Функция или декор?

Изобразительность можно признавать или не признавать, однако в современной архитектуре ее более чем достаточно. Фасады украшают художники. Вместо скромной лепнины появились гигантские фризы и барельефы, вместо майоликовых вставок — мозаики и фрески на целую стену, вместо масок и кариатид — многолюдные скульптурные группы. Архитектору едва ли не безразлично, что именно будет изображено на этом месте. Важны пластика, размер пятна, высота рельефа, тень. Он ждет от художника именно оживления фасада, декорации. 

Слишком часто архитектору нечем украсить гладкую поверхность фасада, которая, быть может, необходима, но не становится от этого лучше. И тогда части зданий, несущие, на первый взгляд, чисто функциональную нагрузку — солнцезащитные решетки, массивные перемычки, выпуски консолей — начинают использовать для украшения, утрируя конструкцию или даже имитируя ее. 

Дом с деталями, предложенный МНИИТЭП для строительства в старой Москве. То, чего никак не ждали футурологи от дома 2000 года. Кажется, впрочем, что такие дома мы уже где-то видели: то ли они спроектированы в 20-х и приукрашены в 30-х, то ли спроектированы в 50-х и упрощены в 60-х

Это тоже изобразительность, и она имеет свою историю. Еще в двадцатые годы было доказано, что обработанные с машинным щегольством пожарные лестницы, водостоки, вентиляционные трубы способны стать архитектурными деталями. Детали «накладные», декоративные были тогда отставлены. В шестидесятые годы серийная архитектура вновь использовала только функциональные детали, которые соответствующим образом оформлялись, ритмизировались, пропорционировались. Со временем естественный отбор выявил самые красивые формы, мода подхватила их и приспособила для декорации. В истории архитектуры так бывало не раз: детали накапливались на содержательном уровне, потом становились украшением. Сегодня декоративные детали употребляются чаще там, где архитектору легче оправдаться «контекстом» — в старом городе. Здесь деталям доверяют даже образную характеристику, они воспроизводят формы национального декора, связывают здание с окружением или маскируют его в исторической застройке. Противопоставление функциональных и декоративных деталей вообще достаточно условно, и не только потому, что понятия эти менялись во времени. Декоративная деталь сама по себе была функциональна, использование ее опиралось не только на силу традиции, красоту увражей и авторитет мастеров. Она позволяла архитектору дать сомасштабный человеку рисунок фасада при простейшем решении стены. Накладная деталь, почти бессмысленная с точки зрения материала и конструкции, оказывалась художественно оправданной. 

Любой дом мы можем увидеть в упор или на высоту нескольких этажей. В кирпичных домах материал позволяет разнообразить плоскость стены, панельные же дома лишены специально спроектированных деталей. Деталями становятся обычные технологические узлы, архитектурно не обработанные 

В пропорционировании мастера всегда апеллировали к человеку, точно так же и деталь соизмеряли с человеком, признавая за ним право искать в здании масштабные элементы, на близких расстояниях воспринимать форму фрагментарно, не сверяя ее с общим объемом. Деталь, сознательно и искусно используемая как декорация, помогала простыми и сравнительно дешевыми средствами решить проблемы масштаба.

В условиях современного массового строительства труднее прибегнуть к декорации или пригласить художника. Деталировка панельных домов по необходимости ограничена прорезкой окон, фактурой панели или ее рисунком. Условия производства лимитируют высоту рельефа, а в 25-этажном доме панель с низким рельефом ничем не отличается от гладкой. Но это не значит, что такие дома лишены деталей. Дом без деталей построить просто невозможно. Стык стены и оконной рамы, ограждение лоджии, шов панели или блока — все эти технологические узлы становятся при бедности общей формы деталями. Над ними не задумываются, они появляются как будто случайно. Иногда такие узлы образуются при пересечении объемов, и место их сопряжения также становится деталью, вовсе не обыгранной архитектором. 

Развитие «функционального» декора привело к использованию для украшения конструктивных деталей, сохраняющих только знак прежней функции. Это заметно на примере более или менее явных нарушений конструктивной логики футлярами солнцезащиты, не раз повторенными в Ташкенте

Как тут не вспомнить еще одно свойство декоративной детали. Она нивелировала качество строительства, маскировала сложные технологические узлы. При переходе к блокам первое время дом вообще собирался как сумма деталей: чтобы скрыть швы, блоки имитировали руст или трактовались как пилястры. И архитекторы (заметим, при сочувствии строителей) старались модернизировать декор, понимая, что строить красивые здания с деталями иногда дешевле и проще, чем без деталей.

Споры о том, нужны ли архитектурные детали, не заменят ли их, например, элементы рекламной сети города, по-видимому, отошли в прошлое. Мировая практика свидетельствует о пробуждении интереса к детали. Внестилевая свобода предлагает архитектору самый широкий выбор форм, ограниченный лишь возможностями и желаниями заказчика. Фасады удивляют каким-то нарочитым разнообразием деталей. Это легко воспринять как забавную, даже симпатичную, очень современную, но абсолютно поверхностную моду, которая не имеет видимых правил, достаточно иррациональна, и в общем-то проста в употреблении. Но что такое деталь? Подробность, часть целого, — отвечает толковый словарь. Деталь, действительно, лишь часть системы. Архитектурный модернизм между тем представляется своеобразной системой — пусть даже системой «вверх ногами» — и это значит, что заимствовать у него свободу детали можно, лишь принимая его в целом. Иначе нас ждут неминуемые противоречия. 

Детали сценической коробки театра в Кызыле, созданные художниками, резко изменили сам образ театра, придали ему иной силуэт и иной на­циональный характер. Пожалуй, это особый случай, когда художественное произведение столь решительно, да­же агрессивно вторгается в архитек­туру. Прием крайне спорный, начи­ная от замысла пригласить художни­ка, чтобы приукрасить вышедший из моды стерильный объем театра, и кончая исполнением. В восточных храмах, послуживших прообразом стилизации, к дереву относились ра­зумнее: там каждая дощечка прикры­та от дождя латунной пластинкой, торцы защищены чехлами. Надо ду­мать, деревянные детали придется со временем сменить

Вспомним эпоху «освоения наследия». При всем разнообразии школ существовало общее мнение, что заимствовать у классики следует на содержательном, а не формальном уровне. «Любование деталями характерно для всякой эклектики, — утверждал Жолтовский, а Веснины требовали, чтобы к наследию не относились как к «сундуку с приданым». Декоративная деталь при всех своих достоинствах была явно архаична, она воспроизводила старые архитектурные формы, имитировала старые материалы, иногда непосредственно обращалась к историческим аналогам. Предполагалось, конечно, что образец приводится в соответствие с новым содержанием, но любые трансформации облика детали приводили только к изменению декоративной сетки. Надо думать, что все это понимали. Практическая рецептура классики была ясна (имелись образцы, материалы и исполнители), зато теоретическое обоснование «заимствования без копирования» постоянно оставалось противоречивым. Противоречие это могло разрешаться лишь в некоторых частных случаях, благодаря таланту архитектора. Проектирование с деталями — в самом деле серьезнейшее испытание вкуса и мастерства. Слишком велик соблазн компилирования, способный однажды еще раз дискредитировать саму идею архитектурной изобразительности. 

Деталировка необходима, и никто не станет отказываться от нее в угоду правдивости конструкции. Цирки во Фрунзе и Душанбе отличаются толь­ко деталями (проект применен по­вторно), между тем выглядят совер­шенно по-разному. Таковы возмож­ности деталировки

И любая поспешность может снова привести к тому мучительному противоречию архаики и современности, которое так остро чувствовалось в тридцатые годы.

А. Веснин«От лозунга "нельзя" в архитектуре слишком быстро перескочили на "все разрешено". Переход от ультрарационализма к ультранерационализму оказался слишком резким, и на этот путь декоративизма без преград, по-моему, вступило большинство архитекторов» 

Так определял ситуацию А. Веснин в статье, опубликованной в журнале «Архитектура СССР» ровно пятьдесят лет назад. Можно, наверное, согласиться с тем, что обойтись без детали немыслимо.

Ее существование диктуется естественным стремлением к масштабности, человечности, национальному своеобразию, мировому уровню, историзму, современности.., чего только не добавишь в это перечисление — ведь архитекторы ждут от декора самых различных выгод. И все эти цели в той или иной степени достигаются по-разному: декорированной функциональной деталью, просто декоративной, или даже декоративной настолько, что архитектор перепоручает ее скульптору. Но с точки зрения профессии средства эти неравнозначны.

Более или менее ясно с «синтезом». Вероятно, это все же слишком громоздкий способ решения внутренних архитектурных проблем. Мало того, что он невероятно дорог, дороже былых «излишеств», он еще и воспитывает убеждение, что можно сэкономить на архитектуре, а исправить все когда-нибудь потом средствами монументального искусства. И самое печальное в том, что убеждение это имеет основание. Потому что так делают. 

Деталь фасада Дворца бракосочета­ний в Улан-Баторе важна для образа. Украшая портал, она служит естест­венным центром симметричной ком­позиции

Сложнее с архитектурным декором, который, строго говоря, может быть функциональным. Вот только границы здесь так расплывчаты, что любые оценки избыточности или недостаточности, правдивости или неправдивости декора неизбежно субъективны.

Декоративность — одно из очень немногих ненормируемых качеств постройки. Как ее измерить — в штуках деталей на единицу объема или в процентах от площади фасада? Красота плана, например, рождается в неминуемой борьбе с нормами, тут искусство архитектора в немалой степени сводится к искусству компромисса. Деталь сейчас вне норм — это издержки тех времен, когда разговор о декоративной детали казался разговором об излишествах. Нет объективных критериев, и такая ситуация скорее радует, потому что именно в деталировке всего яснее и нагляднее проявляется талант художника.

Самое беглое знакомство со строительной практикой наших городов убеждает в том, что декоративная деталь возвращается в архитектуру. Значит, расширяются наши возможности, ну, а станут ли от этого новые здания красивее и человечнее — покажет время. Если верить словарю, деталь — мелочь, но эта мелочь может стать началом разговора о ближайшем будущем нашей архитектуры.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: