Мавзолей В. И. Ленина

Уже почти 100 лет на Красной площади в Москве стоит Мавзолей Ленина. Это уникальное, не имеющее прямых аналогов сооружение построено архитектором Алексеем Щусевым, наиболее авторитетным зодчим-практиком тех времен. Каменная усыпальница первого в мире создателя социалистического государства до сих пор притягивает к себе внимание миллионов человек. О замысле и истории проекта рассказываем в этой статье.

Ленин умер 21 января 1924 года, и для его забальзамированного тела за три дня было построено деревянное сооружение простейшей формы. Автором проекта стал Алексей Щусев, как наиболее авторитетный зодчий-практик, отлично зарекомендовавший себя проектами православных храмов до революции и проектированием первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923) уже при советской власти. Поскольку поток как советских граждан, так и иностранцев, желавших почтить память Ленина, не ослабевал, весной 1924 года правительством страны было принято решение возвести более масштабное здание Мавзолея. Этот второй, временный, Мавзолей был необходим на период проведения конкурса и возведения нового мемориального здания «на века»: это третье по счёту мемориальное сооружение на Красной площади и дошло до нас.

Общий вид (проект)

Место для Мавзолея Ленина было сразу и не случайно выбрано в самом сердце советской столицы — у стен Московского Кремля. В глубокой траншее на месте древнего Алевизова рва 10 ноября 1918 года были размещены 240 гробов — братская могила участников Октябрьской революции 1917 года в Москве. В 1918 году на фасаде Сенатской башни, выходящем на Красную площадь, к первой годовщине революции скульптор Сергей Конёнков создал памятную доску из цветного бетона «Павшим в борьбе за мир и братство народов» с изображением фигуры Свободы, осеняющей пальмовой ветвью погибших (сейчас находится в мастерской-музее Конёнкова). К пятой годовщине Октября, в 1922 году, там же был установлен памятник «Рабочий у наковальни» скульптора Фридриха Лехта. Его творение можно было видеть до мая 1924 года — начала строительства второго деревянного Мавзолея. Осенью 1922 года прямо перед Сенатской башней была сооружена трибуна для выступающих перед парадом и демонстрациями членов правительства, а после постройки каменного Мавзолея прямо под доской появился выход из Кремля через Сенатскую башню на его трибуну. Вскоре после этого мемориальную доску с Красной площади убрали, но памятники представителям рабочего движения, революционерам, военачальникам и даже космонавтам у Кремлёвской стены продолжали устанавливать, как и памятные доски, вплоть до 1990-х годов.

План размещения Мавзолея на Красной площади, совмещённый со схемой графического анализа пропорций Красной площади и Мавзолея (по Н. Н. Стоянову)

Важно отметить, что ставшее сакральным место у фасада Сенатской башни обозначает важную композиционную ось, проходящую через Красную площадь и далее через весь город, от Лужников до площади Трёх вокзалов, соединяя крупнейшие общественные пространства и здания столицы. Эта неявная планировочная особенность сложилась задолго до Октябрьской революции, ещё с постройкой здания Сената в Кремле архитектором Матвеем Казаковым, и учитывалась в плане восстановления Москвы после пожара 1812 года архитектора Осипа Бове, по проекту которого были возведены Верхние торговые ряды с куполом, установленным на этой оси (вместо них сейчас — здание ГУМа).

Пока шло прощание с телом вождя, проходившее в зале бывшего Дворянского собрания (Дома Союзов), Щусев начал работать. «Около 12 часов ночи я был срочно вызван в Колонный зал <...>, — вспоминал архитектор. — Несмотря на поздний час, непрерывной волной стекались потрясённые, взволнованные массы к гробу великого человека, величайшего друга трудящихся. В артистической комнате при Колонном зале, куда меня провели, находились члены правительства и комиссия по похоронам В. И. Ленина. От имени правительства мне было дано задание немедленно приступить к проектированию и сооружению временного Мавзолея для гроба Ленина на Красной площади <...>. Я имел время только для того, чтобы захватить необходимые инструменты из своей мастерской, а затем должен был направиться в помещение, предоставленное мне для работы. Уже наутро необходимо было приступить к разборке трибун, закладке фундамента и склепа Мавзолея. Прежде чем приступить к эскизу Мавзолея, я пригласил для совещания о его архитектурных принципах Л. А. Веснина и арх. П. И. Антипова. На совещании я высказал свои соображения, что силуэт Мавзолея не должен быть высотным, а иметь ступенчатую форму. Надпись на Мавзолее я предложил простую — одно слово, в котором заключено столько волнующего смысла для всего трудящегося человечества. Это слово — ЛЕНИН. Всё сооружение должно быть сделано из дерева и обшито досками. К четырём часам утра эскизный набросок Мавзолея был готов, я наскоро поставил размеры глубины, высоты и ширины и вызвал конструкторов для подсчёта деревянных конструкций».

Главный фасад

Основное здание архитектор спроектировал в виде параллелепипеда шириной чуть меньше 8-ми и высотой 4 метра, увенчанного трёхступенчатым квадратным завершением. Однако были и иные многочисленные эскизы, сохранившиеся в архиве семьи Щусевых. Деревянный каркас первого Мавзолея был обшит вагонкой «в ёлочку». Этот декоративный мотив использовался в решении фасадов многих деревянных павильонов ВСХВ и появился далее в эскизах второго Мавзолея. Вход и выход были сделаны в виде вытянутых параллелепипедов с открытыми торцами. Через них посетители спускались вниз и проходили полуподземным коридором в траурный зал. Таким образом, уже в первой версии Мавзолея обеспечивалась чёткая направленность движения посетителей.

Боковой фасад со стороны Исторического музея

Боковой фасад со стороны Храма Василия Блаженного

7 февраля 1924 года Леонид Красин в статье, вышедшей в «Известиях ВЦИК», предложил «...дать гробнице форму народной трибуны, с которой будут произноситься будущим поколением речи на Красной площади», и его пожелания Щусев учёл. Второй Мавзолей, который Щусев спроектировал в апреле-мае 1924 года, имел почти все черты пластического замысла третьего, каменного, Мавзолея. Это было симметричное, ступенчатое сооружение, служащее и траурным поминальным залом, и трибуной. Его образ навеян не древнейшей архитектурой, о чём безосновательно толкуют краеведы, приписывая Щусеву копирование зиккуратов и иных сооружений. Постройка отражала поиски зодчих своего времени и была связана скорее с пластическими приёмами беспредметного искусства первой четверти XX века. Так, в супрематизме Казимира Малевича, объёмных «планитах» и «архитектонах», как и в произведениях учеников Ладовского во ВХУТЕМАСе, содержался очень заметный компонент монументализации формы параллелепипеда. Этому способствовали типичные ступенчатые врезки параллелепипедов друг в друга и другие новые архитектурные приёмы, ставшие основной темой второго и третьего мавзолеев.

Нижний ярус простоявшего пять лет деревянного Мавзолея был расшит узкими вертикальными нишами-филёнками, сделанными в модуле традиционных размеров доски. Этот мотив можно сравнить с темой ложной двери в древнеегипетском зодчестве, однако в каменной версии здания он не повторился, так как отражал на самом деле конкретную строительную технологию. Латунные шляпки крепёжных деталей, характерные для деревянных конструкций, добавляли фасадам особую выразительность. Следующий ярус деревянного Мавзолея представлял собой геометризованный фриз, а основной объём был увенчан пятью уменьшающимися по высоте уступами. Неслучайно сходный мотив был повторён и в дизайне дверей третьего, каменного, Мавзолея. Верхняя часть деревянного Мавзолея была украшена аттиком с профилированными приземистыми столбами и вентиляционными проёмами (пять по длинной стороне и три по короткой). Этот аттик подчёркивал ступенчатый силуэт постройки. Вход в Мавзолей был сделан в центре главного фасада, по бокам которого размещались лестницы со ступенчатыми парапетами, ведущие на балкон-трибуну. Выход был устроен на северном боковом фасаде.

Фото-альбом: 1


На исходе зимы 1924 года со всей страны в Москву поступали как любительские, так и профессиональные проекты окончательного Мавзолея. Многие из них представляли собой очень наивные предложения, зачастую развивавшие тему пирамиды или постамента под фигуративную скульптуру, хотя некоторые и заслуживали внимания профессионалов. Знаменитый мастер модерна Фёдор Шехтель предложил построить четырёхгранную пирамиду на арочном стилобате, украшенном мощным рустом. По своему композиционному строю его проект чем-то напоминал приземистые формы древнерусской архитектуры. Внутри пирамиды зодчий наметил два зала: полуподземный склеп внизу и аудиторию над ним, — а со стороны главного фасада поместил сравнительно небольшую скульптуру Ленина как подчинённый общему замыслу элемент.

Третий, капитальный, Мавзолей, открывшийся в октябре 1930 года, стал одним из самых заметных произведений Алексея Щусева. Это уникальное, не имеющее прямых аналогов сооружение представляет собой квадратный в плане объём шириной 24 и высотой 12 метров. Ступенчатый силуэт, лестницы по обеим сторонам фасада и аттик с колоннадой, предложенные во втором Мавзолее, теперь получили особую монументальность, причём лишь за счёт выверенных пропорций и упрощения форм крупных деталей, но не путём увеличения размеров невысокого здания.

Развёртка вдоль Красной площади

Завершение Мавзолея снаружи так же выполнено ступенчатым, с пятью уступами разной величины. Они, как и во второй, деревянной, версии Мавзолея, уменьшаются к аттику, ставшему квадратным в плане. Внутри, строго по центральной оси, ниже уровня земли расположен квадратный траурный зал кубической формы высотой 10 метров (сохранился также эскиз с круглым в плане траурным залом: в нём постамент для саркофага устанавливался в центре пятиконечной звезды). Потолок траурного зала сделан таким образом, что конструктивно напоминает ступенчатый ложный купол. Зал выполнен со скрытым рассеянным освещением.

Снаружи и внутри, кроме потолка зала, здание облицовано чёрным мрамором, лабрадоритом, порфиром и красным гранитом. Все поверхности сделаны гладкими и лишены филёнок и ниш, что принципиально отличает каменный вариант Мавзолея от деревянного. Ещё одно отличие — ступенчатая ниша на правом, северном, углу главного фасада. Она не несёт очевидной конструктивной или функциональной нагрузки, но делает фасад асимметричным, лишь отчасти фокусируя внимание на себе. Возможно, ниша задумывалась как ориентир для марширующих солдат (их движение при параде требует равнения направо). Но можно сказать определённо, что асимметричное решение ключевых проектов Щусева — это его фирменный почерк, ярко проявившийся, например, в церкви на Куликовом поле с её разными по форме куполами боковых приделов.

Фото-альбом: 2


Заметную роль в разработке окончательного проекта Мавзолея сыграли сотрудники мастерской Щусева — Исидор Француз и Андрей Снигарёв (автор проекта открытых трибун у Мавзолея). Этот факт, однако, не умаляет значимости авторской концепции самого Щусева как главного создателя этого шедевра архитектуры. Зодчий смог решить сразу несколько задач. Во-первых, создать дополнительный композиционный акцент на Красной площади, дополнив высотные силуэты кремлёвских башен, здания Сената и центрального ризалита Верхних торговых рядов (ГУМа). Во-вторых, расположить точку визуального притяжения на фоне прясел Кремлёвской стены у Сенатской башни, не столь выразительной по архитектуре, как Спасская или Никольская.

Ступенчатая форма, характерная для ряда монументальных построек древности, отсылает к пластическим экспериментам своего времени, получившим далее применение, например, в оформлении советских павильонов на выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. Мавзолей Ленина стал предвосхищением массового вхождения в архитектуру новой стилистики ар-деко с блеском упрощённых монументальных форм, облицованных натуральным камнем. Таковы и его наружный вид, и интерьер. «Гроб, сделанный из стекла, помещён в особом, треугольной формы стеклянном саркофаге, рама которого выполнена из оксидированной меди. Монолитный камень чёрного лабрадора, на котором помещается саркофаг, весит 20 тонн», — рассказывал Щусев.

Траурный зал, кроме стеклянного саркофага, спроектированного ещё в 1924 году архитектором Константином Мельниковым, получил в каменной версии уникальный декор с флорентийской мозаикой. Первоначальные эскизы были с крупным орнаментальным фризом: на красном фоне — опоры, обвитые зигзагообразной чёрной траурной лентой. В реализованном варианте проекта они, наоборот, — на сером фоне и красно-чёрные, с зубчатым поясом красных знамён. Для советской архитектуры и монументального искусства это означало возвращение мозаики, воспринимавшейся в первые послереволюционные годы как чисто буржуазное явление.

Интерьер траурного зала (проект)

«Согласно директиве правительства, Мавзолей должен был строиться исключительно из советских материалов. Красный гранит добывался на Украине в окрестностях Житомира из совершенно неразработанных карьеров, которые издавна славились также замечательными ломками чёрного лабрадора с синими прожилками и серого лабрадора со светлыми блёстками. Из карельского красного порфира сделана плита, завершающая Мавзолей, установленная на колоннах из разнообразных гранитных пород», — писал брат архитектора, инженер Павел Щусев. Он же вспоминал о специальных технических ухищрениях: «Чтобы избежать сотрясений Мавзолея при прохождении мимо него тяжёлых танков, фундамент железобетонной плиты, поддерживающей его каркас и расположенный на подсыпке из чистого песка, был ограждён сваями».

Кроме самого Мавзолея, Щусев проектирует и две караульных будки прямоугольной формы, отнесённых почти на 70 метров в обе стороны — так, чтобы ближе к зданию поместились трибуны, вместимость которых достигала бы 10000 человек. При реконструкции 1960-х годов трибуны были заменены, а караульные помещения так и остались нереализованными: вместо них будут построены маленькие караулки ближе к линии деревьев, за трибунами. Рядом, подчёркивая асимметричную деталировку Мавзолея, Щусев решил установить киоск для продажи политической литературы. Его проект (неосуществлённый) выполнил известный зодчий-реставратор Николай Виноградов, который был ответственным за реализацию в Москве плана монументальной пропаганды.

Статья из этого плаката:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: