Родченко. Личное
- Текст:14 мая 2024
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
30 апреля на Левашовском хлебозаводе открылась выставка Центра «Зотов», посвящённая новатору в области фотографии, живописи, предметного и графического дизайна Александру Родченко.
В экспозицию вошли 58 знаковых фотографий 1920-х и 1930-х годов из собрания Фонда Still Art, личные вещи, периодические издания, воспоминания из дневников и письма Александра Родченко, позволяющие увидеть его как человека остро чувствующего, а не только как авангардиста и «великого экспериментатора».
Критик Осип Брик. А. Родченко, 1924. Фото предоставлено Фондом Still Art
«В основе выставки — работы выдающегося художника русского авангарда Александра Родченко разных лет, с его первых фотографических опытов 1920-х и до конца 1930-х годов, из двух альбомов музейной серии «Портфолио», выпущенных тиражом 35 экземпляров (1994–1997). Я бы назвала фотографии этой серии своеобразным руководством к действию — увидеть быт с другого ракурса, обрести новый взгляд на действительность, сложить из деталей собственную картину мира. Александр Родченко делал это с помощью подручных предметов, а также различных камер и объективов. Однако техника была лишь вспомогательным средством: фиксировала и передавала миру иногда чересчур честный взгляд художника. А ведь, будучи авангардистом, Родченко отлично чувствовал пространство и мог буквально подчинить его себе. Это касалось рекламы, дизайна в театре и кино, фотомонтажа и, конечно, фотографии», — Елена Карисалова, президент Фонда Still Art.
Выставка поделена на пять тематических разделов — «Город», «Репортаж», «ВХУТЕМАС», «Мастерская» и «Семья». Экспонируемые фотографии, принадлежащие Родченко вещи и отрывки из дневников, дополняя друг друга, позволяют посетителям выставки отправиться вместе с художником на прогулку по городу, отбирая образы и кадрируя сюжеты; встретиться в мастерской с его друзьями и коллегами по «цеху» — режиссером Львом Кулешовым, конструктивистом Алексеем Ганом, поэтом Владимиром Маяковским; увидеть, как Родченко любуется своей соратницей и супругой Варварой Степановой; почувствовать, как он дорожит временем, проведенным с родителями; узнать, кто такие «мульки» и каких цветов «нет и не будет».
Поэт Владимир Маяковский. А. Родченко, 1924. Фото предоставлено Фондом Still Art
Фотография, письмо, личная вещь — все это создает «слепок» момента, проявляя многогранную личность Александра Родченко с разных ракурсов. То, как он чувствует, как мыслит и о чем мечтает, находит отражение в том, какие методы творчества он использует в фотографии. Знаменитые «ракурсы Родченко» — это не что иное, как воплощение его душевного стремления «видеть необыкновенно обыкновенные вещи».
«Для представления фотографий мы следовали идеям Родченко и использовали способ крепления отпечатков на листе бумаги с тиснением. Родченко часто сам монтировал свои небольшие (18×24 см) и более крупные (до 40×50 см) отпечатки для отечественных и зарубежных выставок 1920-х и 1930-х годов. Вся печать к настоящей выставке была сделана в лаборатории Родченко. Это сложная работа — печатать по образцу автора, обрабатывать, сушить, резать, ретушировать и т. д. Но мы стремились дать возможность всем, кто интересуется искусством фотографии, получить достаточный материал для исследования, для ощущений, для независимых выводов. Само портфолио уже является документом — документом о творчестве Родченко как фотографа», — Александр Лаврентьев, доктор искусствоведения, внук Александра Родченко и Варвары Степановой.
Девушка с «Лейкой». А. Родченко, 1934. Фото предоставлено Фондом Still Art
Выставку сопроводит публичная программа с лекциями про отражение конструктивизма в фотографиях эпохи, «красную» арт-моду Родченко и Степановой, поэтический авангард, экскурсиями по выставке с экспертами в области фотографии, а также детскими мастер-классами по созданию плакатов в стиле Родченко и так далее.
Кураторы выставки — Анна Замрий, Дмитрий Никишов.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: