Так Александр Родченко в одной из статей журнала «Новый ЛЕФ» призывает молодых фотографов развивать новую форму искусства и заниматься документацией человека и эпохи [1]. В этом деле не обойтись без камер и объективов различных форматов, умения выстраивать и прогнозировать кадр, сноровки, быстрой реакции и самого главного — нового взгляда на действительность.
На выставке «Родченко. Личное» Левашовского хлебозавода и Центра «Зотов» из собрания Фонда Still Art, МИРА коллекции, архива А. Родченко и В. Степановой, посвящённой новатору в области фотографии, живописи, предметного и графического дизайна Александру Родченко, можно познакомиться не только с реалиями нового быта советского человека, но и с восприятием авангардной эпохи самим художником. На выставке представлены 58 знаковых фотографий 1920-х и 1930-х из Фонда Still Art. В спецпроекте к выставке «Родченко. Личное» мы собрали 5 советов от Александра Родченко о том, как смотреть на реальность, чтобы разглядеть в ней непривычные и удивительные свойства.
1. Смотрите с точки, с которой (обычно) не видите
Родченко рекомендует снимать знакомые предметы со всех ракурсов, чтобы обучить глаз открывать пространство, а новые — чтобы узнавать их впервые и рассматривать из глубины. Сколько необычных перспектив-ракурсов и положений объектов ускользает от нас, когда мы смотрим в окно во время поездки на автобусе или трамвае? Чтобы раскрыть мир видимого, фотограф предлагает «снимать знакомые объекты с совершенно неожиданных точек и в неожиданных положениях» [2].
В процессе собственных экспериментов с ракурсной съемкой Родченко запечатлел пожарную лестницу, которая железной дорогой уходит в небо. На фотографии «Пожарная лестница» все перевернуто с ног на голову: стена здания, которую мы привыкли видеть перед собой, встала за нами и сверху, большая фигура мужчины повисла в центре лестницы, которая бесконечно удаляется вверх и пересекает кадр трапецией. Она вытянулась вверх и одновременно будто накренилась, накрыла зрителя. Это не фотография человека на лестнице, это запечатленные линии пространства.
На снимке «Конические шестерни» человек может увидеть то, что не часто наблюдает в обыденной жизни. Детали механизма складываются в калейдоскоп, который гипнотически притягивает зрителя и заставляет разглядывать снимок. Индустриальная фотография — новшество для начала авангардной эпохи, а технические объекты — еще нечто невиданное для большинства людей, но Родченко показывает нам их во всех подробностях.
Фото-альбом: 1
2. Поменяйте положение в пространстве, чтобы взгляд вмещал больше
Александр Родченко с помощью фотографии не только меняет представление о пропорциях и соотношениях предметов, но и расширяет поле видения. Почему бы не возвыситься над привычной точкой зрения — подняться на несколько пролетов выше и захватить несколько планов? Такой прием можно увидеть в работах «Улица» и «Балконы».
В «Улице» полноценными участниками фото, помимо прохожих, становятся их тени, которые стали заметны благодаря взгляду вниз в вертикальной плоскости. Вместе со своим привычным обликом они изменили и свою роль — в момент запечатления они стали важнее, чем фигуры, и будто замостили собой улицу. Обычно кажется, что тени распластаны на асфальте, но Родченко удалось выпрямить их и заставить идти навстречу зрителю. Горизонтальное стало вертикальным, второстепенное — главным.
«Балконы», наоборот, показаны снизу, от лица прохожего. Это, как считал Родченко, «честные снимки» [3], в них фотограф остается человеком своего роста и не достраивает иллюзию здания с ракурса, на котором никто не может находиться, как это делали фотографы, применявшие ретушь, если ракурс был неудобен для изображения здания целиком. Вид снизу позволил Родченко захватить и часть соседнего здания. Взгляд гуляющего свободно блуждает по карнизам и не пытается выхватить отчетливо лишь один предмет. Родченко зафиксировал именно этот неизбирательный взгляд.
Фото-альбом: 2
3. Экспериментируйте со всеми свойствами пространства
Иногда одной смены ракурса недостаточно, чтобы рассмотреть все грани привычного. Экспериментируя со светом, Александр Родченко «расширял возможности видеть вещи».
В журнале «Новый ЛЕФ» фотограф делится опытом съемки предметов на просвет. Для создания фото Родченко устанавливал «висячую» лампу в абажуре точно за ручкой кувшина с водой. Таким способом он добился игры материала сосуда и света — создания композиции из линий, геометрических форм и окружности, не прибегая к графике, живописи или фотомонтажу [4].
Родченко использовал и свойства естественного солнечного света, чтобы получить интересный снимок. В «Полевых цветах» тень от преграды делит пространство, помещая лицо ребенка в затенение, а все вокруг него — на свет. Тень ровная, прямая, супрематическая, а композиция фрагментированная, дробная. Несмотря на то, что игра света кажется простым приемом, она требует от фотографа технических навыков и зависит от его творческого выбора.
Полевые цветы. Александр Родченко, 1937
4. Фиксируйте слагаемые человека в их мимолетных проявлениях
Родченко предпочитал мгновенные кадры. Такова фотография «В мастерской Родченко и Степановой». Люди здесь, может, изображены нечетко, но с ними произошел момент личной жизни, совершилось неподдельное действие. Вот почему их выражения и жесты убедительны, — они и не должны убеждать, они и есть правда. Кроме того, этот кадр из мастерской Родченко будто сближает нас, зрителей, с ним. Он не лжет о себе, о своем быте, о своей семье и работе.
Родченко критиковал портретистов за стремление изобразить идеального человека. «Синтез» всего человеческого в живописном произведении в понимании Родченко обманывает: ни в один момент времени люди не походят на этот образ. Личность собирается по крупинкам в потоке постоянного движения жизни, которое как раз и улавливает объектив Родченко.
Он провозглашает:
«Не лгите!
Снимайте и снимайтесь!
Фиксируйте человека не одним синтетическим портретом, а массой моментальных снимков, сделанных в разное время и в разных условиях»[5].
В мастерской Родченко и Степановой. Александр Родченко, 1925
5. Включайтесь в современную жизнь
Александра Родченко можно было часто увидеть на улицах Москвы с фотоаппаратом. Во время прогулки в разное время он создавал «фотомоменты» [6], которые впоследствии стали документацией.
Фотография «Лестница» тоже была создана во время поиска новых кадров и перспектив на улицах города. Место рядом с еще не разрушенным в 1929-м Храмом Христа Спасителя привлекало многих фотографов своим простором, открывающимся видом на урбанистический ландшафт. При этом Родченко не позволяет узнать это место: это отвлеченная лестница, которая, тем не менее, лучше всего передает впечатление от городской жизни. Фотография соединяет в себе привычный ритм города и эстетику контраста света и теней, линий ступеней и пересекающей их фигуры москвички с ребенком на руках.
Авангардный язык фотографии Александра Родченко соприкоснулся с реальностью 1920-х и 1930-х годов и показал нам ее с абсолютно иной стороны. Новые способы восприятия момента, которые появились тогда, и сейчас создают новую оптику — то будущее, к которому так стремились приблизиться деятели авангарда.
1. Родченко А. Против суммированного портрета за моментальный снимок. [Статья] // Новый ЛЕФ : Журнал левого фронта искусств. Москва : Госиздат. 1928. № 4 (16). С. 14–16.
2. Родченко А. Пути современной фотографии. [Статья] // Новый ЛЕФ : Журнал левого фронта искусств. Москва : Госиздат. 1928. № 9 (21). С. 31–39.
3.Там же. С. 38–39.
4. Родченко А. К фото в этом номере. [Статья] // Новый ЛЕФ : Журнал левого фронта искусств. Москва : Госиздат. 1928. № 3 (15). С. 28–29.
5. Родченко А. Против суммированного портрета за моментальный снимок. [Статья] // Новый ЛЕФ : Журнал левого фронта искусств. Москва : Госиздат. 1928. № 4 (16). С. 16.
6. Родченко А. Пути современной фотографии. [Статья] // Новый ЛЕФ : Журнал левого фронта искусств. Москва : Госиздат. 1928. № 9 (21). С. 38.
Обложка статьи: Лестница. Александр Родченко, 1929