Раньше авторская архитектура была приметой исключительно премиального и бизнес-сегмента жилой недвижимости. Сегодня застройщики массового жилья все чаще сотрудничают с ведущими архитектурными бюро. Зачем это нужно городу и его жителям, рассказывает Сергей Никешкин, партнер и главный архитектор бюро «Крупный план», автор жилых проектов в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Воронеже и других российских регионах.
- Текст:Оксана Иванова3 марта 2020
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
— Можно ли назвать новые спальные районы преемниками советской массовой архитектуры?
— В каком-то смысле советская архитектура была значительно лучше. Она была массовой, но значительно более качественной, чем сегодня. В частности, дома отличались продуманными планировками. Даже один из самых «низких» сегментов советской архитектуры — так называемые «хрущевки» — стали в итоге успешным проектом, позволившим быстро решить острую проблему нехватки жилья. Для своего времени, рассчитанные на 15-20 лет эксплуатации, хрущевки были очень эффективны.
— Как вы оцениваете качество современной архитектуры в массовом жилом строительстве?
— В общем и целом, качество удручающее. Невыразительная типовая архитектура окраин, растущие масштабные многоэтажные жилые комплексы — это беда наших городов. Городская архитектурная среда в России представляет собой диссонанс между историческими центральными районами с исторической архитектурой и спальными районами.
Дом на Ярославском шоссе
Перекос в сторону типовой застройки высокой плотности и этажности, с плохо развитой социальной, транспортной, рекреационной инфраструктурой в перспективе приводит к маргинализации местности, превращая целые районы в гетто. Подобная угроза уже нависла над крупными российскими городами, в которых зачастую новые районы, такие, например, как Мурино и Кудрово в Санкт-Петербурге, производят самое удручающее впечатление.
— Готовы ли застройщики вместе с архитекторами менять эту ситуацию?
— Современный рынок недвижимости все еще дикий, качество архитектуры для застройщиков и жителей в общей массе не в приоритете. При этом объем жилой застройки продолжает расти, и уже три четверти городского населения России сегодня приходится на многоэтажную типовую застройку.
Но ситуация начинает постепенно меняться. Рынок очень конкурентный, покупатель предъявляет высокие требования, и в таких условиях сотрудничество с архитектором становится преимуществом для застройщика. В этом сотрудничестве легче создать дружелюбную для человека среду.
Отрадно, что застройщик нас слышит. Из личной практики — нам не раз удавалось убедить заказчика в каких-то решениях, которые пойдут на пользу и самому проекту, и городу, и всем его жителям.
— С вашей точки зрения, качество городской среды сказывается на психологическом состоянии человека?
— Существует масса исследований, подробно изучающих этот вопрос. Кратко выводы этих исследований можно сформулировать следующим образом: плохая архитектура вредит здоровью человека. Особенно это касается крупных городов, в которых ты со всех сторон, можно сказать, окружен архитектурой. И дело не только в том, что неудачно спроектированный жилой комплекс вносит в жизнь дискомфорт и снижает ее качество — например, если вместо благоустроенного двора рядом с домом будет стихийная парковка, заставленная машинами, то никому не понравится. Важно осознавать, что агрессивная или, напротив, монотонная визуальная среда напрямую влияет на психологическое состояние: повышает уровень стресса, вызывает депрессию, фрустрацию, психическую неуравновешенность.
Жилой дом в Ивантеевке
— Каким образом можно справиться с этим с помощью архитектуры?
— Есть ряд факторов, которые позитивно влияют на самочувствие человека в городе. Разнообразие и гармоничность архитектуры, разнообразные общественные зоны, которые способствуют социальному взаимодействию, благоустроенные зеленые территории, безопасные и комфортные жилые пространства, развитая транспортная сеть. Мы везде стараемся эти факторы учитывать.
Комфортное жилье должно быть соразмерно человеку. С этой точки зрения хороша европейская модель — мало- и среднеэтажные жилые районы. Плотная высотная застройка целесообразна на дорогой земле ближе к центру, рядом с транспортом, чтобы можно было существовать без личного автомобиля. Меньшая плотность жилья в спальных районах и пригородах позволяет частично разместить собственные автомобили на территории жилых комплексов — на подземных или наземных стоянках.
Жилой комплекс "New Time", Санкт-Петербург
Очень важно думать не только о самом проекте, но и о том, как он впишется в контекст и что принесет городу. Мы же не в безвоздушном пространстве творим. Так, мы сейчас работаем над масштабным проектом жилой застройки в Воронеже, на берегу реки. И вся прибрежная зона, по нашему замыслу, должна стать открытой городу — по сути, новой точкой притяжения. Здесь будет благоустроенная набережная с велодорожками, причалами для лодок, развлечениями. Мы постарались максимально сохранить существующие зеленые насаждения. Запланировали парковки рядом с набережной, чтобы жители могли сюда приезжать для отдыха со всего города. Сегодня это, скажем так, не самый популярный район Воронежа — а мы хотим, чтобы он получил новое дыхание, стал рекреационной зоной и престижным местом проживания.
— В чем особенность работы с жильем комфорт-класса?
— Как правило, доступное жилье располагается в отдаленных городских районах или за городом. Поэтому одна из важнейших задач — сделать так, чтобы это был не просто муравейник на окраине, но также включить жителей в социальную жизнь, создать коммуникацию с внешним миром. Этот принцип мы использовали, в частности, в работе над проектом масштабного жилого комплекса в Приморском районе Санкт-Петербурга.
Необходимо создавать связи между внутренней территорией двора и внешней территорией улицы. Мы всегда делаем нежилыми первые этажи: здесь размещаются не только магазины, кафе, пункты бытового обслуживания, аптеки, отделения банков, но и образовательные центры, коворкинги, детские сады, пространства для выставок и мероприятий. Так создается наполненная жизнью улица, живой город.
Жилой комплекс «31 квартал», Пушкино
Сложность для архитектора, который работает с доступным жильем, заключается в том, что в силу ограниченности бюджета он ограничен и в выразительных средствах. В то же время подобные ограничения, как ни парадоксально, дают и большую свободу творчества. Каждый пользуется этой свободой по-своему.
Сегодня очень часто, к сожалению, стремясь нейтрализовать серость и однообразие одинаковых панельных «коробок», перебарщивают с цветом. Все эти пестрые фасады, граффити и прочие подобные приемы не работают, или работают, но не во благо. Непродуманный генеральный план проекта не станет лучше, если раскрасить фасады яркими цветами. Более того, подобная пестрота дисгармонична и утомительна для глаз и мозга. На мой взгляд, лучше остановиться на нейтральных сдержанных цветах, создавая ритмический рисунок фасадов контрастами — оконными рамами, коробами для кондиционеров и так далее. Скругленные углы зданий, перепады этажности, панорамное остекление — все эти приемы помогут создать уникальный облик жилого комплекса.
Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо отказаться от типизации, не снижать уровень архитектуры, поддерживать его на уровне лучших мировых стандартов и при этом не забывать об авторском почерке, который формирует идентичность жилого комплекса.
- Графика:бюро «Крупный план»
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: