Высотное здание в Зарядье
.jpg)
- Авторы проектаархитектор Д. Н. Чечулин,
инженер-конструктор И. М.Тигранов - В проектировании принимали участиеархитекторы — А. Ф. Тархов, М. И. Боголепов, А. В. Арго, Л. М. Наумочева, Н. А. Кузнецова, И. А. Синева, Ю. С. Чуприненко, А. Г. Рогачев;
инженеры — Ю. Е. Ермаков, А.Г. Найденов,
Г.Н. Прозоров, В.С. Николаев и другие - Годы строительства1947—не достроено
- Текст:Галина Минакова21 января 2026
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Участок земли размером в 15 га занимал весь квартал между Большим Москворецким мостом, улицей Варваркой (до 1990 года — улица Разина) и комплексом Воспитательного дома, в котором размещалась тогда Академия артиллерийских наук. Древний район с Китайгородской стеной, плотно застроенный жилыми и торговыми зданиями, подлежал уничтожению. Снос строений был запланирован уже в 1928 году, после утверждения новой планировки Китай-города, в рамках которой Красная площадь расширялась до Москвы-реки. Чуть позже, согласно генеральному плану 1935 года, участок между Варваркой и набережной должны были освободить от исторических построек, а на их месте должны были возвести монументальное здание Дома промышленности, а затем и 2-го дома Совнаркома. Однако конкурсы не привели к реальному строительству, и масштабная расчистка участка с выселением жильцов началась только в 1940 году. Эта территория имеет ярко выраженный спуск к Москве-реке, что побудило Чечулина поставить здание на высокий стилобат, вытянутый с запада на восток. От него вниз вели широкие лестницы, спускающиеся не только к реке, но и к Красной площади, а также к Китайгородскому проезду. Планировалось обработать в виде террас и озеленить склоны этого стилобата, а снаружи устроить проезды в хозяйственные дворы. Лестницы должны были украсить гранитные колонны-светильники. Со стороны Китайгородского проезда планировалось создание стоянки для машин.

Главный вход (макет)
Помещения внутри комплекса делились на две основных группы: первая располагалась в части стилобата и развернутых 5-этажных (6-этажных, включая цокольный) корпусов, а вторая относилась к высотной части. Устройство стилобата предполагало создание большого количества входов для разных функций. Главный вход был обращен к Кремлю и предназначен для временных посетителей учреждений, а персонал должен был попадать в здание со стороны набережной. Для прохода в бюро пропусков, типографию, общежития, кухню-столовую, зал собраний, АТС и поликлинику также планировались отдельные входы. Большей частью они располагались на 1 этаже 5-этажного объема. С этими корпусами связан и зал заседаний на 1000 человек, включающий эстраду, трибуны, кинооборудование и кулуары. Рабочие комнаты подчинялись простой двусторонней коридорной системе, в расширениях которых были размещены лифты. В крыльях цокольного этажа предполагалось размещение комендатуры, общежития и даже квартир. 5-этажные корпуса образовывали в плане разорванную восьмерку с полукруглым объемом зала собраний, обращенным в сторону Воспитательного дома.
Квадратная в плане высотная часть проекта повернута диагонально относительно 5-этажного блока. Между ними планировалось создать четыре парадных озелененных двора. Эти дворы сообщались между собой огромными арками, позволявшими организовать проезды для машин и проходы для пешеходов. Кроме того, арки способствовали раскрытию живописных перспектив и свободному прохождению воздуха. Для очистки воздуха автостоянки были запланированы на некотором удалении от здания, а для обслуживающих машин был запроектирован отдельный въезд в стилобате. Предполагалось озеленить пространство вокруг и разместить на территории фонтаны для увлажнения воздуха. Озеленение планировали осуществить и на нескольких плоских кровлях.
В основу высотной части была заложена структура ствола лифтов, от которых по диагонали отходят коридоры кабинетов, небольшие залы собраний, библиотеки и архивы. Авторы считали, что диагональная планировка коридоров способствует более легкой ориентации на этаже и сокращает коммуникации в здании. От восьмиугольного лифтового зала на каждом этаже расположены по четыре сектора из нескольких комнат, которые были объединены в центре общей приемной, что позволяло логистически удобно разделять отделы. Предполагалось, что общее количество комнат будет достигать 2000. Однако, несмотря на масштабность проекта, в прессе не публиковали точных сведений об организации, которая планировала занять здание после завершения строительства.
Высотный корпус в проекте имел угловые части, расширяющиеся к земле, что способствовало увеличению коридоров. Открылки расположены на высоте 9 и 14 этажей. На уровне 5 этажа эти диагональные коридоры совмещаются с коридорами низкоэтажного корпуса. С 15 по 32 этаж диагональные секторы не являются проходными, что могло послужить основой для удобной организации работы отделов. Каждые два-три этажа оборудованы буфетами. На 1 этаже располагалась группа из четырех парадных вестибюлей. В первом планировали разместить группу лифтов непрерывного действия – патерностеры. Скоростные лифты располагались чуть дальше, в парадном вестибюле. Предполагалось, что общее количество лифтов в высотной части и боковых корпусах будет приближено к 60. К четырем дополнительным вестибюлям из высотной части спускались эвакуационные лестницы. Над ними планировалось разместить два двусветных конференц-зала. Там же находились справочное бюро и обслуживающие помещения. К гардеробному этажу, занимающему весь этаж под высотной частью, должны были вести 10 эскалаторов. Здесь же находились индивидуальные шкафчики для спецодежды. От гардероба можно было пройти в столовую, библиотеку, архивы и, воспользовавшись вертикальным транспортом, попасть в любую рабочую часть здания. Большую столовую должен был освещать легкий павильон, находящийся в восточном озелененном дворе. Под гардеробом располагался этаж для технического обслуживания здания и различных хозяйственных операций.
Нижний 5-этажный комплекс по замыслу авторов должен быть поддерживать горизонталь кремлевских стен, ансамбль Воспитательного дома и прочих низкоэтажных построек района. Высотная же часть должна была перекликаться с абрисом проектируемого Дворца Советов. В статье 1949 года для журнала «Городское хозяйство Москвы» Дмитрий Чечулин описывал выбранный образ так: «Пышную полихромную архитектуру Кремля, Красной площади, храма Василия Блаженного и других памятников, сохраняемых на территории квартала, занимаемого зданием, оно должно подчеркивать по контрасту своей простотой и строгостью, своим белокаменным однотонным цветом. Выразительный контраст оно составит также благодаря своим грандиозным размерам и новому архитектурному масштабу, свойственному нашему времени. В то же время центрическое столпообразное построение здания как бы подхватывает и развивает приемы высотных композиций, воплощенные в башнях Кремля и других памятниках русского зодчества. Их пропорции, ярусное построение, использование шатра для завершающей части, применение архитектурно-скульптурных форм и другие особенности русской архитектуры составляют те традиционные черты, которые вводились в композицию здания в Зарядье».
Весной 1952 года приступают к строительству фундаментов. Высотная часть должна была стоять на жесткой железобетонной конструкции коробчатого сечения размером 80x80 м и высотой в 13 м. Фундаменты стилобата и 5-этажных корпусов закладывались на четвертичных отложениях. Для того, чтобы фундамент высотной части располагался ниже уровня грунтовых вод на 8–10 м, был вырыт котлован глубиной 18 м. Для защиты подвальных помещений от влаги на подошву и стены фундамента уложили многослойный гидроизоляционный ковер из металлоизола и гидроизола. При бетонировании фундамента были использованы бетононасосы, которые подавали около 130 м3 смеси на расстояние до 180 м. По подсчетам, для этих работ потребовалось около 50 тыс. м3 бетона. Арматурный каркас представлял собой крупные блоки, предварительно собранные на заводе, которые устанавливались при помощи кранов со стрелой. Работы начались не только для сооружения высотной части, но и для боковых корпусов. К этому времени уже начинали выкладывать кирпичные стены стилобата и проводить инженерные коммуникации.
После завершения фундаментных работ планировалось приступить к установке ползучих башенных кранов УБК-15 грузоподъемностью в 15 т, которые служили для возведения стального каркаса. Строительство боковых корпусов должны были обеспечивать три крана УБК-5. Для подъема материалов планировалось использование шахтных подъемников и даже 10 лифтов, установленных внутри здания прямо во время возведения каркаса.
За 1952–1953 годы монтажникам предстояло возвести 18 этажей здания. Высотный объем состоял из системы пространственных связей, образующих замкнутую восьмигранную призму. Для бетонирования этой конструкции планировалось применить подвижную опалубку с системой поднимающихся электрических домкратов системы инженера А. А. Струканова. Основой конструктивного решения здания являлось использование формы плана для устройства пространственной железобетонной системы замкнутых связей, которая обеспечила бы высокую жесткость здания. Эта идея позволила сделать металлический каркас лишь монтажным фактором и арматурой в бетоне, благодаря чему можно было шарнирно выполнить все сопряжения каркаса, значительно экономя металл. Система была разработана инженерами И. М. Тиграновым и М. В. Ляпиным.
В связи с тем, что облицовка должна была происходить одновременно с возведением стен, начался процесс производства необходимых материалов. Требовалось: 20 тыс. м2 гранита, 18,5 тыс. м2 известняка, 83 тыс. м2 керамических блоков и 13 тыс. м2 мрамора. К концу 1952 года на строительной площадке заканчивалось создание небольшого автоматического завода, который мог бы производить в сутки до 300 м3 готового раствора. Предполагалось создание интересного типа облицовочных панелей. Разрабатывались крупные панели размерами 430х320 см из керамзитобетона объемным весом 1450 кг на 1 м3. Для утепления планировали использовать компостеры из минеральной пробки, пропитанные битумом. Облицовочным материалом должен был стать естественный камень. Вес всей панели при этом составил бы около 4 т. Однако опыт строительства других высотных зданий показал, что изготовление заполняющих материалов является трудоемким в московских условиях, что привело к выбору многодырчатого кирпича.
Как и все высотные здания, дом в Зарядье предполагал качественное инженерное оснащение. На технических этажах должны были разместиться агрегаты отопительной системы, венткамеры, оборудование для кондиционирования воздуха и вакуумного пылеудаления. Кроме того, разрабатывалась система архитектурной подсветки здания, которая должна была располагаться в конструкции наружных частей. Для освещения верхней эмблемы на высоте 280 м от стилобата задумывалась специальная осветительная установка.
Однако строительство высотного здания в Зарядье так и не было завершено. Возводить его начинают позже других аналогичных проектов, для того, чтобы успеть проверить новые методы строительства и не допускать ошибок в одной из важнейших градостроительных точек города. Эта ситуация напоминает историю с созданием Дворца Советов, на силуэт которого так рассчитывал Чечулин при создании образа здания. Сходство обнаруживается и в дальнейшей судьбе построек: на месте фундамента Дворца Советов Дмитрий Чечулин создает плавательный бассейн «Москва», а на месте фундаментов высотного здания в Зарядье — гостиницу «Россия». Решение о строительстве гостиничного здания Совет Министров СССР принимает в 1956 году. Несмотря на критику Чечулина в рамках политики отказа от архитектурных излишеств, он сохраняет свое влияние и к 1960 году возглавляет Мастерскую №16 Моспроекта-1, ответственную за участок близ Кремля. Уже в 1957 году автор публикует проект, который базировался на сохранении мощного стилобата высотного здания и развитии композиции в виде замкнутого каре 12-этажных корпусов, дополненных 20-этажной башней с номерами повышенной комфортности. Здание возводилось с 1962 по 1967 год в стилистике советского архитектурного модернизма. Для поддержания исторического контекста фасад здания решают с использованием белого уральского камня и золотистых деталей отделки. Рассчитанная на размещение 5890 человек в 3182 номерах, она становится крупнейшей гостиницей СССР и Европы. Пространства стилобата позволили создать киноконцертный зал на 2500 мест и двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1536 мест.
После большого пожара 1977 года и распада Советского Союза гостиница приходит в упадок. В 2004 году мэр Москвы подписывает постановление «О первоочередных мерах по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте гостиницы “Россия”», и спустя 2 года последние постояльцы покидают номера. Однако при демонтаже возникают серьезные сложности. Объем бетона, составляющего конструкции здания, оказался больше 375 тыс. м3, что сравнимо по объемам с тремя «Лужниками». Для разбора фундамента пришлось использовать дорогостоящую технологию лазерной резки. После освобождения участка начинается строительство парка «Зарядье», законченное в 2017 году, которое окончательно завершает историю восьмой сталинской высотки.
На обложке: Общий вид от Кремля (макет)
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях:
