Внутри модернизма

Известно, что по прошествии некоторого количества лет здание имеет возможность претендовать на статус памятника архитектуры. С интерьерами зданий все гораздо сложнее — они намного реже поддаются защите, особенно, если речь идет о послевоенном советском наследии. Невозможно посчитать, сколько раз вследствие капитального ремонта или какой-либо другой реновации из интерьеров исчезали мраморные полы из наборной брекчии, мозаики и росписи зашивались гипсокартоном или вовсе уничтожались при помощи перфоратора, а оригинальные люстры, перила и прочие детали заменялись современными дешевыми аналогами без претензии на аутентичность.

В первой части публикации мы расскажем и покажем несколько общественных интерьеров Москвы этой эпохи, которым повезло дойти до нас в большой степени сохранности своего оригинального облика. Более того, сегодня эти интерьеры проживают новую, вторую жизнь, посетить их можно совершенно свободно, а, вдобавок, еще и интересно провести время. Чтобы не раскрывать заранее все секреты, мы покажем только небольшой фрагмент каждого объекта, который поможет дать представление о внутреннем пространстве и его интерьерных особенностях.

Палеонтологический музей

Архитекторы: Ю. Платонов, В. Коган, В. Нагих, Л. Яковенко (ГИПРОНИИ АН СССР)
Художники: А. Белашов, В. Дувидов, М. Митурич-Хлебников, М. Фаворская-Шаховская
Адрес: Москва, ул. Профсоюзная, 123
Годы постройки: 1972–1987

Деталь ворот внутреннего двора. Фото: Денис Есаков

Этот музей находится в Теплом Стане и стоит особняком от прочей застройки — на опушке леса. Его простой, но точно выверенный кирпичный объем изнутри раскрывается сразу с многих ракурсов. Дизайн экспозиции музея разрабатывался большим коллективом художников, отчего иногда сложно отличить керамический барельеф от настоящего экспоната. Количество деталей на квадратный метр по советским меркам огромно — хотя бы поэтому объект стоит оценить вживую.
Сюда интересно приехать также с детьми, которые удивятся не только пятиметровой челюсти кита, но и оценят многоуровневые атриумы с подвешенными в них скелетами.

Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Наталии Сац

Архитекторы: А. Великанов, В. Красильников
Адрес: Москва, пр. Вернадского, 5
Годы строительства: 1975–1979

Театр стоит на проспекте Вернадского между двумя другими примечательными зданиями — образцами советского модернизма — Дворцом пионеров и Большим Московским цирком. Можно прийти в театр на спектакль, а можно и просто побродить по холлу, спросив разрешения у вполне сговорчивого охранника. Так вы, конечно, не увидите зал с его сложносочиненными балконами и второй ярус холла с объемными скульптурными элементами, подвешенными к потолку. Зато сможете прогуляться по просторному двухсветному холлу: он интересно засвечен не только через главный фасад, но и через крышу. 

Холл 2-го этажа. Фото: Евгений Чесноков 

Его пространство раскрывается сложными формами, которые снаружи могут поначалу показаться непонятным нагромождением. По данным официального сайта театр ждет реконструкция в 2020-м, поэтому успеть осмотреть объект на каникулах стоит обязательно.

Дворец культуры «АЗЛК», сейчас — Культурный центр «Москвич»

Архитекторы: К. Шехоян, Ю. Ранинский, И. Каменский, Д. Король, Н. Тарасенкова
Инженер: Л. Болховитина, Л. Кирсанова
Адрес: Москва, Волгоградский пр-т., 46/15
Год постройки: 1977

Этот образцовый дворец культуры новой волны советского увлечения клубной темой избежал реконструкции в 1990-е и 2000-е и отлично сохранился на сегодняшний день. Построенный как часть большого комплекса общественных зданий завода АЗЛК, «Москвич» получил два десятка кружковых помещений и театральный зал на 1200 мест. Помимо него были возведены спортивный комплекс с 50-метровым бассейном, стадион на 10 000 мест, крытый каток, а также известная многим «летающая тарелка» — музей автомобилей завода (здание сейчас закрыто, а музейная экспозиция перевезена).

Люстра и фрагмент потолка. Фото: Эдик Ильин

В «Москвиче» интересно рассматривать всевозможные детали: сохранились не только люстры, ребристые потолочные панели и настенные барельефы, но даже некоторая мебель, интерьерные клумбы и, конечно, паркет елочкой. А еще сюда можно прийти на спектакль или мюзикл, сводить ребенка на театральный мастер-класс или отправиться на одно из множества кружковых занятий самому.

Музей «Красная Пресня»

Архитектор: В. Антонов (Моспроект-2)
Художник: Е. Головинская
Художник диорамы: Е. Дешалыт
Адрес: Москва, Большой Предтеченский пер., 4
Год постройки: 1975

Этот небольшой музей состоит из двух корпусов: деревянного одноэтажного исторического здания музея и более нового корпуса, спроектированного и построенного в 1970-е годы. Известный революционными событиями район вокруг станций метро «Баррикадная» и «Улица 1905 года» попал в проект реконструкции согласно генеральному плану Москвы 1971 года. Здесь был организован заповедник «Красная Пресня», а затем построено и здание музея. 

Деталь витража в холле. Фото: Денис Есаков

С улицы модернистский корпус почти не видно, его объем спрятан в глубине участка. На двух этажах компактно разместилось 2 зала и небольшая диорама, посвященная событиям революции. Экспозиция и все внутреннее пространство выглядят почти по-домашнему, невзирая на специфику тематики, поэтому идти сюда стоит за особой атмосферой локального музея. 

Кстати, узнать больше о проекте можно в журнале Архитектура СССР в онлайн-библиотеке издательства  

МХАТ им. М. Горького

Архитекторы: Е. Бекрицкий, В. Кубасов, А. Моргулис, И. Покровский, В. Уляшов, Э. Чекавая
Адрес: Москва, Тверской б-р, 22
Годы создания проекта: 1967–1968
Годы строительства: 1972–1973

Среди исторической застройки Тверского бульвара здание театра выглядит абсолютным пришельцем — его внушительный объем и красно-бурый фасад из туфа сильно выделяются среди невысоких соседей-особняков, торжественно нависая над кронами деревьев. Интерьер продолжает заданную экстерьером тему — особая, рубленная геометрия форм здесь прихотливо сочетается с «текучей» пластикой поверхностей. Об этом объекте сложно написать — лучше один раз увидеть своими глазами.

Элементы мебели и деталь потолка. Фото: Михаил Розанов

Примечательно, что в 2019 году по проекту архитекторов Archiproba Studios под руководством Тамары Мурадовой была начата работа над ревитализацией здания с реставрацией оригинальных элементов и декора интерьера. У студии уже есть опыт работы с советскими модернистскими объектами: не так давно после реконструкции открылся дворец культуры в городе Железноводске, ставший одним из немногих примеров бережного и внимательного подхода к подобного рода объектам.

Тамара Мурадоваархитектор, основательница студии Archiproba Studios«Глобально цель проекта реконструкции МХАТа в превращении здания из моно-формата в открытое пространство для города, которое будет работать с утра и до позднего вечера. Расширение меню программы здания — это совершенно естественный процесс в условиях современного города. Уверена, что у модернистских объектов есть потенциал, связанный с включением дополнительного функционала. Мы в самом начале пути и на данном этапе занимаемся инвентаризацией архивных чертежей и материалов. Консультируемся с Владимиром Кубасовым, одним из авторов проекта, относительно эстетических решений, которые были изначально заложены в проект (интерьерных и экстерьерных), интересуемся технологией создания авторских штукатурок и столярных изделий. Постепенно запускаем комплекс работ по выполнению детального (инструментального) обследования здания и оценке его прочностных характеристик и инженерных систем»

Деталь входных ручек. Фото: Тамара Мурадова

Тамара Мурадоваархитектор, основательница студии Archiproba Studios«Все декоративные аутентичные решения будут сохранены: фактуры стен и потолков, мозаичные полы, кастомные приборы освещения, парадные лестницы, пластика и отделка фасада, авторская мебель, большой зрительный зал и все его декоративные элементы. Наш проектный метод совершенно не предполагает работу с изменением здания, я бы охарактеризовала его как «тюнинг». Нам удивительно повезло с состоянием здания, так как оно имеет довольно закрытую структуру — благодаря этому театр буквально законсервировался во времени. Возможно, МХАТ является одной из последних модернистских построек такого масштаба в Москве в оригинальном исполнении. Задача, которую мы ставим перед собой, это максимально сохранить уникальные решения элементов интерьера и экстерьера. Но фундаментальная задача, которую нам придется решать с профильными специалистами, — это инженерные системы театра, на данный момент они находятся в полном упадке. Более чем за 40 лет эксплуатации по ним ни разу не проводились замены и обновления»
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: