Если говорить о визитной карточке урбанистического феномена Казани, на ум первым делом приходит озеро Кабан. Всего за пару лет оно превратилось в центр городской жизни и новой культуры: сюда казанцы приводят гостей и приходят сами — на утреннюю пробежку, поиграть с детьми, совершить неспешную прогулку или покататься на катамаране. Здесь назначают встречи, устраивают фестивали и приводят на экскурсии делегации из других городов. А над озером возвышается здание-«парусник», символ советского модернизма 1980-х и важное место для многих казанцев. В нём уже более 40 лет даёт спектакли самый старый национальный театр России — Театр имени Галиасгара Камала. В 2021-м для него решено было создать новое пространство — неподалеку от старого, тоже на берегу озера.
Театр Камала в Казани
- Текст:Елена Верещагина30 марта 2022
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
От самого Кабана через недавнюю реконструкцию Национальной библиотеки Татарстана урбанистическая революция стала ещё и культурной. Победителем выбран консорциум с участием Wowhaus, бюро Кэнго Кума, Werner Sobek и архитектора Германа Бакулина — они предложили наиболее смелую концепцию «снаружи», при этом сумев точно попасть в запрос театра «внутри». Рассказываем о том, как проходил конкурс и почему его результаты важны далеко за пределами республики.
«За последние годы Казань прошла уникальную
архитектурную трансформацию, которая сильно повлияла и на качество общественных
пространств, и на повседневную жизнь горожан. Сильная, открытая и конкурентная
стратегия, ориентированная на будущее, сыграла важную роль в этих достижениях.
Этот процесс требует больших усилий, но уже приносит свои плоды. Ведущие
архитектурные бюро конкурируют за лучшие идеи, нанося Казань на карту мира
современной архитектуры», — так описывает процесс местных преобразований основатель ArchDaily
Дэвид Базульто.
В 2021 году вслед за сверхуспешным обновлением
модернистского здания Национальной библиотеки, разработкой Стратегии развития
реки Казанки с
цепочкой из 12 прибрежных парков, которые растянутся на десятки километров, в
Татарстане решили устроить открытый международный конкурс на разработку архитектурной
концепции Театра Камала. В отборочном этапе приняло участие 87 компаний из 14
стран мира, в том числе России, Казахстана, Китая, Индии, Франции, Испании,
США, Японии. Финалистами стали восемь консорциумов, которые представили свои
концепции.
Сверхплотность контекста — наверное, главная черта
этого конкурса. Финалисты разрабатывали концепции буквально в тесной
коллаборации представителей города и театра. Детальное функциональное задание,
архитектурная экскурсия, ток-шоу «Театр Камала в 2056 году», вовлекающая
экскурсия по театру, серия установочных семинаров и 45 индивидуальных
консультаций с представителями города и коллектива театра — лишь некоторые из шагов на
пути от начала работы консорциумов до презентации готовых концепций жюри. А ещё «Театр горожан» — постановка, где вовсе не
профессиональные актёры, а сами зрители делились переживаниями о будущем места. В подготовке
были задействованы более 70 экспертов в области театрального дела, истории,
этнографии.
Конкурс изначально не был простым ещё и потому, что от результата
ждали ответа на вызовы, которые казанцы сами же себе и поставили. Во-первых,
новая театральная архитектура — не просто переезд, а расширение возможностей для постановок и новых
направлений. Театр Камала много лет считается важной точкой тюркского мира,
устраивая фестиваль национальных театров «Науруз». Поначалу у идеи переезда
были и противники, и осторожные наблюдатели. Но, как ни крути, старое здание серьёзно ограничивало возможности и амбиции труппы.
Поэтому в функциональное задание вошло всё: от поиска новой татарской идентичности до размера
гримёрных
комнат.
Во-вторых, на постсоветском пространстве
театры очень редко строят с нуля. В России из значимых проектов можно вспомнить
разве что Мариинку-2 и проект Пермского театра оперы и балета от Дэвида
Чипперфильда, впрочем пока не реализованного. Новый театр по масштабу
культурного центра поставит Казань в один ряд, например, с Гамбургом, где
Herzog & de Meuron создали Эльбскую филармонию, или Шанхаем, где над Grand
Opera в течение нескольких лет трудится Snøhetta.
В-третьих, и совсем не в последних, развитие
уникальной экосистемы озера Кабан. Начав благоустройство территории озера ещё в 2018 году с
международного конкурса, в котором выиграл российско-китайский консорциум Turenscape
и MAP, здесь будто не могут остановиться, и получается хорошо. Именно с озера
Кабан во многом в России началась мода и ставка на «комфортную городскую
среду», а сам объект неоднократно привлекал внимание международного сообщества,
например взяв награду за «Городской ландшафт» премии World Architecture
Festival 2021.
С нового здания Театра Камала начинается
разговор и о современной татарской архитектуре. Что может прийти на смену
богатым, нефтяным и эклектичным строениям нулевых — десятых, если пригласить к участию будущих
пользователей, международных архитектурных звёзд и сильных российских практиков? Для Казани,
пожалуй, этот вопрос впервые был поставлен именно так. И организаторы, как
могли, постарались обозначить границы того, как может выглядеть «татарская
душа».
Так, в требованиях к концепции содержалось множество вводных, касающихся татарской идентичности. Чего стоит один Восточный зал — обязательный функциональный элемент, «зал с открытым куполом и звёздным небом», который стал мечтой главного режиссера театра Фарида Бикчантаева.
С таким обилием вводных концепции финалистов
получились практически несравнимыми, что ещё осложнило жизнь организаторам конкурса. Консорциум
под лидерством архитектора Николая Новикова придумал театр-сад — своеобразную реплику
знаменитых висячих садов Хенералифе,
— который обращается к
водной глади озера. Сверху форма здания театра напоминает абрис листа дерева — ясный и запоминающийся
образ для зрителей, а театральные фойе становятся похожи на городские площади.
Консорциум, объединивший бюро «Метрополис», Coop Himmelb(l)au и
«Мириада групп», сделали акцент на силуэте — башнях причудливых внешне форм, однако внутри
позволяющих разместить всё необходимое, с главной башней-тюльпаном и сетью микрообщественных
пространств.
Бюро «Рождественка» пошло по пути бережной
интеграции в городской контекст, где у театра появились свои улицы, площади и
скверы. В пространственных и архитектурных решениях — отсылки к Старо-Татарской
слободе, которая находится тут же, неподалеку.
Консорциум под лидерством «Мегабудка» представил
театр как ханское богатство, где объём каждого театрального зала становится драгоценным камнем. Фасад театра
— занавес — выступает как фронт улицы и
приглашает стать участником театрального действа.
Консорциум с участием «Прайд» и Zaha Hadid Architects предложил
оригинальную и даже оторванную от реальности параметрическую архитектуру, а
финалисты под лидерством Казанского государственного архитектурно-строительного
университета —
концепцию «Зеленая шаль», оммаж легендарного спектакля театра. Шаль плавно
стелется вдоль озера Кабан, внутри же ось – театральная улица как главная
артерия чётко
отделяет перформативную функцию театра от технической.
В каждой концепции по-разному были решены и
задачи театра (три новых зала, технические помещения, пространства для
экспериментов и разных жанров) и развития города (активация жилого района,
соединение с Кабаном и оживление прилегающих городских улиц). И, конечно, масса
заигрываний с национальной культурой в разном масштабе — от генерального плана и
посадки на рельеф до материалов отделки каждого зала. Архитекторов вдохновляли
своды мечетей и консоли минаретов, дома Старо-Татарской слободы, меткость
татарских стрел и бумага театральных сценариев, женские национальные головные
уборы и интерьеры традиционных жилищ, знаковые постановки труппы и народные
легенды.
Основная борьба развернулась между двумя
концепциями:
бережной, многослойной от консорциума Bespoke и Асифа Хана и острой, прорывной
от Wowhaus и Кэнго Кума. Первые мастерски поработали с культурным контекстом
места. Здание —
не доминирующее, а очень аккуратное — обращается к городу во все стороны. А в силуэте кирпичных фасадов
спрятан не только образ белокаменных стен Казанского кремля, но и одновременно
эстетика суфийской философии и советского модернизма, стремящегося к чистоте
форм. Все фасады театра становятся главными, символизируя равенство и диалог
различных мировоззрений, языков, культурных слоев, традиций внутри татарского
общества.
Вторые — наиболее точно и детально проработали функциональное пространство, придумав запоминающуюся упаковку.
Олег ШапироГеометрия нового театра навеяна редким природным явлением: «ледяными цветами» на озере Кабан. «Заострённость», устремлённость — характерные черты татарской культуры, архитектуры и искусства. Новое здание задумано как часть топографии места, как парк с пешеходными маршрутами и рекреационными зонами, интегрированными и продолжающими существующее благоустройство набережных. Форма, вдохновленная самой «татарской душой»: острая, закрытая снаружи и мягкая, гостеприимная внутри. Сейчас есть тенденция: люди боятся авангардных форм, говорят, что это неорганично городу и, наверное, это не будет похоже на традиционную застройку Казани. Но ведь в Казани есть и другая традиция — традиция яркой архитектуры. В своё время, когда появился существующий (старый) театр Камала, он был ни на что не похож. У города должны быть объекты, которые выделяются на фоне цементирующей его среды. Наше предложение наследует двум линиям: с одной стороны, мы смотрим на культурные коды, которые уже сложились здесь, с другой – такой город, как Казань, претендующий быть в линейке мировых столиц, должен иметь несколько презентующих сооружений, которыми гордятся жители, а другие стремятся их увидеть.
Кэнго КумаМы постарались создать проект в гармонии с озером, а также с казанской культурой и татарскими традициями, перевести татарскую традицию на современный архитектурный словарь и создать то, что может стать достойным памятником как этого места, так и татарской традиции.
Победителем после сложных, многочасовых и даже драматичных обсуждений экспертного совета и жюри стал консорциум под лидерством Wowhaus (Москва, Россия), Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия). Таким образом в Казани появится объект японского архитектора с мировым именем, сильной командой, которая готова этот проект реализовать, при этом с надёжным локальным партнёром.
Наталия Фишман-БекмамбетоваЭто большое событие. Для нас очень отрадно, что в консорциуме есть величайший Кэнго Кума. Перечислять объекты, которые он построил, нет смысла. Есть сильный партнер, компания Wowhaus, которая имеет опыт реализации театральных пространств, например Электротеатра Станиславский. Это означает, что мы не будем совершать ошибок на этом пути. Очень здорово, что в этой компании есть Герман Алексеевич Бакулин. Поскольку он часть авторского коллектива того здания, в котором сегодня живёт театр, преемственность, уважение, бережность, я уверена, нам гарантированы. Этот синтез японских архитекторов и татарской культуры может дать очень интересный взгляд со стороны.
По первоначальным планам здание появится в
Казани уже в 2025–2026 годах.
Материалы для каждого проекта, а также фото Олега Шапиро и Наталии Фишман-Бекмамбетовой предоставлены организаторами конкурса на разработку архитектурной концепции Театра Камала.
Фото Кэнго Кумы. © Carbonne J. C.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: