Достроить нельзя разрушить

Торгово-деловой центр «Свердловск», до 2013 года известный как «Призма» — незавершенный небоскреб, находящийся в Екатеринбурге (ул. Героев России, 2). Располагаясь рядом с железнодорожным вокзалом, это здание уже долгие годы встречает гостей города своим полуразрушенным фасадом. Высотная часть небоскреба, признанная судом самовольной постройкой, давно не дает покоя мэрии. Длительное время идут разговоры о сносе или разборке долгостроя, но этого до сих пор не случилось: проведение подобной операции в черте города будет стоить огромных денег. Горожане, называющие здание по-старому, «Призмой», уже смирились с бесполезной постройкой, которая должна была стать первым небоскребом Екатеринбурга.

Начало строительства торгово-делового центра, известного в тот момент как «Европейский», было запланировано на 2004 год. Его проектированием занималось ООО «Архитектурная мастерская „БВН“». Согласно проекту предполагалось возвести здание из двух очередей. В первой, семиэтажной, должны были расположиться торговые и развлекательные комплексы. Вторая, из тридцати семи этажей, планировалась как офисное здание. По проекту высота, включая пятнадцатиметровый шпиль, составляла 151 метр. Поскольку считается, что высотное здание становится небоскребом при достижении отметки в 150 метров, «Европейский» задумывался как первый небоскреб города и самый северный небоскреб мира. Весьма оригинальный дизайн будущего здания можно увидеть на раннем рендере.

Рендер внешнего вида торгово-делового центра «Европейский». ООО «Архитектурная мастерская „БВН“», 2005

Реализации столь амбициозного плана сопутствовали инвесторы, которые рассматривали проект как будущее удачное вложение денег. По весьма оптимистичным прогнозам «Европейский» должен был быть полностью введен в эксплуатацию уже в 2008 году. Планировалось сдать сначала первую очередь, привлекая туда бизнесы, а затем вторую. Генподрядчиком строительства выступала екатеринбургская организация «УСКМ „Наш дом“».

Фактически строительство началось в 2005 году. Первые семь этажей были возведены не без проблем — проверка выявила ряд нарушений в соблюдении проекта. Выяснилось, что перед началом работ застройщиками не была проведена экологическая экспертиза и экспертиза промышленной безопасности. Также конструкция здания оказалась объемнее, чем первоначальный проект. В данном случае изменения были внесены застройщиками самовольно, ни с кем не были согласованы. Районный суд обязал застройщика приостановить строительство до тех пор, пока нарушения не будут устранены. Только в 2007 году процесс возобновился. С того момента началось строительство высотной части.

Фото-альбом: Планы

Чертежи планов торгово-делового центра «Европейский». ООО «Архитектурная мастерская „БВН“», 2006

Возводилось по несколько этажей за раз: сперва создавался каркас из стали, который затем бетонировался, после чего строители продвигались наверх. Монолитная конструкция из бетона и стали была гарантом прочности здания, защищая его от воздействия больших нагрузок и зимних морозов. Нижняя и верхняя части строились от случая к случаю, но довольно быстрыми темпами. Однако в начале 2008 года процесс вновь был приостановлен очередным решением суда.

На сей раз причиной стало отсутствие юридического разрешения для постройки столь сложного в исполнении здания. Глобальная проверка была вызвана падением строительного крана. В пресс-релизе прокуратуры района было сказано следующее: «Без наличия необходимой разрешительной документации возведение таких крупных зданий может представлять реальную опасность для граждан в случае возможного обрушения». По словам причастных к строительству виной тому стали бюрократические проблемы. Архитекторам и застройщикам за пределами Москвы в тот период не доставало компетенций и опыта в процессах создания небоскребов. Бывший глава города Аркадий Чернецкий также заявил о нехватке специалистов по экспертизе подобных зданий в стране, из-за чего строительство и остановилось.

В том же году начался мировой экономический кризис, нанесший серьезный удар по финансовой силе страны. Из-за долгого простоя строительство здания сулило стать убыточным, а найти новых инвесторов, готовых вкладывать большие деньги в подобную авантюру, стало почти невозможно. По этим причинам срок окончания работ по возведению «Призмы» стал неопределенным.

В феврале 2009 года экспертное заключение было получено, строительство возобновилось весной того же года. Протекало оно довольно медленно, ввиду нехватки средств. Для того, чтобы закончить и сдать первую очередь здания как можно скорее, компании, которые заранее купили в нем торговые площади, были вынуждены оказывать финансовую поддержку. Силой нескольких компаний, сформированный таким образом наблюдательный совет сумел предоставить из своих «карманов» более 2,5 миллиардов рублей на завершение проекта. Предполагалось, что часть денег должна быть потрачена и на завершение возведения каркаса второй очереди «Призмы». Чтобы сдать первую очередь, необходимо было убрать кран, задействованный в строительстве второй.

Строительство небоскреба «Призма», 2010

Благодаря средствам, темп возведения «Призмы» был ускорен. В первой половине 2010 года достраивались верхние этажи. Стейкхолдеров и арендаторов вновь попытались успокоить оптимистичным прогнозом о том, что первые этажи будут сданы в эксплуатацию уже в августе. Как показала история, этому не суждено было случиться столь скоро.

Лишь в сентябре того же года здание окончательно достроили в высоту, установив шпиль. После этого все силы строителей вновь были брошены на первую очередь небоскреба. До весны 2011 года высотная часть простояла без изменений, пока на каркасе не стали появляться панели из гипсокартона, которые должны были стать стенами будущего здания.

Тем временем открытие первой очереди комплекса продолжали откладывать. Обшивка высотной части довольно быстро стала разрушаться из-за сильных ветров, проникавших внутрь здания через окна и другие отверстия. В связи с этим летом 2012 года началась консервация здания из-за нехватки средств на завершение строительства — окна были заделаны.

Летом 2013 года была проведена официальная презентация концепции торгового комплекса. Здание в очередной раз переименовали, «Призма» превратилась в «Свердловск». В августе состоялось долгожданное открытие торгового центра. Тем не менее работа не прекращалась — подземная парковка и верхние этажи так и не были закончены. В декабре того же года главный инвестор проекта Андрей Хорошилов объявил о том, что им были найдены средства на завершение проекта, а также поменял генерального подрядчика.

Первая очередь торгово-делового центра «Свердловск»

В апреле 2014 года на незавершенном объекте побывала комиссия Госстройнадзора, ею было дано «добро» подрядчику на завершение строительства. Позднее была произведена смена концепции проекта — переформатирование второй очереди «Свердловска» из коммерческого помещения в апартаменты. Эксперты усомнились в целесообразности данного решения в связи с сильным падением спроса на первичном рынке жилья в тот период. Люди опасались брать ипотеку на длительные сроки из-за нового экономического кризиса. Кроме того, отмечали и неудачное расположение здания — район Железнодорожного вокзала «славится» неблагоприятной экологией, зашумленностью и наличием криминогенной среды. Эти факторы делали продолжение строительства все менее целесообразным. В тот период жители города утратили надежду на то, что здание будет достроено. При этом инвесторы не отказались от проекта, в который ими уже были вложены колоссальные деньги. В тот момент стали возникать и слухи о том, что здание в конечном итоге будет демонтировано.

Законсервированная вторая очередь торгово-делового центра «Свердловск», 2014

Летом 2015 года консервация небоскреба продолжилась — здание начали обтягивать пленкой, так как фрагменты стен продолжали разрушаться, осыпаясь в том числе на расположенную рядом автопарковку. К тому моменту здание погрязло в череде экспертиз и ложных надежд на продолжение строительства.

Через год было объявлено о возможном возобновлении строительства в связи с новыми финансовыми вливаниями. Представители «Свердловска» говорили о завершении строительства к 2018–2019 годам, однако уже в 2017 году были объявлены арбитражным судом банкротами. Сумма заявленного долга составила более 200 миллионов рублей. С целью его частичного погашения было открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Также суд не дал компании-учредителю перейти под внешнее управление, так как счел это нецелесообразным и несправедливым по отношению к некоторым инвесторам.

В 2019 году администрация Екатеринбурга потребовала у юрлиц, причастных к постройке высотной части «Свердловска», демонтировать здание. При этом достроить его было бы дешевле, но тот факт, что с восьмого по тридцать шестой этажи были построены самовольно, не дал бы ввести их в эксплуатацию. Начальник Департамента архитектуры Алексей Храмов поделился с изданием «E1» схемой, на которой желтым цветом выделена часть «Свердловска», получившая разрешение на строительство и ввод; зеленым — часть, получившая только разрешение на строительство; розовым — самовольная постройка.

Схема разрешенной и неразрешенной застройки «Свердловска», 2020

Незавершенный небоскреб к тому моменту был обречен на снос. Вопрос был лишь в том, кто будет его сносить. Управляемый взрыв здания категорически исключен из-за высокой плотности близлежащей застройки. В свою очередь, ручная разборка здания, состоящего из стали и бетона, является исключительно трудозатратным, долгим и дорогим процессом. В связи с этим мэрия города временно отложила планы по сносу.

Лишь осенью 2022 года арбитражный суд вынес окончательное решение о демонтаже. Несмотря на вопросы со стороны администрации к ряду нижних этажей, было разрешено их сохранить, приведя в надлежащее состояние. По поводу высотной части мэрия оказалась непреклонна, вынудив учредителей демонтировать небоскреб в течение следующих двух с половиной лет.

Сегодня здание считается самым высоким из замороженных в стране помимо Москвы. Пока оно строилось и простаивало, звание самого северного небоскреба поочередно получали другие небоскребы Екатеринбурга с менее тяжелой судьбой — «Высоцкий» и башня «Исеть» (оба из них в итоге обгонит «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге).

Вероятно, в ближайшие годы история «Призмы» подойдет к концу. На данный момент здание, признанное судами дорогим нагромождением строительных материалов, является памятником тяжелому бюрократическому аппарату страны, двум экономическим кризисам, неэффективному менеджменту и нерациональному расходованию ресурсов. Опыт строительства небоскреба-призрака послужил примером того, насколько большой ответственностью является строительство столь сложного здания. Ответственностью не только перед администрацией и кредиторами, но и перед горожанами, вынужденными лицезреть недострой из разных районов города.

Обложка статьи: небоскреб «Свердловск», 2014

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: