«Закрашивание можно обернуть в свою сторону»

Петербургская арт-группа «Явь» известна своими работами на остросоциальные темы. Часть их политических проектов быстро закрашивается коммунальными службами, но несмотря на это, работы успевают «завируситься» и стать темой для десятков новостей в федеральной повестке. Tatlin задал участникам арт-группы Анастасии Владычкиной и Александру Воронину вопросы о значимости post-production в современном мире, возможностях, которые появляются после уничтожение работ, а также о методах в подходе и попытках делать проекты не только на политические темы.  

― Кажется, что крупные СМИ впервые о вас написали после работы с танцем маленьких лебедей, сделанной к инаугурации Путина в 2018 году. Расскажите, как вы придумали эту работу.

Анастасия В 10-11 классе учителя много рассказывали про балет “Лебединое озеро” по всем телеканалам в 1990-х. В итоге мои ассоциации с этим балетом только политические. Когда я подумала об инаугурации, стрит-арт с балетом сразу встал перед глазами, а другие ребята поддержали мою идею. О СМИ мы тогда не думали, но эта работа далеко не самая громкая: к тому моменту мы уже были сильно избалованы вниманием, поэтому какого-то особого удивления у нас не было. 

― Помогла ли эта работа в определении вашего художественного подхода? До нее вы писали экспликации, насколько можно судить по социальным сетям, а здесь посыл считывался без каких-либо дополнительных пояснений.  

Анастасия ― У меня нет ощущения, что до «Озера» мы делали работы более сложно. Наша первая работа ― «Милонов», и там все супер понятно. Вообще, невозможно создать работу, которая была бы понятна всем, или, наоборот, никому непонятна. Единственное, что изменилось после «Озера» ― мы поняли, что с фоном рисунка тоже можно работать. 

Лебединое озеро. 2018, Санкт-Петербург

― Расскажите о значимости post-production: думали ли вы о том, как можно обойтись без СМИ и социальных сетей в продвижении? 

Анастасия ― В XXI веке никак нельзя.

Александр ― Если о работе нет информации в сети, то можно считать что работы нет. Тем более, сейчас всё быстро закрашивают.

― Расскажите о названии вашей группы: откуда оно взялось и что значит?

Анастасия ― Явь ― я в мягком знаке.

Александр ― Явь ― три буквы, которые на заборе написаны.

― Как вы относитесь к экспонированию стрит-арта? Можно ли его переносить в галереи? 

Анастасия ― Можно, но для меня это скучно.

Александр ― Если мы и сделаем свою выставку, то это точно не будет формат картин на белых стенах и фуршета со small talk-ами. 

LIL'KIM. 2016, Санкт-Петербург

― Если я не ошибаюсь, с социальным подтекстом вы работаете с момента создания арт-группы ― с 2016 года. Как ваши задачи изменились за эти пять лет, главное до сих пор ― привлечь внимание к проблеме? 

Анастасия ― Главное ― это самовыражение

Александр ― Одна из главных для меня задач в стрит-арте ― сокращение дистанции между рядовым непосвященным зрителем и непонятным современным искусством. Социалка на стене откликается в сердце человека, затем он начинает интересоваться уличным искусством в целом, а потом и другими видами современного искусства.

― Как и почему со временем начали меняться ваши средства и методы? Кажется, что опять же с 2018 года ― после работы со сценой из балета ― ваши приемы становятся более разнообразными. Например, вы изготовили плакат-баннер для балкона библиотеки им. Маяковского, хотя до этого, в основном, рисовали с помощью трафаретов. 

Анастасия ― Мы растем, меняемся, было бы странно вечно работать только баллонами и трафаретами, это приедается. 

Баннер на библиотеке им. Маяковского. 2018, Санкт-Петербург

― Темы ваших работ со временем тоже становятся более разнообразными. Остро-социальные подтексты уступают место культурным и образовательным. Правильным ли будет предположение, что при этом отклик на политические темы всегда будет большим? Как вы к этому относитесь? 

Анастасия ― В целом, да, людям интереснее политические работы, хотя это именно наша аудитория, мы ее сами вырастили такой. Например, у Покраса нет политических работ, но они не менее громкие. Я не знаю как к этому относиться, иногда это бесит, иногда нет. 

Александр ― Мы планируем и дальше расширять список тем. Главное, чтобы эти темы нас искренне волновали.

― Большая часть ваших работ почти сразу же закрашивается коммунальными службами.  Иногда, как это было с работой на Лиговском, вы используете закраску для продолжения диалога. В этих ситуациях сюжет усложняется, работа обрастает новыми смыслами. В связи с этим можно ли сделать вывод, что закрашивание ― не всегда плохо для художника и для работы? 

Анастасия ― Мы давно перестали переживать, что наши работы закрашивают. Стрит-арт ― мимолетное искусство, раздражает только, когда закрашивают из соображений цензуры или из-за глупости, как было с нашей работой «Женская власть».

Александр ― Любую цензуру, запрет или закрашивание можно обернуть в свою сторону. Я это воспринимаю как рамки, которые стимулируют к находчивости.

Стресс. 2021, Санкт-Петербург


― Как вы в целом относитесь к тому, что уличное искусство очень быстро переходит в виртуальную реальность, иногда почти не задерживаясь в настоящей? Что дает этот переход работе, а что отнимает? 

Анастасия ― Дает все, не отнимает ничего.

Александр ― Виртуальная реальность дает шанс работам примкнуть к вечности, но отнимает возможность у человека погулять и потрогать стрит-арт, который является временным по своей сути.

Анастасия ― Вообще, с помощью дополненной реальности и моего приложения AR Hunter, даже возможность погулять и «потрогать» стрит-арт никуда не исчезает после его закрашивания. 

― Расскажите как прошел ваш иммерсивный рейв-спектакль «Иди и смотри» в резиденции Jager Night Embass, где вы переосмысляли сюжет о четырех всадниках апокалипсиса. Спектакль в большей степени был кураторским проектом или коллективным творчеством художников? 

Анастасия ― Верное название все-таки немного иное ― «ИДИ И СМΩТРИ». Это важно. Это наша коллективная работа с куратором Николаем Комягиным.

Александр ― Я думаю, что у нас получился социальный эксперимент. Грань между постановкой и реальностью размылась и гости начали сами менять и дополнять спектакль. Некоторые действия нас приятно удивили, а некоторые не очень. Например, когда зрители начали закидывать едой актёров «трех толстяков», которые символизировали чиновников. Мы ожидали похожей реакции, но не настолько радикальной.

― Участие в спектакле натолкнуло вас на новые подходы в работе? Возможно ли, что теперь от вас стоит ждать больше перформативных проектов? 

Анастасия ― Самое главное, что я вынесла из работы над «ИДИ И СМΩТРИ» ― что надо задавать сто разных «кураторских» вопросов к своим идеям, прежде чем их реализовывать. Мы первый раз работали с куратором и несомненно это помогло  «вырасти».

Александр ― Если идея будет лучше работать в виде перформативной практики, то конечно мы реализуем ее именно так.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: