Я всё чаще стал употреблять слово «выращивание»

В 2022 году архитектурное бюро «Студия 44» провело ревизию своих работ, выделив наиболее значимые. За пять лет специалисты бюро под руководством Никиты Явейна подготовили рекордное количество проектов общественных пространств. Атомизация общества, связанная с пандемией коронавируса, и, как следствие, переосмысление вседоступных мест не изменила один из главных подходов «Студии 44» — связность среды обитания, подразумевающая проектирование городской ткани, наследующей своему окружению, но в то же время отвечающей современным потребностям городского сообщества. Об этом и некоторых своих проектах и беседовал основатель бюро Никита Явейн со своим братом Олегом.

Олег Явейн: Ещё совсем недавно все — и чем ближе к провинции, тем настойчивее — стремились освоить некую инновационную линию, которая идёт вперёд и в будущее. Существует ли она сегодня? Придерживаешься ли ты её?

Никита Явейн: Лет десять назад такая генеральная линия заявляла о себе весьма активно и прослеживалась достаточно чётко: что «носят», что «не носят» — а если ты «не носишь» то, что надо «носить», то ты уже какой-то немножко недоразвитый. Нынче всё сложнее. Крупные фигуры сегодня дрейфуют каждая в своём направлении, а не единым айсбергом, как это было в начале 2000-х. Простым смертным по-прежнему полагается быть в потоке, его пополнять — это обязательное условие.

Похоже, что бурный поток глобалистской архитектуры ослаб, стал дробиться на отдельные течения, я бы сказал, стили и даже субстили. Они довольно интересные и часто носят региональный характер. Я замечаю эту новую самобытность в архитектуре Чили, Индии, Колумбии, Мексики.

Пожалуй, из всех новейших трендов мне кажутся наиболее интересными и серьёзными поиски группы BIG, которая исследует тему трансформации геометрических тел, их как бы остановившегося движения в процессе преобразования одной формы в другую.

Олег Явейн: Но это уже давно делают! Берут прямоугольник или параллелепипед и начинают его трансформировать под воздействием ветра, графиков инсоляции и т. п.

Никита Явейн: Не совсем так. Дальше они забывают про солнце, воду, и проект начинает сам как-то видоизменяться, выявляя некие первичные функциональные схемы или ещё что-то глубинное. Происходит переход в постколхасовскую парадигму, когда в результате мы имеем уже не дом, а почти что живое существо: здесь — одна функция, там — другая, все эти субстанции перетекают одна в другую, зазоры и пустоты между ними показывают зрителю. Такие вещи мне очень близки, как и само направление.

Но давай лучше о том, что лично меня в последнее время занимает. Я всё чаще стал употреблять слово «выращивание». Сам не заметил, как года три назад это началось.

Олег Явейн: В каком смысле выращивание? Как у Салливана и Райта? Не композиция? Не компоновать из частей, а выращивать из какого-то там начала, куска?

Никита Явейн: Да, из нескольких начал. Такая вот мичуринская селекция: прививать что-то, скрещивать! Недавно мне захотелось выстроить внутреннюю логику наших проектов, которые мне показались наиболее ценными, и я с удивлением обнаружил, что их всех объединяет именно принцип выращивания, притом что они совершенно разные.

Начинали мы делать жилой комплекс на Васильевском острове. Сперва показалось, что ситуация непонятная, тяжёлая и даже безвыходная. Квартальчики маленькие, окружение разномастное, место ответственное. Тогда мы попытались вырастить застройку из неосуществлённых генпланов. Взяли планы Трезини — в этом месте у него была планировка, но не было домов. Взяли ту же парцелляцию, что была у него, разбили план, как и он, на улицы, на линии. Смотрим — у Трезини все фасады вдоль Невы длиной по 22 метра, хоть тресни, каждый домик. Разбили так же. Каждую секцию назвали домиком. Назвали домиком — сделали, как домик. Получились они все разной высоты, как в старом городе. Здесь нам на руку сыграли современные нормы инсоляции: при такой плотности застройки, если в одном месте делаешь выше, в другом нужно занижать.

Вот так потихоньку, потихоньку мы и вырастили город. Причём он как будто сам получился, то есть мы просто взяли трезиниевский план и практически его воссоздали. Чуть-чуть поменять пришлось: что-то расширить, что-то сузить, но ненамного. На Васильевском острове часто вот эти самые трезиниевские 22 метра в плане вырастали уже перед революцией в шестиэтажные дома, и ничего страшного. Мы свои тоже подняли: где до четырёх этажей, где до пяти, а подальше от Невы и до восьми. Получилась вот такая как бы естественно сложившаяся застройка. А дальше, исходя из принятых габаритов домов, мы вывели набор фасадных решений, практически создали их библиотеку: балконы; эркеры — круглые, прямоугольные, треугольные; разного размера вертикальные окна; карнизы и т. д. Сочетая рандомно эти элементы, слепили сорок четыре абсолютно разных дома, каждый со своим характерным лицом. 

И получился в общем-то исторический город, притом что ничего исторического в его архитектуре нет. Исторический город, собранный из современных «камней».

Олег Явейн: Вот это и есть твоё выращивание? Была история, была жизнь, которая создала город. Ты её реконструируешь и, по существу, придумываешь, выращивая заново, и весь интерес в том, что это серия действий, каждое из которых оказывается во взаимодействии с какими-то новыми условиями.

Никита Явейн: Понятно, что тут вмешалось ещё многое: установки заказчика, всяческие нормативы и регламенты, требования в части охраны визуальных бассейнов и прочее. Но в принципе все эти вещи были, как подмалёвки к тому каркасу, который возник из трезиниевского плана. Даже не просто из его плана, а из образа его градостроительного мышления.

Олег Явейн: Точнее, из твоего прочтения трезиниевской градостроительной мысли?

Никита Явейн: Да-да! Конечно-конечно! Но читали внимательно. И переосмысливали даже самые причудливые проекции его идей. Я имею в виду характерную уступчатую застройку на Васильевском острове, когда фасадная линия не вторит абрису набережной и реки, а идёт уступами. Такого больше не встретишь нигде. У Трезини небольшие уступы возникают, когда Нева чуть-чуть поворачивает, а в нашем случае, в той же координатной сетке, но на более крутом изгибе русла, лицевые фасады встают уже под углом 45° к набережной. В своё время планировочный замысел Трезини был воплощён в жизнь с прямолинейной рациональностью: владельческие участки нарезали ступенями, получились вот эти Г-образные дома, у которых один фасад — главный, а второй — не пойми какой. Но если тогда это было некоей странностью, единичным отклонением от правил, то у нас уже почти перешло в авангард, потому что в застройке образовались две треугольные площади.

Олег Явейн: То есть главное в такой «выращенной» архитектуре — серия стадий проектирования, ассоциаций, трансформаций, наслоений. Чтобы понять этот дом, надо разобраться в том, как он задумывался. Это не дом, который ты можешь понять с первого взгляда. Если хочешь разобраться в такой архитектуре, ты должен разобраться в стадиях, влияниях, связях и их проектных преобразованиях.

Никита Явейн: Это уже отдельная песня. Плохо это или хорошо, я не знаю, но сегодня без пояснительной записки с эскизами и схемами вообще дом не понять: она часто интереснее, чем сам дом, и без неё проект просто не продашь.

Олег Явейн: В прошлом интервью ты говорил об идее конструирования здания, когда брался какой-то принцип, связка, функциональное разделение, и на этой основе возникало пространственное построение — оно же и конструкция, и функциональная единица, и эмблема. Так строились многие твои ранние проекты. Тот «конструктор» вроде остался сейчас, но это, конечно, совершенно другое. В чём разница между тем и этим? Тот ушёл?

Никита Явейн: Всё по-другому строится. Тогда был в той или иной мере разовый процесс. Существует понятие архитектурного приёма. Тогда изобретался приём, а теперь скорее изобретается метод — метод сращивания, склеивания, сопряжения. А там уж какие при этом приёмы получатся — дело второе. Ну, может быть, это произошло ещё из-за роста объёма заказов «Студии 44» и, соответственно, из-за разрастания коллектива. Я уже не вдаюсь во все детали. Вот и получается, что делаешь или пытаешься сделать какой-то концепт, выработать методику.

Олег Явейн: Мой следующий вопрос об архитектурной теме или даже о новом направлении в архитектуре, которого раньше ни у тебя, ни в мастерской вообще не было в таком виде. Речь идёт о музейном комплексе «Центр промышленного прогресса» в городе Выксе. В Москве ко мне не раз подходили со словами: «Какую талантливую вещь Никита сделал!» Причём самое забавное, что дальше никто комментировать этот проект не хочет: нравится и всё. Такое у профессиональных архитекторов вообще-то редко бывает, а по отношению к работам «Студии 44» я с такой реакцией сталкиваюсь впервые.

Никита Явейн: Есть сегодня большое желание, что называется, «истоковые вещи» делать. И в этом смысле проект «Центра промышленного прогресса» для меня безусловно является этапным. Ты мне много рассказывал о связи архаики и современности, я не очень всё это слушал, но меня всегда волновали первичные материалы и конструкции; стена, разрываемая проёмом, — мне всегда всё это очень нравилось. И каменные дольмены… Мы специально ездили смотреть их там, в Бретани. Меня всегда удивляли эти огромные камни.

Второй момент, который меня поразил дважды, связан с нашим СКК — это висячее вытянутое «пузо» металлического диска перекрытия. Я помню, как стоял под ним, когда всё это строилось. Мне тогда показалось, что ещё не установлены конструкции, стабилизирующие этот перевёрнутый свод, и вся грандиозная прогибающаяся поверхность произвела огромное впечатление.

Вот всё это провисающее железо оставило очень сильное впечатление. И это воспоминание, которое долго оставалось смутным, вдруг очень сильно проявилось. Я тогда ещё подумал, что мы все в общем-то в куполах живём. А вот как жить в антикуполах или противокуполах? А потом я сказал себе: 

«Слушай, но все палатки по этой же схеме сделаны, а цирки-шапито и всё прочее? Весь Катар сегодня такой. А ведь металлу вроде и присуще так жить — ему висеть надо. Он же становится сетчатым, ребристым и прочим потому, что его вынуждают работать как арку, а ему естественно работать на чистое растяжение и висеть просто отливкой».

Само собой, тут пошли проблемы: тебе любой специалист по конструкциям скажет, что ветер дунул, и этот лист начнёт ломать, что плоскость надо стабилизировать. И пошло-поехало… Ну, понятно, что кирпич, камень, потом бетон всё-таки дают распорную конструкцию, сжатую всё больше, и больше, и больше. Потом приходит железобетон, в котором и сжатие, и растяжение, но это уже конструктивная эклектика. А металл или разного рода тенты можно ли вот так вчистую растягивать? Если развивать эту логику дальше, то и с появлением тросов опять возникает масса сложностей, и тоже начинается конструктивная эклектика. А вот до эклектики, до тросов: можно ли просто металлический лист подвесить и чистое растяжение почувствовать?

В этом проекте есть ещё любопытные моменты. Во-первых, весь музей металла расположен в яме, ниже уровня земли. И мне показалось, что изобретатель металла, бог Гефест, коли он в уже в яме, должен быть не под куполом, а под чем-то растянутым, напряжённым, выдавленным, провисшим.

Потом мы вдруг открыли для себя сортамент продукции Выксунского металлургического завода, для которого и проектировали этот музей: там значился листовой прокат, самый разный металлический лист. И мы решили использовать его в нашем проекте.

Олег Явейн: Как я понял, никаких поверхностей двоякой кривизны у вас не предусмотрено.

Никита Явейн: Никаких этих ваших дамских штучек: просто лист. Если его подвесишь, он прогнётся. Листы просто раскатываются по направляющим и свариваются — вот и всё. В том же сортаменте — трубы любого диаметра, в том числе с добавками в металл, чтобы красиво ржавели. Здесь не могу не вспомнить нашего соавтора Сергея Падалко из архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья», который привнёс в проект свою давнюю любовь к эстетике стареющего металла, — ему и принадлежит идея использования стали без какой-либо антикоррозионной обработки.

Мне подумалось, что, если все эти металлические изделия просто поставить и подвесить, то возникнут такие «периптеры»: три «храма» рядышком, посвящённые разным богам (так мы иногда называли их в ходе проектирования), или, если угодно, три колоннады, стены между которыми сложены из кирпича, полученного при разборке бывших заводских корпусов. Ведь и сам завод не единожды перестраивали по тому же принципу — из кирпичей XVIII, XIX, ХХ веков. Надо помнить, что Выкса — это место, куда в XVIII веке Анна Иоанновна вынесла всю металлургию из Москвы. При первом визите на площадку проектирования меня поразило, что там главный элемент контекста — это развалины двух домен, которые взорвались в XVIII и XIX веках. Эти домны остаются в экспозиции, как гигантские дольмены, высокие, оплавившиеся; кирпичи, железо и всё остальное в них уже перемешалось.

Ещё один архиважный факт: на выксунском заводе работал конструктором В.  Г. Шухов. Музей задуман как часть индустриального центра «Шухов парк», на территорию которого уже переносят металлические конструкции Шухова, в том числе и его знаменитую водонапорную башню. Эти потрясающей красоты шедевры инженерной мысли составят ближайшее окружение будущего музея.

Понятно, что в таком контексте ты оказываешься в затруднительном положении: с одной стороны, для музея именно этого завода вроде бы надо выразительные металлоконструкции создавать. С другой стороны, на уровне Шухова такие конструкции сейчас не только не придумать, но и просто технически не сделать. Хотя бы потому, что качество исполнения, которое я увидел в конструкциях Шухова, нам недоступно — сейчас ни рук таких нет, ни той прецизионной точности сборки. 

У Шухова были бригады, которые работали с ним по тридцать лет, — эти умельцы в совершенстве владели своим искусством.

Вот нам и подумалось, что принцип противохода в этой ситуации будет очень уместен. Шуховские и наши конструкции — абсолютно несопоставимые антиподы. У нас прокатные листы соединены сваркой в единое металлическое тело, у Шухова — точная ручная сборка на болтах из тонких металлических стержней. Мы придумали конструкцию-антипод, которая стелется, в то время как у Шухова всё взлетает.

Олег Явейн: Это довольно оригинальное отношение к наследию, причём уважительное. То есть вы сделали абсолютно новую вещь, о которой нельзя сказать, что она из истории выращена. Она сделана наоборот, но живёт только будучи контрастно-гармонически согласованной со своим историческим антиподом. Не случайно на многих изображениях, где ваши металлоконструкции представлены на фоне шуховских, между ними образуется удивительная гармоничная связность единого ансамбля. И здесь невольно вспоминается афоризм А.  С. Никольского: «Многолетний диссонанс — архитектурный ансамбль».

Никита Явейн: Да, в сопоставлении с Шуховым спроектированное нами в Выксе, думаю, должно мощнее прозвучать. Тем более что ты через этот музей проходишь, а поскольку уровень земли выше первого этажа, значит, сквозь него спускаешься. Спускаешься через три обратные арки, своего рода ворота «Шухов парка», и всё время видишь шуховские вещи. Мне кажется, это правильно.

Наконец, самое важное и сложное: при разработке проекта и строительстве мы попытаемся сделать так, чтобы именно металл формировал непрерывное тело здания. Теплоизоляция, где необходимо, будет подвешена под железом, а снаружи — чистое железо, конструктивный остов. И никаких защитных красочных слоёв — вода течёт просто по железу, и оно само ржавеет потихонечку. При плавке железа в него немножко фосфора добавляют и чего-то ещё, так что на сотни лет хватит. Мы даже хотим всем конструкциям придать небольшой продольный наклон (он там сам получается), чтобы вода текла и текла. Я считаю, что в этом музее сам процесс ржавения здания — это перформанс. Вообще мы стремились достичь предельной выразительности простейших форм. На мой взгляд, это своего рода минимализм: есть прокатный металлический лист и трубы большого диаметра — и это всё.

Олег Явейн: Минимализм? Минимализм — это когда ничего нет, когда всё некогда сложное и многозначное упрощено через формализацию и геометризацию и уже ничто ничего не значит. А здесь у вас не минимализм, а символизм — и крутой, если понимать под символом образное выражение в простейших фигурах бессознательных ощущений и памяти, которые нельзя передать словами.

Никита Явейн: Ну ладно, пусть будет так… Но тогда для нас всё это ещё и символ работающей на растяжение конструкции: нами представлена некая не получившая развития и забытая альтернативная ветвь строительства, нереализованный способ строить в долговечных конструкциях. Ведь мы все под балками, плитами и куполами живём; растянутого-то много, но оно, как правило, сетчатое. 

У нас у всех в памяти купол Пантеона, а где растянутый Пантеон? Или, говоря ещё проще, даже не купол, а свод наоборот, сформированный единой провисшей массой?

Олег Явейн: Тогда мой следующий вопрос ещё об одном проекте, тоже не имеющем аналогов в прошлом опыте — твоём и мастерской. Это проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда». Уже сама эта тема имеет непреходящее значение для всех россиян, и в особенности для жителей города на Неве. Жестоко ударила блокада по предшествующим поколениям нашей семьи. Хотелось бы услышать твой комментарий к этой знаковой архитектурной работе.

Никита Явейн: Ну, это всё-таки не только моя работа, но я могу сказать, что в ней точно моё: от меня исходил образ людей, которые, защищаясь, встают в круг. Да, это спорный метод, когда литературный образ переводят в геометрию. Но наш проект именно так и придумывался. По кругу стоят полузасыпанные дома, их всех покорёжило, изранило, но они всё равно стоят. Исходя из такого первообраза, мы сочиняли и разрабатывали проект, и каждый раз при каждой следующей итерации казалось, что всё это окажется голой литературой, но каждый следующий шаг давал новые схемы и новые многозначные образы.

Олег Явейн: И как только город отгораживается и одновременно прорывается, он из прямоугольного становится круглым. Сегодня появились исследования, в которых разрываемый круглый контур рассматривается как одна из универсалий русского авангарда.

Но главный вопрос, возникающий в связи с этим проектом, относится скорее к твоей жизненной позиции, чем к архитектурному кредо. «Студия 44» стала победителем международного конкурса на лучший проект музея обороны и блокады Ленинграда с правом строительства этого знакового комплекса. То был хорошо организованный, масштабный и дорогостоящий международный конкурс с тщательным отбором участников и квалифицированной экспертизой. Согласно истории такого рода конкурсов, организуемых государством, проект-победитель всегда или почти всегда осуществляется. Кроме того, проект «Студии 44» экспонировался на World Architectural Festival, где получил главный приз в номинации Future Projects. Culture. После всего этого строительство было отменено — случай в международной практике почти что беспрецедентный. Мой вопрос состоит не в том, почему это произошло. Это вопрос не к тебе. Я хочу спросить, как ты держишь такие удары.

Никита Явейн: Единственный верный способ держать удары — это создавать ситуацию, когда тебе надо ещё пять-шесть ударов выдержать, и ты забываешь, что у тебя голова болит, поскольку тебя уже снова бьют и снова надо уклоняться от ударов и отвечать. У меня терапия такая: резко увеличить творческую нагрузку, можно и административную, но творческую — обязательно. Когда ускоряешься, руки не опускаются. В кризисные моменты надо ускоряться резко, даже придумывать себе работу, хотя обычно она и сама находит тебя. 

Олег Явейн: Теперь под конец вопрос на совершенно другую тему. Вся система современных согласований, включая и так называемую партисипацию населения, с виду предельно демократична, но при этом она создаёт форму очень жёсткого принуждения, не менее жёсткого, чем социалистические градсоветы. Работая в этой системе, архитектор часто оказывается, возможно, более бесправным.

Никита Явейн: Да, такая проблема существует. Но такова наша сегодняшняя жизнь. В частности, понимание заказчиком собственной выгоды базируется на его предыдущем опыте, и он жёстко тебя детерминирует: вот так нельзя, и так тоже нельзя, а надо вот так. Но это его личный опыт, который зачастую к сегодняшней, а тем более к будущей, жизни уже никакого отношения не имеет. Работая с крупными компаниями, ты проходишь сквозь множество фильтров, которые категорически не пропускают, как они говорят, «ошибки», то есть какое-либо отклонение от среднестатистической схемы.

Олег Явейн: А сформировался ли сегодня хоть в какой-то степени новый заказчик или новая система, с которой действительно хотелось бы работать?

Никита Явейн: Система, в общем-то, нет. Пожалуй, первым крупным государственным заказчиком нового типа для нас стало руководство ИТМО, и то, если быть точным, это не заказчик де-юре, а будущий пользователь, но пользователь действительно высокого профессионального и общекультурного уровня. Сперва они нам были не очень рады, поскольку считали, перед ними какая-то заскорузлая контора, делающая архитектуру по старинке. Я там был очень холодно встречен, нас, можно сказать, почти выпроводили. Но мы предложили идею перетекания пространств, безбарьерной образовательной среды, отвечающей концепции обучения как общения. Возник диалог, в ходе которого они часто оказывались храбрее, чем мы, и нередко даже бежали впереди паровоза. Но такое, пожалуй, было единственный раз за всю нашу историю.

Правильно говорят, что в России надо жить долго. Когда-нибудь в нашем обществе появится доверие к архитекторам. Те, кто уже работал с нами, как правило, начинают нам больше доверять и, даже если что-то у них вызывает сомнения, дают нам карт-бланш. Ведь мы справляемся с требованиями, которые самим заказчикам порой кажутся трудновыполнимыми. Они начинают верить, что мы все проблемы решим.

Наше ноу-хау пополняется новыми умениями, укрепляется авторитет, и вместе с ним растёт уверенность в себе, возникает ощущение профессиональной силы и правоты. И это помогает. Это как бронежилет.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: