Завод и соцгород в Каменске
- Текст:Людмила Токменинова2 февраля 2021
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Общий вид на Каменск. Фото конца
ХХ века
В конце 1920-х начале 1930-х годов советскими геологами были открыты уральские бокситы. 26 мая 1932 года Совнарком СССР принял постановление о строительстве на Урале алюминиевого комбината (УАК). По мере нарастания угрозы военного вторжения в СССР И. В. Сталин уделял большое внимание Уральскому алюминиевому комбинату как важнейшему стратегическому объекту. Дело в том, что два уже существовавших в СССР алюминиевых завода — Волховский и Днепровский — в случае войны с Германией оказались бы в прифронтовой полосе. УАК в таком случае стал бы единственным алюминиевым заводом в СССР, который сможет выпускать алюминий для самолетов советской армии. На строительство комбината направляются лучшие специалисты: инженеры А. П. Альпов и А. М. Кораблинов, архитекторы Г. П. Валенков, Е. Н. Коротков.
Существовавшие в 1933 году в СССР алюминиевые заводы работали на привозном глиноземе. Поэтому сооружение на Урале гиганта алюминиевой промышленности с полным технологическим комплексом на базе энергии собственной теплоэнергоцентрали явилось бы крупной победой индустриализации и знаком успешного выполнения планов первых пятилеток. Это был один из рубежей на пути превращения Урала в крупный промышленный регион страны.
Фрагмент схемы размещения промышленных предприятий в районе поселка
Каменск. 1934 год.
1 –
территория Уральского алюминиевого завода, в котором Красногорская ТЭЦ была
запланирована как цех; 2 – затопленная деревня Красная Горка; 3 – Волковская
плотина
В 1934 году во исполнение решения XVIII съезда и в соответствии с приказом Наркомтяжпрома СССР правительственная комиссия выбрала площадку для строительства Уральского алюминиевого комбината (УАК), включая теплоэлектроцентраль на правах цеха. Место было выбрано в районе деревни Красная Горка, в окружении деревень Байново, Монастырка, Волково, неподалеку от железнодорожной станции.
Генеральные планы Каменских заводов и проекты необходимых для их деятельности инженерных сооружений разрабатывались столичными проектными организациями при соответствующих наркоматах и совнархозах.
В первой половине 1930-х годов при будущем Уральском алюминиевом заводе, КТЭЦ и плотине на реке Исети началось возведение рабочих поселков. Деревня Красная Горка, препятствовавшая строительству завода и подлежавшая затоплению при строительстве плотины, была в 1936 году переведена северо-восточнее от территории Каменска.
Генплан Уральского алюминиевого комбината и поселка на 20 000 жителей. Трест «Монтажпроекталюминий», Ленинград, 1934
В 1934 году ленинградским «Монтажпроекталюминием» был выполнен проект генерального плана УАКа и рабочего поселка на 20 000 жителей. Здесь должны были проживать строители, работники завода и теплоэлектроцентрали. По проекту его территория четко делилась на две зоны: промышленную и жилую, объединенные улицей Алюминиевой. Промышленная зона завода была регулярно распланирована вдоль основной магистрали. Территория ТЭЦ располагалась в ней с восточной стороны. Традиционная для соцгорода площадь образована ансамблем зданий заводоуправления. Ее центр акцентирован монументом И. В. Сталина. Улица Алюминиевая соединяет предзаводскую часть площади с главной площадью поселка, которую радиально пересекают три главные улицы: Алюминиевая, Бугарева, Каменская. Композиция жилой зоны представляет собой синтез радиально-лучевой планировки и регулярной сетки. Юго-западная часть поселка своей конфигурацией повторяет изгибы реки Исеть.
Северо-западная часть поселка спроектирована по принципу прямоугольной сетки. Кварталы, оснащенные объектами коммунального хозяйства, застроены периметрально. Внутри кварталов, относительно ул. Алюминиевая симметрично расположены стадионы и спортивные сооружения.
Жилой комплекс в этом проекте первоначально был назван рабочим поселком. Но уже через несколько лет в проектной документации его стали называть соцгородом. В основу проекта 1934 года был заложен принцип проектирования соцгородов 1930-х годов, где главным в композиции является завод, от его проходной берет начало главная улица соцгорода, объединяющая две площади – предзаводскую и общественную площадь жилого комплекса.
Как правило, планировка соцгородов в 1920–1930-е годы осуществлялась в СССР без комплексных планов развития инфраструктур, а проектная численность населения постоянно менялась. И в этом случае в 1934 году Ленинградский проект соцгорода УАКа был переработан Свердловским бюро «Уралалюминстроя» под руководством архитектора Е. Н. Короткова и инженера В. В. Жвирко на максимальное население в 27 000 человек. Территория селитебной зоны была расширена с северо-западной стороны до железнодорожной линии Синарская-Челябинск, а с южной — до Красногорского оврага.
Застройка соцгородка УАКа (УАЗа) конца 1930-х годов. Фото 1950-х годов
Как в первом, так и во втором проекте структурной единицей соцгорода УАКа (УАЗа) был видоизмененный квартал-коммуна архитектора Д. Ф. Фридмана, разработанный им в 1929 году для Москвы. По его описаниям: «Квартал-коммуна по территории в несколько раз превосходит типовой квартал современного города. Его территория представляет собой свободную зеленую площадь, пересеченную аллеями для пешеходов, ведущими к выходу на главные магистрали, то есть к местам работы». Запроектированный Фридманом квартал-коммуна представлял собой жилой комплекс, состоящий из домов с одно- и двухкомнатными квартирами, яслей, находящихся у каждого дома, детских садов. Четыре таких квартала-коммуны окружают площадь, на которой расположен стадион с учреждениями, обслуживающими его. Вблизи площади расположены школы и кинотеатры. Кроме того, кварталы примыкают к широкому проспекту, на оси которого расположены общественные здания: учреждения, универмаги, гостиницы, гаражи и т. п. Также в планировке кварталов-коммун соцгорода УАЗа была использована упрощенная схема жилкомбинатов, применявшихся в проектах более крупных соцгородов в Ленинграде, на Автострое, Магнитогорске, Кузнецке, Ижевске. Во внешнем облике жилкомбинатов подчеркивался коллективизм нового быта: они представляли собой единые архитектурные комплексы, здания которых соединенялись подземными и надземными переходами. В большинстве проектов жилкомбинатов общественные корпуса (клубы, детские учреждения, столовые, школы и другие) были композиционными центрами и располагались на главной оси, а к ним примыкали жилые корпуса для семейных и одиноких. Жилые комнаты имели минимальные размеры и были предназначены только для сна.
Ленинградскими архитекторами был разработан эскизный проект центрального квартала соцгорода – комплекса ЦЖС с общественными зданиями, расположенными по центральной оси. Еще один квартал-коммуна, с более комфортабельными домами, был возведен с южной стороны ЦЖС.
Вид на Красногорскую ТЭЦ (в центре) в структуре заводских корпусов УАЗа. На дальнем плане видна застройка соцгородка. Фото 2010-х годов
В 1934 году архитектор Г. П. Валенков разработал проект жилого комплекса Уралалюминия, расположенного в границах улиц Алюминиевая–Октябрьская–Исетская–Строителей. Комплекс имел более крупные размеры площади по сравнению с обычными кварталами и такую же симметричную объемно-планировочную композицию. <…>
В генплане 1934 года, выполненном Ленинградской организацией «Монтажпроекталюминий» разработаны планировки двух юго-восточных кварталов поселка, расположенных между двумя дугообразными отрезками улиц Октябрьской и Красногорской. Эти кварталы имеют конфигурацию секторов окружности.
Планировка западного квартала имела симметричную композицию. Вдоль оси симметрии квартала располагались общественные здания, по периметру – жилые дома, образующие замкнутые пространства дворов, внутри которых размещались бытовые и хозяйственные постройки. Таким образом, в решении кварталов, как с временной застройкой, так и с комфортабельной, была использована планировочная схема сочетания упрощенных вариантов кварталов-коммун и элементов жилкомбинатов.
Генпланы соцгородов Каменска отражали тенденцию изменения архитектурно-градостроительного масштаба – расширение пространств улиц, укрупнение кварталов, повышение этажности, увеличение объема строительных работ, благоустройство улиц и площадей. В соцгороде УАЗа планировка центральных кварталов, спроектированных в 1934 году по принципу коммун, получила ансамблевое завершение.
Проживание в условиях соцгорода, поскольку поселок КТЭЦ территориально сливался с поселком УАЗа даже после их разделения в 1939 году, что, несомненно, накладывало отпечаток на качество жизни, устройство быта, семейный уклад и формирование личности членов трудового коллектива Красногорской ТЭЦ.
Главная аллея Красногорской ТЭЦ с видом на здание Управления. Фото 2015 года
Жилищное строительство предприятия для своих сотрудников не
прекращалось даже в трудные годы Великой Отечественной войны. Традиционные для
советской идеологии коллективные занятия спортом способствовали созданию
добровольного спортивного общества «Энергия», собственных футбольной и
хоккейной команд, а также строительству собственного стадиона. Потребность
предприятия в квалифицированных сотрудниках обусловила предоставление
возможности повышения квалификации для них. Был открыт профильный техникум, на
самом предприятии работало научно-техническое общество. Красногорская ТЭЦ
становилась не только передовым производством в области энергетики, но и
поставщиком высококвалифицированных кадров для сети новых электростанций. Целый
ряд руководителей высшего звена энергетической отрасли были сотрудниками
Красногорской ТЭЦ.
Вид с главной аллеи на здание бытового корпуса. Фото 1960-х годов
Интерьер здания столовой. Фото 1960-х годов
Важнейшими социальными программами советского государства были здравоохранение, образование и отдых. В этом направлении в собственности ТЭЦ были детские сады, пионерский лагерь, профилакторий с плавательным бассейном, спортзалом и зимним садом.
Советский коллективизм, чувство сплоченности и ощущение личной причастности к производству сыграли важную роль в изобретательстве и рационализаторстве представителей трудового коллектива, ускоривших темпы строительства и реконструкции ТЭЦ, достижению максимальных мощностей. Об этом свидетельствуют высокие награды, как общие для трудового коллектива орден Ленина, так и личные. Среди сотрудников ТЭЦ 11 человек – обладатели ордена Ленина, 15 – Трудового Красного знамени, 6 – Трудовой славы и ряд почетных и заслуженных энергетиков. В разные годы предприятием получен ряд дипломов ВДНХ. В 1930-е годы было широко распространено стахановское движение. Одним из его лидеров был каменщик Г. У. Шестаков, именем которого названа одна из улиц города. За смену он укладывал вагон кирпича, что в переводе на выполнение нормы в процентах составляло 2000%.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: