Владимир Кубасов

Советские архитекторы глубоко осознают, что в развитии нашей архитектуры наступает самый ответственный период, когда поставлена задача формирования архитектуры нового, коммунистического общества. Сегодня архитекторы стремятся всесторонне осмыслить достигнутые успехи, проанализировать имеющиеся противоречия, оценить возможности и преимущества нашей архитектуры. В этой связи особенно острой становится проблема личного вклада каждого архитектора в общее развитие архитектуры. Рассматривая творчество одного из современных советских архитекторов Владимира Кубасова, хочется подчеркнуть его широкий и всесторонний подход к проблемам современной архитектуры. 

Его творческие работы отличаются большим своеобразием, смелыми поисками, глубокой осмысленностью задач, которые он решает при проектировании и строительстве общественных зданий и комплексов. Круг интересов архитектора широк. Его волнуют и вопросы творческой направленности советской архитектуры, и организация проектного дела, и пути дальнейшего развития индустриализации строительства — все то, что непосредственно влияет на создание архитектуры, яркой, художественно-эмоциональной, образно-выразительной, архитектуры, которую можно назвать высоким искусством.

Среди острых вопросов современного развития нашей архитектуры В. Кубасов выделяет проблемы строительной индустрии. Известно, говорит он, что даже самый смелый проект может быть осуществлен только той строительной индустрией, которая в данное время существует. Исключением могут быть лишь проекты особой важности, осуществление которых ценой необычайных усилий и привлечения больших средств позволяет подняться над уровнем своего времени, с тем чтобы создать ориентир для дальнейших перспектив строительного искусства.

Но это не умаляет значения постоянного поиска новых форм строительства, новых отделочных материалов для сооружений сегодняшнего дня. Очень важно, чтобы строительная индустрия, даже будучи ограниченной творческими и экономическими рамками своего времени, была способна осуществлять проекты, опережающие уровень сегодняшнего и тем более вчерашнего дня.

В данном случае речь идет не о недостаточной технической оснащенности нашей строительной промышленности. Зрелость и современность методов нашего отечественного строительства, его гигантские масштабы заслужили должное признание во всем мире. Речь идет о назревших вопросах организации строительства в новых условиях научно-технического прогресса. Строительные организации должны быть заинтересованы в строительстве новых интересных в архитектурном отношении сооружений, применении новых форм и методов отделки и оборудования зданий. 

Проект двухзального кинотеатра

В наш век быстрого развития техники также быстро развиваются приемы и методы образно-эстетического мышления художника. Поэтому не безразлично количество времени, проходящего от начала проектирования до окончания строительства объекта. Ведь нет лучшей школы, творческой мастерской, более проясняющей те или иные концепции мастера, чем школа строительства. Только в процессе возведения здания проверяется художественный замысел зодчего, формируется его творческий метод. И естественно, что затянувшееся строительство затягивает на долгие годы проверку решения, задуманного в проекте, приводит к его переделке уже в процессе строительства.

Еще хуже авралы перед сдачей объекта, когда в угоду ускорению строительства всегда приносится в жертву в первую очередь художественно-эстетическое качество сооружения.

Все эти «болезни роста» нашей архитектуры становятся, к сожалению, слишком затяжными.

Конечно, это всего лишь одна из проблем большого творческого процесса. Индивидуальные способности зодчего, его профессиональное мастерство и зрелость, понимание огромного идеологического значения архитектурного творчества, без учета которого его творение не может стать достойным произведением своей эпохи, — эти проблемы имеют актуальность сегодня, когда идет борьба за повышение выразительности и эстетического качества нашей архитектуры, за высокое идеологическое и социальное содержание социалистического зодчества.

Этими соображениями, имеющими на наш взгляд важное значение, поделился с нами архитектор В. Кубасов. Мы посчитали необходимым именно с этого начать краткий обзор его творчества. 

На Тверском бульваре в Москве по проекту архитекторов В. Кубасова, А. Моргулиса, В. Уляшова и конструктора А. Цикунова строится новое здание МХАТа. Это исключительно сложная, серьезная и ответственная работа. Архитекторы находят архитектурно-художественное решение театра в результате долгих раздумий и поисков. Во время проектирования возникло множество вопросов. Какова роль архитектуры театра? Чем она может и должна отличаться от архитектуры других общественных зданий? Как способствует созданию наилучших условий восприятия зрителями сценического действия?

Но, пожалуй, наибольшей трудностью было увязать прочно сложившиеся традиции Московского художественного театра, ценимые зрителями, с современной архитектурой, новейшим техническим оснащением, размерами театра. «Дух» МХАТа предопределил основополагающую идею архитектурного образа нового здания театра. Авторы в своих поисках прежде всего отталкивались от той мысли, что здание театра должно нести на себе печать храма искусства.

Как же архитекторы решают эту сложную задачу? Они задумали главный фасад театра в виде стены-экрана, символизирующей закрытый занавес, перед которой разместились четыре крупных развитых медных пилона, несущих наверху театральные фигурки, придающие зданию тематическую образность. Здание облицовано туфом теплого темно-оливкового цвета, создающего необходимый художественный настрой зрителя. Этот колористический прием продолжен и в интерьерах театра, где туф также является основным облицовочным материалом в помещениях для зрителей.

Пространства фойе выбраны небольшой высоты и расчленены уступами стен, конструкциями потолков и полов на отдельные, разные по восприятию уголки. Характер освещения также подчеркивает определенное «настроение» каждого интерьера. От главного подъезда до зрительного зала зрителей сопровождает целая система сменяющихся объемов и различных ракурсов, подготавливающих зрителей к восприятию сценического действия. Общий характер архитектуры интерьеров, создаваемой естественным камнем, деревянными порталами, светлым ковром пола, освещением и другими деталями, меняется в зрительном зале.

В зрительном зале, главном пространстве театра и по объему, и по значению, все детали подчинены сцене — и ярусы балконов, нависающие уступами, и обрамление сцены, и большой портальный козырек, и даже облицовочные деревянные панели. Их форма, рисунок, линии направлены в сторону сцены. Ярусы балконов занимают всю стену. Это позволяет разместить в зале 1600 человек. Деревянная облицовка стен серого цвета, деревянный портал сцены, коричнево-зеленые кресла, светлые плоскости акустических экранов потолка, в сочетании с осветительной арматурой где-то перекликаются с традиционным духом старого театра.

Подчинение всех элементов интерьера главной идее — созданию «мхатовского» настроения у зрителей, нашло отражение и в прорисовке мебели, светильников и других деталей.

Фото-альбом: Мхат

МХАТ. Рисунки главного фасада. Зрительный зал. Планы 1, 2, 4 этажей. Разрез 

Сложной проблемой была акустика зала. В отечественной практике до сих пор не имелось драматического театра с залом такой большой вместимости. Понадобился тщательный отбор многих вариантов пространственного построения зрительного зала. 

Проектирование осложнялось необходимостью сохранения сценической части старого здания. Как известно на месте нового здания МХАТа еще до войны была построена сценическая коробка театра, строительство которого затем было законсервировано.

Анализ архитектуры здания театра наглядно показывает, как много сложных задач пришлось решать его авторскому коллективу, в котором главная роль принадлежит архитектору Владимиру Кубасову. Строительство нового здания МХАТа не закончено и еще рано полностью судить об его архитектуре. По всей вероятности, о здании будет много написано. Сами авторы считают, что именно в этом проекте им в наибольшей степени удалось воплотить свои пожелания и замыслы.

Принцип взаимосвязи пространственного замысла наружного объема и интерьеров здания прослеживается и в других работах архитектора В. Кубасова, в том числе в конкурсных проектах зала траурных обрядов, районного дома пионеров и кинотеатра, кооперированного с кафе и танцевальным залом.

Кроме того, автор во всех проектах стремится к предельной эмоциональности, образности, художественной выразительности сооружения. Скульптурный объем главного траурного зала на фоне фланкирующих вход и выход стен, торжественный траурный подход к зданию с факелами вечного огня и колокольным звоном при выходе, материал стен, выполненных в бетоне из-под опалубки — все это может сделать сооружение достаточно выразительным.

Образность и монументальность архитектурных форм траурного зала, а также дома пионеров и кинотеатра как бы продолжают тенденцию монументальных форм, начатую в здании МХАТа.

Стремление к монументальной теме в архитектуре проявляется и в эскизе к проекту здания президиума Академии наук СССР. Архитектура этих сооружений обладает общим эстетическим качеством благодаря применению скульптурных форм в открытом бетоне, создающих многообразные светотеневые детали и фрагменты. 

Конкурсный проекту здания президиума АН СССР

Выразительность архитектурных объемов, в каждом случае наиболее интересно решающих тематическую задачу сооружения, — вот то главное, что объединяет проекты Музея Революции в Москве и речных вокзалов в Ростове-на-Дону и в Балакове.

Стремясь полнее выразить в архитектуре идею и назначение сооружения в проекте Музея Революции, — а здание музея должно быть монументальным памятником первой в мире социалистической революции и отражать величие подвига народа — архитекторы поднимают основной объем над землей на пилонах. Здание музея, красного цвета, как бы парит в воздухе. 

Конкурсный проект Музея Революции

В проектах речных вокзалов в Ростове-на-Дону и в Балакове архитектор отходит от традиционной формы подобных сооружений, проектировавшихся ранее. Они строились, как правило, в виде стеклянных павильонов и не имели индивидуального архитектурного почерка. В. Кубасов ищет новые выразительные формы, черты своеобразия архитектурных объемов, стремится найти художественный образ, характерный для такого рода сооружений.

Речной вокзал — это ворота города. И он вправе иметь образное, индивидуальное решение, с формами, напоминающими стремительное движение волн, ветра, изящных судов и парусов.

У начатого строительством вокзала в Ростове-на-Дону очень выразительный силуэт. Умело используя градостроительную ситуацию — здание замыкает Буденовский проспект, спускающейся к реке, — архитектор создает композицию, состоящую из двух объемов — вокзала и гостиницы, объединяемых приподнятой платформой-террасой с переходными мостиками. Между объемами вокзала и гостиницы создан разрыв по оси проспекта и тем самым сохранен вид на Дон, что является важным элементом композиции. Архитектору удалось создать интересное сооружение. 

Проект речного вокзала в Балакове

В содружестве с другими архитекторами Владимир Кубасов построил ряд жилых зданий и известный комплекс Городского дворца пионеров в Москве. Осуществляется строительство нового здания МХАТа и речного вокзала в Ростове-на-Дону. По количеству — немного. Но он уже участвовал почти в трех десятках различных конкурсов, иногда получал премии, иногда — нет, но не огорчался и работал снова.

Он хороший художник и живописец, что имеет немалое значение для творчества. Иногда архитектор, задумав произведение, бывает не в состоянии выразить его графически. Надо отметить, что В. Кубасов всю графическую работу в своих проектах выполняет собственноручно. Он стремится к наиболее выразительной графике в каждом проекте. Часто участвует в выставках рисунка и живописи. Многие графические работы премировались.

Архитектор Владимир Кубасов выполняет также общественную работу творческого характера. Он читает лекции по проблемам архитектуры фасадов и интерьеров зданий с подробным разбором произведений вплоть до деталей.

Публикуя работы архитектора Владимира Кубасова, во многом интересные, поисковые, мы не ставим перед собой цели дать всестороннюю оценку его творчества. Задача заключается в другом — рассказать о творчестве современного архитектора, по проектам которого сегодня строятся здания в наших городах, архитектора молодого и безусловно талантливого, стремящегося к образности, художественной выразительности и эмоциональности своих произведений.

В какой-то степени проектируемые им здания имеют беспокойные, несколько нарочитые формы. Но очевидно, также, что у него есть свое отношение, индивидуальный подход к архитектуре. Его зданиям свойственны пластичность, динамика.

Сегодня, когда архитекторы добиваются повышения идейно-художественного качества архитектуры, совершенствуют свое мастерство, поиски выразительных средств имеют важное значение. Все же, поддерживая в целом тенденции, свойственные творчеству архитектора В. Кубасова, следует сказать, что не всегда нужно усложнять архитектурные формы зданий. Решение здания должно быть экономически оправдано. Примеры лучших образцов мировой и отечественной архитектуры показывают, что форма может быть выразительной и в то же время простой, лаконичной. Архитектурный образ зданий должен быть естественным, правдивым.

Архитектор Владимир Кубасов, создав проекты целого ряда запоминающихся зданий, вносит ощутимый вклад в советскую архитектуру. 

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: