Художественное проектирование и культурные нормы

Уже повсеместно вошло в привычку, говоря о развитии современных городов, применять клише «бурный рост». Обозначаемые им процессы оцениваются специалистами — градостроителями, социологами, культурологами, медиками и другими — далеко не однозначно. И это не удивительно: для людей жизнь в городе — это и обширное поле возможностей для индивидуальной и коллективной самореализации, но также источник значительных физических и психических напряжений. Многообразие одновременных зрительных, слуховых и эмоциональных воздействий, непредсказуемость их сочетаний и контрастов интенсивности — таков фон, на котором вынужден современный горожанин выстраивать свой образ жизни. Ниже приведен фрагмент статьи, написанной Евгением Розенблюмом совместно с Эллой Орловой в 1973 году, ее полная версия опубликована в книге «Сенежская студия. Евгений Розенблюм. 1964–1991».

Нам хотелось бы более детально рассмотреть один из аспектов этого многомерного фона — пространственную среду города, где всё время пребывают люди, и которая, безусловно, существенным образом определяет их физическое передвижение и настроения. Без сомнения, она не сводится лишь к своим физическим параметрам: это социальное и культурное образование. Социальное потому, что было порождено и предназначается для всевозможного рода функциональных связей между людьми, скажем, деловых, дружеских, семейных; культурное потому, что отражает в себе исторические слои развития их образа жизни, их социально-политических, этических, эстетических ценностей, их нравов, обычаев, привычек и предпочтений. Поэтому при исследовании современной городской среды внимание уделяется как физическим, так и социокультурным её аспектам.

Физические параметры городской среды, как известно, составляют площадь и конфигурация застройки города, размеры улиц и площадей, высотность зданий, насыщенность пространства постройками, транспортом, а также природными объектами. Её динамику характеризует скорость изменения всех этих параметров.

Макет проекта реконструкции центральной части Красноярска

Социокультурные параметры городской среды многочисленны. Но нам хотелось бы привлечь внимание к тем из них, которые связаны с самоопределением и самочувствием людей в этой среде. Характер застройки города определяется целями и намерениями тех, от кого он зависит. Факт тривиальный. Однако его социальные последствия весьма велики. Скажем, предпочтение индивидуальных архитектурных решений городских построек порождает один тип городской среды, для которого характерны многообразие стилей и известная полицентричностъ в пространственных решениях. Ориентация на дешевизну городского строительства вызывает к жизни унифицированные кварталы многоэтажных построек. И при любых комбинациях таких зданий в микрорайонах у жителей возникает ощущение монотонности, ибо они быстро схватывают алгоритм, на котором основана унификация. Преимущественно инженерные решения определяют один облик города или его частей; преимущественно эстетические — другой. Все эти факторы смешиваются и переплетаются в истории развития города, оцениваются последовательно сменяющими друг друга поколениями его жителей. Складываются и меняются социокультурные значения различных частей города: то центр, то периферия становятся источниками критериев для эстетической и социально-престижной оценки людьми своей жизненной среды. Сменяют друг друга социально-экологические нормы: то город наступает на природу, то люди охотно впускают природное в городскую среду. Вслед за периодами преимущественно домашнего образа жизни горожан наступает пора, когда модным становится времяпрепровождение «на людях», когда народом заполняются улицы и площади, кафе и рестораны, выставочные, театральные, концертные залы. В этой динамике моды, оценок, значений и т. п. можно выделить периоды, когда нормативные аспекты их достаточно чётко определены и осознаются людьми, и периоды, когда соответствующие критерии переосмысливаются или складываются в связи с существенными для людей переломами в развитии их предметного окружения или символической среды.

Сейчас мы переживаем именно такое время, когда быстрые и многообразные изменения городской среды делают прежние критерии её оценки неадекватными. Новые черты этой среды не укладываются в систему привычных представлений, сложившиеся ранее стереотипы городского образа жизни встречают её сопротивление. Иными словами, горожане всё более начинают ощущать для себя проблемность своего окружения, его непривычность, его странность, которые порой представляются им как чужеродность. Психологи утверждают, что человек не может долго пребывать в состоянии неопределённости: у него возникает сильное побуждение «определить ситуацию», сделать её для себя упорядоченной, понятной. С этой точки зрения можно рассматривать и проблемы городской среды. Различные группы людей по-разному подходят к их решению: кто замыкаясь в собственной квартире, кто устремляясь за город, кто применяя научные, а кто технические средства. Но есть определённая область в совокупности современной человеческой деятельности, которая была порождена и развивалась в связи с процессами урбанизации и которая благодаря этому сейчас уже достаточно оснащена средствами для решения социокультурных проблем городской среды. Это художественное проектирование, дизайн.

Эстетические образы городской среды — не новость в истории городов. Архитектура всегда порождала отдельные здания, ансамбли, ландшафты, которые становились своеобразным ядром, организующим жизнь людей в различных частях города. Наверное, во все времена на площадях и в тесных переулках, в парках и на живописных развалинах города можно было увидеть художников, чьё искусство выделяло из фона объекты, достойные внимания, и тем самым расставляло акценты, помогающие горожанам формировать образ того места, где они живут. Художественно осмысленные, воплощённые в камне, в дереве или на полотне различные части города становились культурными ценностями, смысловыми центрами жизненной среды горожан. Сегодня ещё одним средством, помогающим людям освоить своё вещное окружение, столь преобразованное ими самими, что оно ощущается как чуждое и непонятное, стал дизайн. Дизайн городской среды — это вид художественной деятельности, который предполагает соединение технико-экономических, эстетических, историко-культурных и социально-психологических оснований при решении проблем организации городского пространства. Результаты такого рода деятельности оцениваются в зависимости от того, насколько они помогают людям установить значение и смысл своего окружения, освоить его масштабы и динамику, сделать его комфортабельным, красивым, интересным.

Макет проекта музея Красноярской верфи

Понимаемое таким образом художественное проектирование становится важным социокультурным фактором, способствующим освоению людьми окружающей их среды. Особенности деятельности художника-дизайнера в этом случае связаны с тем, что он не только сам осмысляет и дифференцированно оценивает жизненную среду, но предлагает образцы своих решений широкому контингенту горожан. Это социокультурная деятельность, вовлекающая людей в активное освоение своего окружения, в расширение границ «неотчуждённого» социокультурного пространства, в изменение собственного образа жизни, собственной личности.

Начнём с содержания самой проектной деятельности. Сегодня, когда градостроительство унифицировано, новостройки растут необычайно быстро, города поглощают природные богатства Земли, художественное проектирование предполагает решение конкретных локальных задач различного масштаба — от изучения и коррекции тенденций развития города в целом до выявления и создания его отдельных смысловых центров. Но при всём многообразии конкретных задач оказывается возможным выделить некоторые общие проблемные направления, позволяющие дизайну выполнять роль конструктивного социокультурного фактора.

Одно из них связано с тем, что сейчас, в условиях стандартизации и унификации целого ряда социокультурных процессов (например, строительство, средства массовой коммуникации, транспорт) у людей всё более проявляется интерес к индивидуальному, неповторимому, уникальному, в частности, и в их окружении. Проблемой стало сохранение индивидуального в облике городов. В связи с этим встал вопрос о том, чем обусловливается своеобразие города, какие его черты пробуждают в нас ощущение неповторимости.

Другое направление порождается проблемой комфортабельности городского пространства. Совершенно очевидно, что это качество существенным образом определяется архитектурой города. Она эпоха за эпохой формирует основные черты городской среды, ибо архитектурные сооружения большей частью долговременны и неподвижны. Но в городе есть и менее устойчивые предметно-культурные факторы, которые также оказывают влияние на жизнь горожан, — это всё, что вывешивается, выставляется в витринах, служит элементами праздничного и повседневного украшения города, выполняет информационные функции. В совокупности эти устойчивые и мобильные аспекты городского пространства образуют своего рода «каркас» (удобный или неудобный), воздействующий не только на поведение и формы взаимодействия людей, но и на их эстетическое восприятие мира. Следовательно, очень многое в образе жизни горожан зависит от того, как осмысливается и обживается уже существующий в городе предметный мир.

Эти направления определили работу сенежской творческой группы в Красноярске. Главной проектной темой группы было художественное решение, связанное с организацией городской среды, исторических зон города, мест отдыха, новых районов. В основу проектирования были заложены несколько идей. Во-первых, сохранить индивидуальность города в целом и его отдельных частей; во-вторых, сделать городскую среду удобной, понятной и приятной людям; в-третьих, — и это важная социокультурная задача — вовлечь самих жителей города в процесс художественного осмысления городских пространств.

Индивидуальность каждого города, в том числе и Красноярска, определяется его генеалогией, спецификой образа жизни горожан, особенностями ландшафтов и перспектив. Красноярск носит отпечаток своеобразного сибирского эстетического языка, сложившегося в результате взаимодействия традиций и элементов многочисленных культур (русской, коренных народов Сибири, переселенцев). Город имеет неповторимое, превосходное природное обрамление. В то же время его развитие обусловлено сегодняшней включённостью в процессы, порождаемые научно-технической революцией. Поэтому на методологическом уровне в центре внимания оказалась задача определить приемлемое для людей соотношение современного и традиционного, «природного» и «культурного» в организации городской среды. Надо было сохранить в условиях стандартизации и унификации производства (в том числе и строительства) «человеческое» начало; найти соответствующие эстетическим (но не противоречащие экономическим) критериям оценки сочетания старого и нового в архитектурно-художественной организации городской среды; выявить и акцентировать исторические и культурные ценности прошлого, а также сегодняшние достижения города.

Облик города определяется не только ландшафтами и архитектурой; его формируют люди, уклад, стиль, образ их жизни. Поэтому, когда в творческой группе решалась проблема организации городской среды Красноярска, художники прежде всего рассматривали её как совокупность пространств, «декораций», где протекает повседневная жизнь горожан. Выявлялись уже существующие и потенциальные центры активной городской жизни, присущая именно Красноярску многосложность культуры, её глубинные черты.

Как известно, на многих улицах наших городов сегодня транспорт вытесняет пешеходов. В то же время для современной городской жизни характерна потребность в расширении пешеходных пространств. Это относится и к Красноярску. Внимательно изучив ситуацию, художники-проектировщики наметили сеть пешеходных маршрутов, организованных так, чтобы не только кратчайшими путями связать между собой отдельные функциональные точки города, но и сделать этот путь интересным, удобным, приятным.

Вдоль основной пешеходной улицы города (проспект Мира) проектом предусматриваются пассажи, функция которых — активизировать жизнь северного города, сделать её независимой от времени года. Например, на одном из участков улицы крытое пространство с широким тротуаром объединяет два книжных магазина, каре, выставочный зал, два кинотеатра и Театр юного зрителя. Это прогулочный маршрут и своеобразный уголок отдыха. Это также как бы фойе театра, протягивающее связь его жизни с жизнью города, выводящее действия спектаклей на улицу. Пассажи насыщаются специально организованной информацией о городской жизни, ориентированной на то, чтобы вызвать интерес у людей. Для этого предлагается создать специальные общественно-информационные центры, где применяются современные методы и средства выставочной экспозиции. Скажем, витрины магазинов становятся не только рекламой вещей, но и своеобразной выставкой достижений отрасли промышленности, их выпускающей, образцов организации потребностей, поведения, стиля жизни.

Макет проекта музея Красноярской верфи

Дворы домов, в которых расположены пассажи, также частично перекрываются и благоустраиваются. Здесь образуются уютные городские «интерьеры» с небольшими кафе, открытыми выставочными площадками, зеленью.

На методологическом уровне всё это привело к постановке задачи соединить тенденции развития современного промышленного города, отражающиеся в характере архитектуры, ширине магистралей, размерах площадей, с исторически сложившимися чертами Красноярска, масштабами его старых построек, с его своеобразными культурными ценностями. Сложилась идея создания двухслойной композиции города, контрастного единства многоэтажной, насыщенной транспортными магистралями современной урбанизованной среды, и пространство для пешеходного движения, красивых камерных городских пейзажей, малоэтажных домов. Иными словами, надо было найти переходное звено от старых кварталов к новым. Для этого в городе обнаружились интересные ресурсы. Дело в том, что в Красноярске сохранилось много деревянных зданий. Проектом предусматривается перенести их из районов, где они подлежат сносу, во дворы современных домов. Здесь эти строения обретают новую жизнь. Они реставрируются и используются в общественных целях, становясь помещениями кружков самодеятельности и клубов, библиотек, домовых кафе и т. п. Дворы, организованные подобным образом, обеспечивают связь между старыми и новыми городскими постройками, между прошлым и настоящим города. Такое планировочное решение повлекло за собой необходимость соответствующего художественного осмысления районов-новостроек.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: