Венецианское стекло — значительная веха в истории стеклоделия. Первые упоминания о производстве стекла в Венецианской лагуне относятся к X веку. Становление культуры происходило на основе давних традиций поздней античности и творчества византийских мастеров. TATLIN приводит статью из книги «Венецианское стекло» о разновидностях одноимённого материала.
Венецианское стекло
- Текст:Альфред Николаевич Кубе21 сентября 2021
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Цветное стекло. Первые сосуды из цветного стекла относятся ко второй половине XV века, т. е. к тому времени, с которого, собственно говоря, и начинается для нас история венецианского стеклоизделия. Почти все дошедшие до нас сосуды из цветного стекла XV века расписаны эмалевыми красками. Не расписанные же эмалью изделия Мурано того времени, за немногими исключениями, погибли так же, как погибла и вся посуда из бесцветного стекла, служившая для домашнего обихода. Чаще всего встречаются цвета синий, зелёный и коричневато-красный. Любимым цветом XVI века бы синий — azurro. Большим успехом пользовалось фиолетовое стекло, прозванное в ХV веке — pavonazzo. Высоко ценилось золотисто-жёлтое стекло. Все дошедшие до нас книги с рецептами по стеклоделию свидетельствуют о большом значении, которое придавалось окрашиванию стеклянной массы. Лишь в ХVIII веке цветное стекло было окончательно вытеснено хрустальным. Только мелкие изделия и бусы продолжали изготовлять из окрашенного стекла.
Эмалированное и позолоченное стекло. Самый большой интерес представляет муранское стекло, украшенное эмалью и позолотой и относящееся к периоду приблизительно с 1450 по 1530 годы. По преданию, ничем, впрочем, не подтверждённому, начало росписи стекла эмалью в Венеции связывается с именем знаменитого мастера второй половины XV века Анджело Беровьеро, ученика одного из самых выдающихся химиков своего времени Паоло Годи ди Пергола.
Среди ранних эмалированных сосудов мы чаще всего встречаем высокие бокалы готической формы с типичной, круто поднимающейся ножкой, иногда с рубчатым утолщением посредине и прямой, часто выгнутой в виде груши чашей. Кроме того, встречаются ребёрчатые чаши, фляги, пузатые кувшины и разные другие сосуды. К концу века появляются простые, конические бокалы. Эмалированные сосуды ХV века выделывались, главным образом, из стекла тёмно-синего, ярко-зелёного, красно-бурого и фиолетового цветов. Позднее стали расписывать эмалью также изделия из стекла молочного цвета.
Чаша
Сосуды раннего периода отличаются необыкновенно богатой росписью; на них мы встречаем триумфальные шествия, свадебные процессия и сцены мифологического и эротического содержания. Интересно отметить, что религиозные сюжеты встречаются весьма редко. Особую группу составляют чрезвычайно характерные для того времени кубки на высоких ножках, которые преподносились в виде свадебного подарка. Эти так называемые сoppe nuziale украшены медальонами с портретами жениха и невесты и лентами с подходящими к случаю надписями. Ярко-зелёная эмаль, которой исполнялась трава и условно трактованные деревья, например на двух знаменитейших свадебных кубках в Музео Чивико в Венеции и в Британском музее, представляет, быть может, самый характерный цвет для муранских изделий XV века. К концу столетия фигурные изображения и поясные портреты появляются реже, они заменяются гротесками, растительным орнаментом и разными фантастическими фигурами морских чудовищ, кентавров, сфинксов и т. п.
Около 1490 года, на ряду с тёмными цветными сосудами, начинают изготовлять бесцветные прозрачные предметы. Весьма часто стекло украшалось золотыми чешуевидными узорами, обведёнными чёрными чёрточками и украшенными рельефными точками, исполненными разноцветной эмалью. Само стекло, в сравнении с образцами более позднего времени, толстое и тяжёлое. Другие образцы эмалированного стекла XV века напоминают медную венецианскую эмалированную посуду того времени. Вся поверхность стеклянного сосуда сплошь позолочена или эмалирована и затем расписана различными цветами. После 1530 года эмалированное стекло в Венеции выходит мало по малу из моды. Оно изготовляется ещё только для вывоза заграницу, преимущественно в Германию. В различных музеях встречается целый ряд бокалов, чаш и кувшинов, исполненных муранскими мастерами и украшенных гербами немецких фамилий. Иногда гербы эти исполнялись самими немецкими художниками, как, например, Гиршфогелем, Глокентоном и др.
Реликварий
Прозрачное бесцветное стекло. Во второй половине XV века было изобретено абсолютно бесцветное прозрачное стекло, знаменитый венецианский cristallo. Последнее название объясняется желанием подчеркнуть бесцветность нового стекла по сравнению с изготовлявшимся до тех пор стеклом зеленоватого оттенка или цветным стеклом. Это изобретение предание, опять-таки, приписывает уже упомянутому Анджело Беровьеро и его сыну Марино.
Бокал на «крылатой» ножке
Филигранное стекло. Филигранной посудой называют стеклянные изделия из бесцветного прозрачного стекла, украшенные стеклянными нитями, введёнными в стеклянную массу. Нити эти, обыкновенно спирально скрученные, представляют бесконечно разнообразные сплетения, так называемые disegni di ritorti. Вазы, украшенные таким образом, называются vasi a ritorti. Чаще всего нити бывают из белого, молочного цвета стекла (latticinio). Обыкновенно филигранные сосуды украшены несколькими чередующимися узорами. Ножка и чаша почти всегда имеют один и тот же рисунок. Там, где одна часть сосуда переходит в другую, наварены ленты из бесцветного стекла. Цветные нити в ХVI веке употреблялись редко. Весьма редки также сосуды с нитями различных цветов. В период расцвета стеклянного производства почти не встречаются филигранные сосуды с наваренными украшениями из цветного стекла.
Бокал
О времени изобретения филигранного стекла нам документально ничего неизвестно, но судя по сохранившимся образцам, это совпало с утверждением ренессансных форм в венецианской стеклянной промышленности. Во всяком случае в 1540 году филигранное стекло уже было известно. В ХVII веке и в начале ХVIII филигранные изделия встречаются реже, в середине ХVIII века Бриати снова стал изготовлять филигранное стекло по образцам эпохи Возрождения.
Весьма своеобразную разновидность филигранного стекла составляют сосуды из «сетчатого» стекла. Эти сосуды изготовлялись из двух слоев прозрачного стекла с филигранным рисунком, наложенных друг на друга в обратном направлении. Таким образом получался рисунок в виде сетки, в каждой клеточке которого находилось обыкновенно по воздушному пузырьку. Сетчатое стекло пользовалось огромным успехом, и из него изготовлялись самые разнообразные предметы, но главным образом блюда и тарелки.
Молочное стекло. Среди цветных стеклянных изделий большую роль играло непрозрачное белое стекло молочного цвета, так называемое lattimo, или latticinio. Непрозрачный белый цвет получался посредством примеси окиси олова. Белая эмалевая краска употреблялась для росписи стекла уже в XV веке, но из известных нам образцов окрашенного в массе стекла latticinio, самые ранние, по всей вероятности, должны быть отнесены лишь к началу ХVI века. Эти сосуды, расписанные эмалевыми красками и золотом, являются, по-видимому, первыми в Европе попытками подражать фарфору, привозимому с Дальнего Востока. Этот поддельный фарфор, так называемый porcelana contrafacta, представляет величайшую редкость и оценивается совершенно баснословно. Два замечательных образца хранятся в собрании Эрмитажа, это — флакончик, в виде фляги, для жидкости, служившей для окраски волос, и маленький горшочек. Оба эти предмета составляют часть туалетного прибора венецианки и хранились вместе с щётками, румянами, белилами и разными косметическими средствами в так называемом cassa da conciare il capo, т. е. в туалетном ящичке.
Флакончик в виде фляги пилигрима
В конце ХVII и, главным образом, в ХVIII веке в Венеции, ровно как и в других странах, это молочное стекло снова вошло в моду благодаря всё возрастающей потребности заменить более дешёвым материалом чрезмерно дорогой фарфор. В начале ХVIII века изделия из latticinio часто расписывались в псевдо-японском стиле. К самым очаровательным венецианским работам из молочного стекла, относящимся к ХVIII веку и украшенным росписью, принадлежат тарелки с видами Венеции.
Агатовое стекло. Агатовым стеклом принято называть стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоёв, составляющих узоры, подобные агату. Агатовое стекло представляет большое разнообразие окраски и узора. Как известно, в минералогии агат составляет одну группу с халцедоном и яшмой. Этим объясняется, что такое стекло в старых итальянских трактатах и разных инвентарях называется то яшмовым, то халцедоновым, то агатовым. Агатовое стекло с давних пор пользовалось большим успехом. Непрозрачное красноватое стекло, подобное яшме, было, по всей вероятности, известно муранским мастерам уже в ХIV веке, т. к. в инвентарном списке имущества герцога Анжуйского — около 1360 года — упоминается un pichier de voirre vermeil semblable a jaspe.
Авантуриновое стекло. Особый род стекла, изобретённый муранскими мастерами в начале ХVII века. Стекло это представляет на отшлифованной поверхности бесчисленное множество блестящих точек, производящих особенный световой эффект. Блестящие точки на желтовато -коричневом стекле получаются посредством прибавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. Изобретение авантуринового стекла приписывается одному из членов семейства Миотти, хранившего тайну его изготовления. В настоящее время из авантуринового стекла изготовляются разного рода дешёвые безделушки вроде пресс-папье с видом Дворца Дожей, пепельниц с изображением Сан Марко на дне, подсвечников и т. п. Для художественных изделий авантуриновое стекло никогда не употребляется.
Мозаичное стекло. Способ изготовления, так называемый vasi millefiori, был следующий: брались разноцветные стеклянные нити и спаивались в одну палочку с тем расчётом, чтобы поперечный разрез имел вид звёздочки, розетки или вообще какой-нибудь симметрической фигуры, затем палочка разрезалась на диски, которые вводились в стеклянную массу, из которой выделывались различные предметы.
Такие сосуды, украшенные бесчисленными звёздочками, розетками и другими фигурами назывались vasi fioriti, или millefiori. Вазы эти, поражающие своей пестротой, не отличаются, однако, красотой. Они относятся к концу ХV и началу ХVI веков. Со второй трети ХVI столетия из мозаичного стекла выделывались ещё только бусы и различные мелкие украшения.
Кракелаж. Некоторые муранские изделия украшены узором, известным под названием кракелажа. Узор этот получается следующим образом: выдуваемый предмет, внутри которого поддерживается высокая температура, опускается в холодную воду. Вследствие этого внешний слой стекла покрывается бесчисленными трещинами, которые, однако, не могут проникнуть в толщу стекла, ибо внутренний слой благодаря высокой температуре, поддерживаемой, как сказано, внутри предмета, сохраняет способность растягиваться. Трещины, оставаясь на поверхности стекла, покрывают его своеобразным узором, который и называется кракелажем. Кракелаж был изобретен в ХVI веке и встречается на муранских изделиях влоть до XVIII века. Многие образцы кракелажа украшены рельефными позолоченными маскаронами.
Стопа
Гравированное стекло. Уже в начале ХVI века венецианцы гравировали стекло алмазом, так называемым механическим способом. Химический способ гравирования был изобретен только во второй половине ХVII века и состоит в следующем: всю поверхность предмета покрывают мастикой, состоящей из смеси воска с терпентином, затем на мастике выцарапывается рисунок, который обнажает те части стекла, которые должны быть вытравлены. Подготовленный таким образом предмет подвергается действию соответствующей кислоты, которая проедает стекло по обнаженным линиям рисунка, после чего мастика смывается.
Тарелка «Венецианский фасон»
Шлифованное и граненое стекло. Как шлифовка, так и гранение стекла производятся, собственно говоря, теми же самыми средствами, т. е. посредством прикосновения стекла к быстро вращающемуся металлическому диску, благодаря чему отлетают кусочки стекла. Более грубую работу, когда стекло покрывается каким-нибудь обыкновенным геометрическим рисунком, мы называем шлифовкой. От шлифовщика не требуется особых художественных способностей, а лишь техническая сноровка. Резчик по стеклу, который украшает стекло более сложным орнаментом, фигурными изображениями, часто целыми пейзажами и сценами, надписями и гербами и т. п., пользуется в отличие от простого шлифовщика не одним, а несколькими различной величины быстро вращающимися дисками. Но техника и самый инструмент, по существу, те же самые.
Бусы. Под конец следует ещё особо упомянуть об одной, чуть ли не самой доходной, отрасли венецианской стеклянной промышленности, а именно бусах, известных под названием conterie. Венецианцы продавали их, главным образом, в портах Чёрного моря, Египта и Сирии. Под conterie, в широком смысле слова, подразумевают не только бусы, но и бисер, стеклянные пуговицы, поддельные камни, искусственный жемчуг и всякие другие мелкие предметы из стекла. Само название объясняется тем, что товар этот легко и удобно считать (contare — считать). Некоторые сорта бус выделывались специально для западных рынков, в европейских странах из бус делались чётки, головные уборы, ожерелья и другие дешёвые предметы украшения.
Точкой отправления при изготовлении бус является стеклянная палочка — canna. Смотря по тому, дутая она или массивная, выделка бус производится различным способом. Дутые, тонкостенные бусы приготовлялись из дутых, стеклянных палочек, т. е. трубочек. Эти трубочки разрезались на кусочек и затем закруглялись. Таким способом приготовлялись: маленькие бусы, употребляемые для вышивания — так называемые magheritine, обыкновенные бусы небольших размеров — собственно contarie и бусы больших размеров — так называемые perles a rosette, состоящие из концентрических слоев разноцветного стекла, разделённых зигзагообразными слоями из непрозрачного белого стекла. Эти perles a rosette изготовлялись и изготовляются доныне, главным образом, для вывоза в Африку.
По второму способу alla lume бусы выделывались из массивных палочек, которые расплавлялись на раздуваемом мехами пламени паяльного станка и образовывали тонкие нити, накручиваемые затем на железную палочку. Способ этот был изобретен Андреа Видаоре в 1528 году. Впоследствии образовалась целая корпорация sofffialume (soffiare — дуть). Бусы, приготовленные последним способом, прочнее и ценятся дороже. Разница между ними и бусами из дутых палочек заключается не в величине, т. к. и тем и другим способом можно выделывать и большие, и маленькие бусы, а в том, что узор бус из дутых палочек проходит сквозь всю бусу, между тем как украшения на бусах из массивных палочек навариваются снаружи. Любопытно отметить, что с начала ХVI века из Венеции в огромном количестве вывозились стеклянные палочки (canne) в Антверпен, где они разрезались и обрабатывались в бусы, которые затем, частью вывозились в Индию, а частью, что особенно странно, шли обратно в Венецию. Таким образом, в Венеции можно было покупать бусы из настоящего муранского стекла, сделанные в Нидерландах.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: