Реставрация дагеротипов

Дагеротипия произвела революцию в фотографии, придя на смену гелиографии. Создание дагеротипов было значительно более дешевым и простым по сравнению с фотографиям, сделанными с помощью камер обскура. Однако из-за несовершенства технологии получившиеся изображения были крайне уязвимы к свету, влаге, температуре и многим другим факторам внешней среды, из-за чего до нас дагеротипы часто доходят не в лучшем состоянии. Tatlin приводит статью из книги «Дагеротип в России», посвященную реставрации ранних фотографий.

Необходимость изучения способов сохранности дагеротипов и проведения на практике реставрационных мероприятий послужила поводом к созданию в начале 1980-х гг. в Историческом музее специальной мастерской реставрации фотодокументов. В то время отечественный опыт в области реставрации дагеротипов отсутствовал. Опираясь на разработки зарубежных коллег, руководитель мастерской Н. М. Гарбар сумела уже на первом этапе работы поднять проблему на высокий научно-исследовательский уровень. Методика анализа состояния сохранности дагеротипов, а также комплекс консервационно-реставрационных мер разрабатывался ею в сотрудничестве с лабораторией координационных элементоорганических соединений кафедры органической химии химического факультета МГУ (КЭОС), лабораторией молекулярной спектроскопии Института элементоорганических соединений РАН, а также Институтом радиотехники и электроники РАН.

Портрет Н. А. Хвощинского. Москва, 1850–1853 гг.

Обследование собрания дагеротипов Исторического музея показало, что около 30 % предметов находится в плачевном состоянии и нуждается в реставрационном вмешательстве. Дагеротипы не только редкие, но и довольно уязвимые историко-художественные памятники. В процессе проявления изображения на поверхности медной пластины формируется сложная микроструктура серебра, чрезвычайно чувствительная к механическим и атмосферным воздействиям. Защитить пластину позволяет так называемый кейс-окантовка дагеротипа в футляр под стекло. Кейс для дагеротипа является не просто декоративным дополнением, но и своего рода защитным барьером: ведь к непоправимой утрате изображения может привести не только грубое механическое воздействие, но и влияние окружающей среды, которое запускает коррозионные процессы на поверхности пластины. Нарушение герметичности кейса – одна из основных причин разрушения дагеротипа. Повреждение стекла или утрата кейса приводят к тому, что дагеротип покрывается слоем темного налета и изображение становится нечитаемым.

Физико-химический процесс разрушения дагеротипного изображения не изучен до конца и по сей день, но большинство исследователей сходятся во мнении, что основную роль в нем играет образование серосодержащего налета — сульфидирование поверхности пластины. Поэтому так вреден контакт дагеротипа с различными источниками серы. Опасность с этой точки зрения представляет как загазованный воздух современных городов, так и материалы, входящие в состав дагеротипного кейса.

Портрет неизвестного. Москва, 1848-–1853 гг.

Особенность механизма разрушения дагеротипа такова, что если не остановить процесс вовремя, изображение полностью деградирует и восстановить его в дальнейшем не удастся. В коллекции Исторического музея было обнаружено немало предметов, требующих незамедлительного вмешательства, поскольку коррозионный процесс на их поверхности мог привести к отслоению серебряного слоя. Накопленный к этому времени мировой опыт не предлагал способа реставрации, гарантирующего корректное восстановление изображения и стабильность результата. Н. М. Гарбар решила взять за основу известный в практике метод химической очистки и разработала многоступенчатый способ реставрации дагеротипов, который впоследствии был запатентован (патент на изобретение № ВИ 2229153 от 02.07.2002. «Способ реставрации дагеротипов»).

Особенность метода заключалась в том, что процесс химической очистки проводился в несколько этапов, и на каждом этапе применялся приборный контроль, позволяющий по мере необходимости изменять параметры отдельных этапов обработки, а также проводить сразу несколько серий очистки для достижения оптимального результата. Контроль продолжался и на протяжении определенного периода после обработки – для того чтобы убедиться в отсутствии признаков повторной и часто необратимой коррозии, опасность которой побуждает некоторых зарубежных реставраторов полностью отказаться от вмешательства в материальную структуру дагеротипа.

Наблюдая за уже отреставрированными памятниками, Н. М. Гарбар убедилась в получении положительных результатов. Более того, еще на стадии апробации метода она уделила особое внимание исследованию микроструктуры серебряного слоя до и после обработки и пришла к выводу, что использованные ею химические составы не повреждают микроструктуру изображения. Вероятность возникновения повторной коррозии была выявлена при обработке пластин, которые не удавалось до конца очистить от лака и загрязнений. Их остатки создавали на поверхности тонкую органическую пленку, невидимую даже при сильном увеличении, но именно она препятствовала воздействию химикатов, делая процесс очистки неравномерным, а после обработки не позволяла до конца удалить с поверхности реагенты и образующиеся при очистке продукты реакции. По мнению Гарбар, результатом этого было появление на поверхности постреставрационных черных точек, именуемых «дагеровой корью». Методика Гарбар давала возможность избежать таких последствий благодаря тщательно подобранному комплексу растворителей, эффективно удалявшему все органические наслоения с поверхности, а также инструментальному контролю над степенью очистки.

Несмотря на положительные результаты, Н. М. Гарбар реставрировала не все пластины, а только те, которые явно требовали вмешательства специалистов. В том случае, когда радужная пленка, нарастающая обычно с краев, не мешает восприятию основного сюжета снимка, дагеротип нужно законсервировать и оставить под наблюдением, поскольку скорость нарастания коррозии достаточно низкая, если обеспечить контроль над климатом в хранилище и создать благоприятный микроклимат внутри дагеротипного кейса. С этой целью все экземпляры коллекции Исторического музея прошли комплекс превентивной консервации и были переокантованы. В результате все разбитые, треснувшие и щелочные стекла заменили современными, химически стабильными, обветшавшие и «кислые» бумажные подложки и торцевые окантовки – современной нейтральной бумагой; также был удален старый клей животного происхождения.

Работы по реставрации и консервации коллекции, состоящей в то время из 298 дагеротипов, продолжались до 2000 г. Однако исследовательская работа Н. М. Гарбар не прекращалась, поскольку оставалось много нерешенных вопросов. Например, до сих пор неясно, что делать с раскрашенными дагеротипами, так как растворный метод представляет угрозу для красителей. По этой причине такие экземпляры прошли только этап консервации. Для определения возможных путей решения этой проблемы Гарбар начала исследование природы красителей, которые наиболее часто использовались при раскраске.

Портрет неизвестных. Москва, 1848–1853 гг.

Не утратил актуальности и вопрос о том, как создать защитный барьер на поверхности очищенного дагеротипа, чтобы максимально предохранить его от воздействия окружающей среды. Сами дагеротиписты использовали для этой цели тонирование пластины в водном растворе солей золота: считалось, что золотой вираж делает изображение устойчивым. Существовало несколько способов золочения, и Гарбар проводила многочисленные эксперименты по воспроизведению технологии этого процесса. В результате ей удалось выявить противопоказания для золочения. Микроструктура серебра на поверхности пластины с течением времени претерпевает невидимые глазу изменения, поэтому вирирование старого дагерротипа может давать результаты, отличные от достигаемых при вирировании только что полученного изображения. Таким образом, метод золочения нельзя признать однозначным и универсальным. Основным способом обеспечить стабильность изображения после его очистки до сих пор остается плотная упаковка дагеротипа в кейс.

Достаточно сложной оказалась проблема сквозной коррозии, при которой оголяется точечный участок медной пластины. Однократное удаление коррозионного налета не может остановить этот процесс, и через некоторое время оголенная медь неизбежно коррозирует вновь. Гарбар вела поиски такого защитного покрытия коррозионной каверны на меди, которое было бы безопасным и для расположенного вокруг нее слоя серебра. Использовать напрямую опыт, наработанный в области реставрации металла, не представляется возможным, поскольку структура дагеротипа уникальна с технологической точки зрения и перед любым применением новых реставрационных материалов необходимо проведение исследований.

Работа по реставрации и консервации самой крупной в нашей стране коллекции дагеротипов Исторического музея в 2010-е гг. вступила в новую стадию. Прежде всего, был проведен мониторинг всего собрания. Наблюдая отреставрированные в 1980-е гг. экспонаты, можно утверждать, что по истечении почти 30-летнего срока они не требуют повторной обработки. Все визуально регистрируемые изменения в их сохранности являются закономерными и неизбежными для дагеротипов подобного «возраста». Неоценимую роль в проведении мониторинга сыграла фотофиксация коллекции, осуществленная во время реставрационных мероприятий 1980-1990-х гг. Благодаря этому стало возможным выявление изменений в сохранности и определение скорости протекания неблагоприятных процессов за время хранения. Оценка скорости появления признаков коррозии может стать ключом к пониманию эффективности реставрации, если сравнить экземпляры после химической реставрации с экземплярами после превентивной консервации. Такое сопоставление в рамках последнего мониторинга коллекции убеждает, что обе категории дагеротипов ведут себя одинаково и стабильное существование дагеротипов в музейном климате весьма незначительно отразилось на их сохранности. 

При этом можно отметить, что сохранность одних дагеротипов демонстрирует большую, а других - меньшую стабильность. Возможно, скорость угасания каждого конкретного экземпляра во многом определяется самим процессом его производства. За короткий период своего существования техника дагеротипии подвергалась неоднократным усовершенствованиям, и способом производства ранние памятники значительно отличаются от более поздних. Кроме того, необходимо иметь в виду возможность варьирования технологии каждым отдельным мастером, а также разное качество пластин, изготавливаемых с конца 1840-х гг. специальными фирмами. Фотофиксация клейм на пластинах, осуществленная при реставрации и консервации музейной коллекции, может быть использована для дальнейшего изучения различных аспектов сохранности дагеротипов. Ценными могут оказаться и наблюдения, касающиеся «привязанности» дагеротипистов к пластинам той или иной фирмы.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: