40 лет резонанса

    • Место
      Москва, ул. Крымский Вал, 10
    • Год
      1960–1979
    • Архитекторы
      Н. Сукоян, Ю. Шевердяев, М. Круглов, В. Васильева, Г. Михайловская, В. Гуторкин

Есть здания, которые одномоментно возводятся и стоят на своем месте долгие годы, не претерпевая почти никаких видимых глазу изменений. А есть объекты со сложной судьбой, с самого первого эскиза с ними все зыбко и неясно. Одно из таких зданий — Центральный Дом Художника на Крымском валу в Москве. На него не раз покушались советские и постсоветские власти в попытке снести, реконструировать или перестроить. Но как ни в чем не бывало он располагается на привычном месте и сейчас. Его интересно не только препарировать как объект, но и разбирать по кирпичикам историю многосложного пути из XX века до сегодняшнего дня.

Советская машина строительного комплекса всегда была неповоротливым гигантом с трудным характером. Под ее началом инициировались циклопические проекты и было зарублено множество локальных инициатив. Иными словами, смелость замыслов нередко разбивалась о бесконечное промедление в реализации.

С начала проектирования здания Центрального Дома Художника до момента его открытия прошло почти двадцать лет, но история попыток застроить этот участок в Парке искусств началась намного раньше 1960-х. В 1934 году проводился конкурс на проект здания Академии Наук, победителем которого стал Алексей Щусев, а уже в 1935 году в соответствие с утвержденным Генеральным планом реконструкции Москвы участок на Крымском валу был передан под строительство этого грандиозного комплекса. Проект дорабатывался и видоизменялся вплоть до 1949 года, но так и не был реализован. 

В сентябре 1956 года правительство приняло новое решение относительно пустующего участка: построить на этом месте крупнейший в Москве выставочный центр, который задумывался как комплекс из двух зданий — художественного музея с постоянной экспозицией и выставочного корпуса для текущих мероприятий и проведения выставок современного искусства. По старой-доброй советской традиции финальная программа комплекса была значительно урезана — музей и выставочный зал решено было разместить в одном здании.

Подготовка проекта. Государственная Картинная галерея СССР. Вид с Крымской набережной. Н.П. Сукоян. Источник: https://cha.moscow/hystory

Проект казался чрезвычайно смелым для своих лет: крупная единая форма, радикальность баланса между «монолитом» третьего этажа и легкостью остекления первого, ясная жесткая трехчастная структура фасада. А к моменту окончания строительства его лаконичные формы уже не давали никому покоя — предпринимались попытки «украсить» фасад барельефами или как-то еще трансформировать форму, казавшуюся к тому времени слишком лапидарной. 

Процесс строительства. Источник: https://pastvu.com/p/96234

В 1990-е здание Центрального дома Художника становится глобальной ярмаркой: экспозиционные площади активно сдаются в аренду, начинается эпоха идущих наперебой ежегодных выставок, салонов. Само здание выставочного комплекса активно занавешивается рекламой циклопических размеров, а набережная становится глобальной парковкой с тесным проездом и художественным вернисажем из временных палаток.

Вид на ЦДХ со стороны Крымской набережной. Особое внимание на себя обращает массивный рекламный баннер. Источник: https://pastvu.com/p/38995

В нулевые, пока выставочный комплекс продолжает искать пути собственного развития, в дело вмешиваются московские власти: у них свои планы насчет ЦДХ. В 2000 году проходит конкурс на модернизацию здания, но в итоге он заканчивается ничем. В 2008 году речи о модернизации здания уже совсем не идет. На международной выставке MIPIM в Каннах, жена бывшего московского мэра Юрия Лужкова, Елена Батурина, представляет проект «Апельсин», выполненный британским бюро Foster + Partners. 

Проект «Апельсин», бюро Foster + Partners. Источник: http://www.chaskor.ru/article/vyrastet_li_na_meste_tsdh_apelsin_2119


Здание как никогда близко подходит к угрозе сноса, вследствие чего общественность трясет еще на протяжении двух лет. В это время на портале СовАрх публикуется письмо автора проекта — Николая Петровича Сукояна — в нем он рассказывает ту самую длинную и непростую историю проектирования и строительства здания, объясняет его особенности, ценность. 

Николай Сукоянархитектор «Художественный музей — хранилище вечных ценностей. Его образ спокойный, монументальный, статичный. Выставочные залы для временных выставок — искусство в движении. Не всё ещё устоялось, не всё выдержит испытание временем. Образ беспокойный, порывистый, динамичный. В образе здания Государственной картинной галереи, в его объёмно-пространственном решении, во внешнем облике и внутренней организации авторы пытались найти ответ этим исходным позициям»

В итоге, здание удается сохранить. А после реконструкции и благоустройства Крымской набережной в 2012–2013 годах белый объем Дома Художника заново обретает свое место на карте города. Как и задумывалось изначально, ЦДХ вновь погрузился в зелень парка. 

Обновленная Крымская набережная по проекту бюро Wowhaus http://wowhaus.ru/urbanistics/crimea-quay.html

В 2016 году «КРОСТ» благоустраивает внутренний двор — надолго закрытый и заброшенный, но изначально задуманный как часть рекреационной программы, как связь музея с парком и набережной. 

Но и это еще не все. Сейчас Центральный Дом Художника стоит на пороге нового витка своего развития: еще в 2017 году было объявлено о полной передаче здания в ведение Третьяковской Галерее, а бюро OMA Рема Колхаса предложило свою концепцию реконструкции внутренних пространств здания.

Так, неудобное всем здание на Крымском валу продолжает свой нелегкий путь, а куда он приведет — покажет время. 

Проектное решение реконструкции внутренних пространств здания. Источник: https://www.mos.ru/news/item/36780073

Подписка на журнал
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: