«Безликая коробка или архитектурное откровение?»

Новгородский театр драмы имени Достоевского, спроектированный в конце 1970-х годов, в свое время не был оценен по достоинству. Новаторские архитектурные решения, позволяющие поставить это здание на один уровень со знаменитым Оперным театром в Сиднее или библиотекой Гейзеля в Сан-Диего, не принесли архитектору — Владимиру Сомову — популярность в СССР. Однако спустя почти 40 лет с даты завершения строительства театр обрел шанс получить вторую жизнь. В августе 2020 года по инициативе Правительства Новгородской области и при поддержке АО «ДОМ.РФ» и ПАО «Акрон» запустился конкурс на разработку концепции реконструкции театра имени Достоевского. Консалтинговая компания КБ Стрелка, ставшая оператором конкурса, разработала комплексную модель объекта, техническое задание конкурса и пригласила к участию молодых архитекторов со всей России. В финал вышли бюро ARCHIPROBA, FORM и RHIZOME, которые разработали концепции будущего театра под руководством международного куратора — британского архитектора Роджера Уоттса, занимавшегося реконструкцией Королевского национального театра в Лондоне. 24 декабря был объявлен победитель конкурса — петербургское бюро Rhizome. По горячим следам конкурса старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А. В. Щусева Марк Акопян рассказал о том, чем так ценен театр Сомова и какие архитектурные элементы этого здания заслуживают особого внимания. 

Драматический театр им. Ф.М. Достоевского в Великом Новгороде построен в 1987 году по проекту архитектора Владимира Александровича Сомова (1928–2020). С момента открытия не утихают споры вокруг архитектуры театра. Одни восхищаются задумкой автора, считают театр шедевром советского модернизма и сравнивают облик здания с «космическим кораблем», другие недоумевают: как такую громадину можно было построить в одном из древнейших городов страны? Как мне кажется, ключ к успешному взаимодействию жителей с архитектурой XX века — в выработке языка общения. Модернизм — это молодое направление в архитектуре, сформировавшееся под влиянием технического прогресса и социальных изменений чуть больше века назад. В этом году мы отмечаем всего лишь 100-летие первой лаборатории современной архитектуры в России — ВХУТЕМАСа. Естественная реакция на новый вид зданий, которые не похожи на те, что окружали человека с детства — шок! Но означает ли это, что эта архитектура лишена эстетики, смысла, красоты? Однозначно — нет! Представьте москвича XIX века, который рядом с ордером видит пластичный модерн с майоликой или причудливым декором на фасаде, или жителя французской провинции XIII века, у которого на глазах строится монструозный готический собор. 

Постараемся настроить оптику на драматический театр и разобраться, какие же идеи легли в основу его архитектуры, а главное, ответить на вопрос, что такое театр в Новгороде — безликая коробка или архитектурное откровение?

Драматический театр им. Ф.М. Достоевского в Новгороде (1971-1987). Арх. В.А. Сомов, при участии В.П. Грищенко, Н.А. Буровой, О.О. Власовой. Конструктор О.Г. Смирнов

На 1960–1980-е годы пришелся период расцвета театральной архитектуры в СССР. Проектированием театров преимущественно занимались в Государственном институте по проектированию театрально-зрелищных предприятий (Гипротеатре). Театр в Великом Новгороде уникален — он был спроектирован именно для этого города и именно для этого места, с учетом культурного и градостроительного контекста. Здание располагается меньше чем в километре от Кремля на квадратном участке между улицей Великой и рекой Волхов. Театр имеет необычный ромбовидный план, а его главный вход обращен к реке. В качестве ориентира Сомов выбирает не город или Кремль, а Волхов, таким образом отдавая дань древнерусской традиции, когда хозяйственная и строительная деятельность была неразрывно связана с водными артериями города.

Связь с ландшафтом усиливается в интерьере театра. Обильное остекление превращает небо, берег и реку в часть декоративного оформления фойе и вестибюля. А с верхних этажей открывается панорамный вид на долину реки. Такая непривычная планировка «спиной» к улице задает сценарий движения зрителя по театральной площади, заставляя его огибать здание целиком. Игра света и тени за счет разновеликих объемов, изменение визуального восприятия: вместо здания «в городе» — здание «в природе»…  Все это театральные эффекты, лежащие в программе сооружения. Спектакль начинался, как только зритель ступал на театральную площадь.

Сомов создал собственную модернистскую среду — своеобразную буферную зону между современным сооружением и старым городом. Архитектор вынес из здания пандусы для завоза декораций на уровень планшета сцены, эмблематичную башню — доминанту площади, трансформаторную подстанцию, противопожарные резервуары, воздухозаборные шахты, открытую летнюю эстраду на 250 мест, которая так и не была построена. Первоначальное благоустройство включало создание осветительных мачт разной высоты и двух бассейнов (они реализованы частично). Сочетание бетонных и стеклянных форм с водной поверхностью — характерный прием архитектуры модернизма, применявшийся в здании ИНИОНа в Москве (Я. Белопольский, Е. Вулых, Л. Мисожников, 1960–1974), Государственной библиотеке в Ашхабаде (А. Ахметов, Б. Шпак, В. Алексеев, 1970). 

Основу здания составляет мощный ромбовидный объем. Со стороны реки расположились зрительская зона с кассами, вестибюлем и фойе. На четырех этажах театра, обращенных к улице, размещены администрация, художественные отделы, мастерские и другие служебные помещения. Над ними возвышается высокий объем сценической коробки, живописного зала и объем малого зала с буфетом. 

Оживляют силуэт здания вынесенные наружу лестницы и лифтовые шахты. Все несущие конструкции выполнены из типового железобетонного элемента, разработанного Сомовым и изготовленного на новгородском строительном комбинате специально для драматического театра. 

1960-е годы — время больших творческих экспериментов советских архитекторов. Бионика, кристаллография, математика — архитекторы охотно обращались к научным дисциплинам в поиске проектировочных концепций. 

На рубеже 1960–1970-х годов Сомов увлекается параметрической архитектурой. Он создает циклы абстрактных графических работ («Звездные эпюры»), в которых осмысляет возможности языка геометрии в создании архитектурной формы. В ряде конкурсных проектов общественных зданий, выполненных параллельно с новгородским театром, Сомов представляет экспрессивную архитектуру из саморазвивающихся кристаллических структур. Отголоски этого подхода, оставшегося лишь авторской концепцией, как и, к примеру, бионика Юрия Лебедева, несомненно чувствуются в геометрии пространственных конструкций. В части здания Сомов обнажает бетонные элементы и вводит их в интерьер: например, в фойе второго этажа и в малом зале появляются барочные кружева, а в большом зале они превращаются в колоссальную бетонную люстру.

Бесспорно, самый яркий элемент в архитектуре драматического театр — фасады, оформленные бетонными разрезанными арками двоякой кривизны. В пояснительных записках и интервью 2017 года Сомов подчеркивает, что в образе фасадов вдохновлялся новгородской архитектурой. Новгородский театр — это не стилизация в духе историзма XIX века (как, например, Храм Христа Спасителя), не эксперимент в русском стиле Алексея Щусева. В проекте театра Сомов ведет постмодернистскую игру, в которой зритель безошибочно считывает мотив, но никакого исторического прототипа нет и не может быть. Чистая фантазия! Если посмотреть на арки из пространства фойе, то станет понятно, что они не только ничего не поддерживают (не выполняют никакой несущей функции), но и никак конструктивно не связаны с основным объемом. Декорация!

В драматическом театре два зала: большой на 850 мест и малый на 150 мест, расположенный над зрительским партером. Большой зал решен в виде амфитеатра с боковыми ложами для зрителей и дикторов. За задней стеной — помещения свето- и звукорежиссеров. Чтобы проверить слышимость, во время строительства изготовили точную копию зала. Вот как об этом рассказывает в интервью 2017 года сам Сомов: «У меня зрительный зал не имеет боковых плоскостей для отражения звука, а есть только верхняя плоскость, и то она техническая — узкая галерея, на которой размещается световое оборудование. Так как я не специалист в этой теме, мы обратились за консультацией к Институту строительной физики и акустики. Они заставили нас сделать гигантский макет зала со всеми деталями, вплоть до обивки кресел. Когда стали проводить обследование в построенном театре, пригласили студентов, которых рассадили по всему залу и заставили записывать слова, произносимые со сцены. Но усложнили задачу — слова были исковерканы. Слышимость была отличная». Игровая площадка основного зала имеет трехчастную конфигурацию с боковыми сторонами, раскрывающимися в зал. Оркестровая яма, круг с кольцом, мобильные перегородки, занавесы: сценическая часть — сложный сборно-разборный трансформер, который давал возможность организовать постановку любой сложности. В малом зале стоит обратить внимание на бетонные кружевные конструкции потолка и череду больших круглых окон.

Элементы, оставшиеся на бумаге

Театр в Новгороде — классический советский долгострой. Проект театра был выполнен еще в 1973 году, и его чудом удалось сдать в эксплуатацию на излете советской власти — в 1987. Если объемно-пространственные, конструктивные и технологические решения здания полностью соответствуют замыслу автора, то декоративные и цветовые остались только на бумаге. Творческий архив Сомова насчитывает более десятка эскизов с декоративным оформлением интерьеров и экстерьеров здания, которые позволяют по-новому взглянуть на сооружение в режиме дополненной реальности. Первые изменения архитекторам пришлось вносить уже на стадии строительства. 

Сложно представить, но первоначально театр должен был быть красным! Белым он стал только из-за отсутствия в то время технологии промышленного производства цветного бетона. 

Особый интерес представляют витражи на фасадах, от которых пришлось отказаться, по всей видимости, на последней стадии строительства из соображений экономии. Над главным входом в простенке между полуциркульными окнами располагался центральный витраж с желтым градиентом (ГНИМА ОФ 6231/12, 6431/5). Выше — витражи малого зала в синих тонах. Узкие вертикальные витражи высотой 20 метров располагались между «арками» фасадов со стороны реки. Однако градиентный рисунок не единственное, что объединяет витражи. На эскизах хорошо видно, что витражи подчинены идее двух пространственных лучей, сходящихся над главным входом. Такой художественный прием собирал разрозненные элементы в единое полотно, придавая динамику монотонному ритму фасада. Мотив луча света Сомов применил и в оформлении сценических занавесей. Свет и цвет обильно присутствовал и во всех публичных зонах внутри здания. Именно через этот прием архитектор воплощал идею тотального театра: игровой постановки, которая встречала зрителя на подходе к зданию и сопровождала его до кресла в зрительном зале. 

Экстерьер и интерьеры театра в Новгороде пронизаны единой авторской концепцией, и то обстоятельство, что декоративное оформление не было реализовано, нарушило целостность его образа и повлияло на его негативное восприятие жителями города. Яркий и во всех отношениях уникальный объект, который должен был стать украшением города, в итоге оказался отторгнут «иммунной системой» как инородное тело. Остается только надеяться, что в результате реконструкции театр обретет заслуженное признание и станет центром притяжении для новгородцев и гостей города.

Екатерина Малеевадиректор проектов КБ Стрелка«Реконструкция театра драмы позволит перенести шедевр Сомова в современный мир, конечно, сохранив при этом уникальные авторские архитектурные элементы и решения». Именно они привлекут в театр новую группу посетителей — ценителей архитектуры второй половины XX века, количество которых по всему миру в последние годы неуклонно растет. Думаю, ценители архитектуры обратят внимание и на уникальный формат конкурса-мастерской, который позволил собрать талантливых молодых архитекторов из России, работавших над концепциями под руководством международного куратора конкурса — Роджера Уоттса».

Проект Rhizome

В статье впервые публикуются архивные материалы архитектора Владимира Сомова, поступившие в Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева в этом году.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: