Музей архитектурного рисунка

    • Типология
      Музей
    • Место
      Берлин, Пренцлауэр-Берг, Кристиненштрассе, дом 18
    • Год
      2013
    • Общая площадь
      498 м²
    • Экспозиционная площадь
      189 м²
    • Этажность
      5
    • Заказчик
      Фонд Сергея Чобана - Музей архитектурного рисунка
    • Авторы проекта
      Сергей Чобан, Сергей Кузнецов (SPEECH)
    • Главные архитекторы
      Филипп Бауер, Ульрике Грефенхайн (nps tchoban voss)
    • Лифты
      Tepper Aufzuganlagen GmbH
    • Фасад
      MBM Konstruktionen GmbH / Heimannund Schwantes
    • Конструкции
      PPW Dipl.-Ing- D. Paulisch
    • Инженерные системы
      Planungsbüro Thye
    • Деревянные панели и индивидуальные изделия из дерева
      Tischlerei Hollenbach
    • Наружнее и внутреннее освещение
      Kardorff Ingenieure

Эта постройка, законченная всего лишь два года назад, многим уже кажется едва ли не хрестоматийной. Проект музейного здания был разработан в 2010 году бюро SPEECH под руководством Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. В сборе разрешительной и подготовке рабочей документации, а также на этапе сопровождения строительства принимали участие сотрудники берлинского офиса nps tchoban voss.

Концепция

Заказчиком проекта и инициатором строительства Музея выступил Tchoban Foundation Museum for Architectural Drawing, основанный в 2009 году. Будущий музей должен был выполнять функции экспонирования, хранения и приумножения коллекции архитектурной графики, а также заниматься организацией выставок графических работ из других институций. Фондом рассматривались два варианта создания экспозиционного центра: реконструкция и строительство нового объекта. Необходимость в особом микроклимате для демонстрации рисунков и грамотно выстроенном освещении чрезвычайно ограничивала выбор подходящего для реконструкции строения. В результате выбор остановился на строительстве нового здания, совмещающего депозитарные и экспозиционные функции.

Место

Фонд приобрел право на застройку небольшого земельного участка на улице Кристиненштрассе в районе Пренцлауэр-Берг, освободившегося после сноса старого одноэтажного гаража, отделявшего территорию бывшей пивоварни Пфефферберг от улицы. 

Архитектура

На площадке 12,5 х 7,9 м был запроектирован компактный объем из четырех полноценных этажей и верхнего, меньшего по площади, этажа, поднимающегося до конька соседнего дома. На каждом этаже удалось разместить по одному большому помещению: вестибюль на первом этаже, графические кабинеты на втором и третьем, хранилище — на четвертом и офис на пятом этаже. Для технических и подсобных помещений был отведен шестой (подземный) этаж. Все этажи связывает вместе коммуникационный блок из лифта и лестницы, примыкающий к глухому соседнему брандмауэру. 


Екатерина Фуксруководитель строительных работ«Так как основная часть конструкций абсолютно уникальна и все соответствующие инженерные решения разработаны специально и только для музея, было тяжело найти строительные компании, готовые на эксперимент и риск и одновременно способные к творческому решению «нерешаемых» на первый взгляд задач практически по всем разделам».
На первый взгляд может показаться, что стены здания сложены из огромных каменных глыб, обтесанных и украшенных руками искусных мастеров. В действительности единственный материал, использованный строителями музея при возведении основного объема, — монолитный водонепроницаемый железобетон, подцвеченный пигментами под цвет старой бумаги по технологии компании Dyckerhoff. Каждый этаж отливался целиком, чтобы минимизировать видимые швы. Для этого использовалась опалубка из щитов, на внутреннюю сторону которой были наклеены силиконовые рельефные матрицы высотой в 4 метра, изготовленные компанией Reckli по графическому заданию архитекторов. Четыре различных графических мотива (по одному для каждого этажа) были взяты из произведений Анжело Тозелли и Пьетро Гонзаго, входящих в коллекцию Фонда. Что примечательно, одна из них — «Архитектурная фантазия к театральным декорациям» П. Гонзаго — один из первый рисунков, приобретенных С. Чобаном для коллекции более 15 лет назад.На основе каждого мотива архитекторы разработали несколько типоразмеров матриц шириной от 46 см до 2,5 м. 

Конструкции

При разработке конструктивной схемы здания крайне важной задачей было обеспечение максимальной тепло- и пароизоляции залов от внешней среды. Первую линию защиты образует бетонная оболочка, покрытая снаружи специальным защитным слоем, выполненным на основе нанотехнологий (система Faceal Oleo HD, исполнитель — mk-nanotec UG). Затем идет 10-сантиметровый слой тепло- и пароизоляциии из пеностекла FOAMGLAS. Внутри стены облицованы известково-песчаным кирпичом и покрыты известково-цементной штукатуркой. Оба материала способны выделять и аккумулировать тепло и влагу, предотвращая появление плесени. 

Инженерия

Помимо конструктивной защиты особый микроклимат и постоянство температурно-влажностного режима в музее поддерживается комплексом инженерных решений, включающим систему кондиционирования и встроенную в потолки систему отопления/охлаждения. В результате температура держится в пределах 19-24 ̊С ± 2 ̊С, а влажность воздуха составляет 50% ± 5% (это оптимальные параметры для графики). 

Освещение

Специально для музея немецкая фирма Kardorff Ingenieure предложила энергоэффективные светодиодные светильники компании Selux, выделяющие минимум тепла и ультрафиолетового излучения. Практически невидимые для посетителей, светильники расположены так, чтобы развешенные по стенам экспонаты освещались максимально концентрированно и равномерно, без искажений цветовой гаммы. 


Волкер фон Кардорффинженер по музейному освещению«Вся схема освещения создавалась с использованием LED-технологии. Нам было важно обеспечить наиболее простой способ использования. Освещение включается и выключается как в любом доме, и обращение с ним не требует долгого обучения. Существуют различные сценарии внутреннего и внешнего освещения. Снаружи здание подсвечивается с двух точек. При помощи автоматического переключения в ночной режим мощность освещения всех видимых помещений музея, того же остекленного верхнего яруса, снижается до 30 %».

Интерьеры

Художественно-дизайнерское решение всех основных элементов оформления интерьеров Музея, вплоть до оригинальных модулей из бетона и изготовленных по специальному заказу бронзовых дверных ручек, выполнено по принципу подобия с основными мотивами фасадов и общей объемно-пространственной структуры. Наиболее ярко эта взаимосвязь прослеживается в интерьере вестибюля на первом этаже. Облицованные деревянными резными панелями стены, рисунок которых перекликается с рельефом на бетонных фасадах, напоминают традиционную библиотеку. 

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: