлагаемая авторами идея мобильного театра, несмотря на его новую техническую оснащенность, продолжает традиции народного театра, комедии дель-арте, балаганов, народных празднеств, гуляний и карнавалов. Более того, мобильный театр приспособлен также к расширению тематического содержания современных спектаклей, героями которых могут быть не отдельные личности, а целые коллективы. 

Проект под девизом 232 111. Поощрительная премия. Авторский коллектив в составе Р. Башкева, В. Каняшина, Я. Шлях 

Нижний — главный пешеходный уровень культурного центра находится на земле. Он предназначен для праздничных гуляний, массовых театрализованных шествий, ярмарочно-балаганных рядов. Насыщенность профессиональными творческими мастерскими верхнего уровня позволит оперативно и на высоком художественном уровне оформить любое из этих массовых театрализованных действий. В организации и оформлении подобных культурных событий в городе театру принадлежит ведущая роль. Он встречает спускающиеся к реке пестрые праздничные гуляния и пародийные ярмарочные процессии, «вбирая» их в себя и продолжая своими внутренними средствами, или «выплескивает» прямо на площадь представление, ведет и продолжает его на улице театральными приемами.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: