«Новый игрок»

В рамках выставки «Предчувствие космоса» в Париже, которая проходила 28 января — 8 февраля 2020 года, была представлена работа художников Ольги и Олега Татаринцевых «Новый игрок». Эта работа посвящена росту количества космического мусора. Подробнее о работе в нашем материале.

Встречая слова «космос» и «искусство» в одном предложении, мало-мальски образованный читатель в первую очередь подумает о научной фантастике и жанре фэнтези, об американских комиксах и графике 1950-х, о футуристическом дизайне и спейс-роке, о захватывающих сюжетах, кислотных цветах и, наконец, о постапокалиптических утопиях. Мысль искусствоведа, вероятно, обратится к модернистским и авангардным направлениям: для многих из них были характерны стремление к мистическому иррационализму и разрыву с «земными» началами. Художники ставят под сомнение реальность и восприятие, расчленяя их на составные части и перемешивая в произвольном порядке цвет, форму, фактуру, мысль. Появляется релятивный сюрреализм, а также ряд беспредметных направлений: абстракционизм, супрематизм, кубофутуризм… Лишь один мыслительный шаг отделяет нас от русского космизма, ведь именно в нем коренятся многие мифы модернизма — художественный синтез; преодоление разрыва между духовным и материальным; преобразование естественного устройства мира и пространственно-временного порядка; использование обратной перспективы, добавляющей произведению виртуальный уровень, который включает зрителя в пространство картины. В свою очередь, масштабная философия космизма существовала еще до своего наименования — прообразы различимы в античной культуре и христианской иконописи.

Дуэт Ольги и Олега Татаринцевых, принимая участие в выставочном проекте с футуристическим и фантазийным названием «Предчувствие космоса», сумел избежать предсказуемых путей и неожиданно подошел к теме в социально-политическом контексте. Художники обратились к злободневной проблеме увеличения объема космического мусора в околоземном пространстве — актуальному вопросу, который обсуждается в СМИ наравне с проблемой глобального потепления. Космический мусор — это всевозможные искусственные объекты, а также их детали и обломки, например, фрагменты вышедших из строя спутников, которые продолжают вращаться по орбите на скорости 28 000 км/ч, создавая угрозу для рабочих космических аппаратов, а также для Земли, если они неконтролируемо сойдут с орбиты. В перспективе засорение космоса сулит и сокращением потоков солнечного света, проходящего через земную атмосферу.

Работа Татаринцевых «Новый игрок» акцентирует внимание на «Синдроме Кесслера». Так называют каскадный эффект, когда крупные космические осколки в результате столкновения дробятся, что ведет к росту общего числа объектов, тем самым приумножая вероятность встречи с мусором действующих космических аппаратов. «Новый игрок» — это серия черно-белых картин, плоскости которых расчерчены числами, обозначающими количество среднего и крупного мусора на орбите, его вес в тоннах, а также важнейшие даты в истории освоения космоса; но зрителем они считываются скорее как цифровая абстракция, аналогичная очертаниям космических осколков (занимающих остальную часть полотен).

Инсталляция «Новый игрок», 2022

От картины к картине цифры перемежаются все большим количеством силуэтов военного оружия — новообращенного мусора. Стиль и настроение этих работ может напомнить агитационные плакаты, возвещающие об угрозе военной агрессии и призывающие подняться на защиту. Картины сопровождает серия миниатюрных полуабстрактных скульптур, имитирующих металлические сплавы, где оружие вырастает прямо из мусорных объектов. Само название «Новый игрок» отсылает к театру военных действий, представляя космос как самостоятельную политическую силу, поставку оружия которому обеспечило (и продолжает обеспечивать) само же человечество, — ведь страна-собственник космического аппарата, пострадавшего от межзвездного осколка, может неверно определить причину катастрофы, что повлечет политический или даже вооруженный конфликт между космическими державами.

Обращение Татаринцевых к этому гипотетическому сюжету символически вписывается в их длящийся творческий эксперимент. Художники работают с абстракцией, концептуально переосмысляя историю модернизма, ведь значение для искусства первого фактического полета в космос было обусловлено предшествующим этому его многовековым присутствием в смысловом поле культуры. Любое обращение к теме космоса сегодня — даже в самом профанном контексте — невозможно отделить от исторических коннотаций. Важнейшие даты в этапах освоения космоса коррелируют с тем путем, что проделало искусство в своем стремлении к постижению универсальных категорий, — пока разверзнувшаяся бездна постмодернизма не явилась самостоятельной силой, более не подвластной контролю своего первооткрывателя, а количество осколков от потерпевших крушение повествований не стало угрожать «потерей космоса».

Фото-альбом: 1

Обложка статьи: Фрагмент инсталляции «Новый игрок», 2020


Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: