В Культурном центре «Левашовский хлебозавод» в Санкт-Петербурге открылась выставка «Семейный альбом» – совместный проект школы masters и галереи pop/off/art, посвященный советскому фотографу Владимиру Куприянову. Экспозиция исследует его взгляд на коллективную память через призму фотографии. Специально для TATLIN собрали 5 ключевых работ проекта.
Владимир Куприянов: память, запечатленная в фотообъектах

- Текст:Анастасия Котельникова7 августа 2025
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Поэзия в портрете: «Памяти Пушкина» (1984)
16 портретов сотрудниц телефонной станции, созданных Куприяновым по заказу, изначально предназначались для доски почета. Поэтому обработка самих фотографий минимальна или практически отсутствует. После сдачи заказа Куприянов использует материалы в художественных целях, монтирует кадры с текстом. Каждый портрет сопровождает строчка из стихотворения Александра Пушкина «Погасло дневное светило...», что определяет форму экспонирования. Зритель читает стихотворение, воспринимая выражение лиц героинь в качестве иллюстративного ряда. Поэтические эпитеты начинают воздействовать на трактовку образа каждого персонажа, и нам кажется, что в глазах телефонисток действительно «бушует океан».
Архив как коллаж: «Наши» (1991)
Работа с фотографической поверхностью, подразумевала не только ее трансформацию изображения, но и комбинацию с другими материалами. Серии произведений 1990-х с включением цветной полупрозрачной бумаги построены по принципу плоскостного коллажа. Цветная калька служила защитным слоем для фотографий в старинных альбомах. Куприянов превращает её в некую вуаль, скрывающую очертания персонажей. Фотографии в серии взяты из личных и дружеских архивов: «Балашиха» (1992) — место, где рос Куприянов, «Щит» (1991) с фотокарточками военных, «Наши» (1991), «Теща» (1991), одиночные и групповые портреты родственников и т. д. Чьи-то снимки, сделанные на память, декорированы разноцветными слоями бумаги, скрывая половину изображения или оставляя лишь тонкую щель. Зритель получает информацию «фрагментарно», испытывая на себе процесс работы памяти, а снимок, взятый в качестве свидетельства, теряет свою принадлежность к индивидуальной истории и становится частью истории всеобщей.
Ожившие образы: серия «Сергиевское»
Серия «Сергиевское» (2006–2009) — трибьют родной деревне родителей, из которой они уехали в Москву в 1950-е, где родился Владимир. В 2000-е мать и отец вернулись на малую родину, и Куприянов использовал поездки к ним как фотоэкспедиции. Его интересовали колоритные местные жители и их нравы, которые он фиксировал без эстетизма. Центральное место в серии занимают три портрета: бабушка, дядя и местный пастух. Все трое застигнуты в момент экспрессивной жестикуляции обращенной к зрителю. Куприянов обрезал каждый портрет по плечи, и в результате в фокусе оставались лицо, а рука, на переднем плане, «в подвижном» состоянии. Эффект усиливался, когда он переносил изображение в многослойный объект, состоящий из прозрачной полиэфирной пленки. Благодаря этому зритель становился адресатом безмолвного посыла, сопровождаемого многозначительным взглядом.
Архитектура памяти: «Поминки» (1991)
Центральная работа в экспозиции – полиптих Поминки 1991 года. Здесь Куприянов переосмысляет иконографический канон посмертной фотографии в формате большой многофигурной композиции. Художник подметил естественное устройство групповых снимков, подчеркнув определенный выдающийся ритмический тон. Работа составлена из отдельных элементов, что, с одной стороны, — техническое решение для создания крупномасштабного изображения, а с другой — отсылка к структуре иконостаса. В этом групповом портрете Куприянов добивается монументального эффекта. Зритель встречается со взглядом героев произведения, что вызывает некий диалог. Этот взгляд из прошлого сравни персонажам с фресок гробниц, напоминают о быстротечности времени бренности бытия.
Ландшафт на ощупь: «Среднерусский пейзаж III» (1987)
Фотография — медиум, тесно связанный с повседневностью и ее участниками, носителями памяти. Разрыв связи с автором снимка или смена контекста обнаруживает другие характеристики фотографии — в частности, ее тяготение к изобразительному искусству в ущерб документальности. Отбирая анонимные снимки, Владимир Куприянов преобразовывал их, чтобы нащупать архитипичную составляющую образа. Поиск архетипов в цикле «Среднерусский ландшафт» (1985) привел к созданию нескольких отдельных экспериментальных произведений. Куприянов опробовал печать «банальных» фотографий на различных типах поверхности, буквально воплотив идею ландшафта в материале. Мы видим серию фотографий на память из семейного альбома, нанесенных особым способом на мятую бумагу. Таким образом типовой кадр получает свою уникальную художественную фактуру, которая метафорически отсылает к названию серии.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: