Зал ожидания будущего

18 декабря в здании Казанского вокзала открылась выставка «Станция Россия», ранее представленная в российском павильоне на 16-й Международной архитектурной биеннале в Венеции. Одной из частей экспозиции стал проект «Зал ожидания будущего» — попытка предвидеть развитие городов и железнодорожного транспорта от архитектурного бюро Citizenstudio. TATLIN поговорил с архитекторами Даниилом Никишиным и Михаилом Бейлиным об образе Транссибирской магистрали в российской культуре и том, почему железная дорога является разделяющим фактором и чем это грозит. 

— На мой взгляд, железная дорога — это важный пласт не просто российской культуры, а менталитета. Всем известно, что поездка по транссибирской магистрали часто романтизируется иностранцами, преодолевая этот путь они пытаются понять русскую душу. Думали ли вы об этом, когда готовили проект «Зал ожидания будущего»? Кажется, это важная составляющая, о которой не стоит забывать.

— Разумеется. Это лейтмотив всего российского павильона. Мы тоже отразили это в своей работе. Графическое эссе «Великая Русская Река» в том числе про то, как железная дорога протекает через всю Россию, связывая города и людей, скрепляя огромное «Свободное пространство» нашей страны. То разливаясь, то сужаясь в тонкую нить она несет свои неторопливые составы с востока на запад и с запада на восток, и в этом токе заключена жизненно важная энергия страны и человеческих жизней.

— Сколько, по-вашему, потребуется времени, по самым реалистичным прогнозам, на полную реконструкцию железнодорожной сети? И возможно ли решение проблем, связанных с «мертвыми зонами», сопровождающими Транссибирскую магистраль, проходящую через крупные города России, без прямого вмешательства в эту систему?

— Транссибирская магистраль была построена на рубеже веков «с нуля» за 25 лет. При наличии воли, сегодня ее полная модернизация могла бы занять значительно меньше времени. Ключевым здесь является целеполагание. Сегодня мы его не видим.

Решение обозначенных проблем возможно и в формате городского благоустройства. Но значительный прорыв здесь возможен только с изменением технологической системы железной дороги.

— Не кажется ли вам, что тема “Free space”, заявленная Российским павильоном на биеннале в Венеции, имеет несколько политическую коннотацию?

— Тема “Free space” была заявлена кураторами Биеннале Фаррелл и Макнамара. Россия на эту тему ответила экспозицией «Станция Россия», посвященной железным дорогам. На мой взгляд, это очень точное попадание в общую тему. Ведь Россия есть ни что иное, как Транссибирская магистраль с расположенными на ней крупнейшими городами и колоссальный “Free space” вокруг, которому нет равных по масштабу пустошей ни в одной другой стране мира. Мне не кажется эта тема политизированной по той причине, что рассказ об особенностях страны и жизни в ней — одна из задач национального павильона. И мы видим на примере других экспозиций Биеннале, что, так или иначе, все это пытаются сделать. Наш павильон в этот раз никого не пытался ввести в заблуждение. Он довольно уютный, где-то даже «ламповый», не ультра-модный. Он посвящен теме дороги в русской жизни и культуре, уюту поезда, движению как таковому. Он не пытается показать, что мы какая-то сверхразвитая технологическая держава. Мы такие, как мы есть, но это не мешает нам мечтать и стремиться вперед.

— Является ли проект «Зал ожидания будущего» начальным этапом реального проекта, над которым работает бюро?

— Да, является. Она приоткрывает для нас довольно интересный мир спекулятивной архитектуры и, одновременно, является продолжением рассуждений о конкретных проблемах города, ожидающих впереди. Мы продолжаем эту работу. Надеюсь, в обозримом будущем будем презентовать ее результаты в каких-то интересных форматах и новых площадках.

На фото: экспозиция архитектурной группы CITIZENSTUDIO. Производство макетов: STUDIO 911

дата — 18 декабря 2018 — 19 марта 2019
местоМосква, Комсомольская площадь, 2 (Галерея «Царская башня», Казанский вокзал)
под эгидой Министерства культуры Российской Федерации

Подписка на журнал
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: