Эстетика солнцезащиты в архитектуре Ташкента

Эффективная солнцезащита жилых домов, общественных сооружений, улиц и площадей является одной из острых проблем современной архитектуры южных городов. На протяжении веков было выработано немало различных приемов и средств солнцезащиты; некоторые из них используются и в наши дни. Однако особенности современной архитектуры, с её более раскрытыми пространствами, повышенной этажностью, облегченностью конструкций, значительным количеством стекла заставляют архитекторов изыскивать и новые средства для создания нормального микроклимата внутри сооружений, для защиты их от избыточной солнечной радиации.

На солнцезащитные устройства возлагается и важная эстетическая функция: занимая иногда значительную площадь фасадов, Оки органически входят в образ сооружения, влияют на его масштаб, создают пластику. Это надо учитывать; однако их эффектность как солнцерезов всегда будет основным критерием оценки.

Поэтому не могут не вызывать недоумения стационарные солнцезащитные устройства на некоторых зданиях в городах северных и умеренных широт, где солнце даже летом не дает перегрева помещений. Там вполне достаточно применять легкие внутренние жалюзийные или планочные шторки. Наружная же солнцезащита в таких случаях только ухудшает световой комфорт помещения; затеняв проем, она препятствует необходимой инсоляции.

Защита зданий от палящих лучей южного солнца — понятная и необходимая мера против перегрева и избыточной освещенности помещений; применение же каких бы то ни было наружных солнцезащитных устройств в Москве и других городах средней и северных зон не оправдано ни по функциональным требованиям, ни по архитектурным традициям. Понятно, что широкое распространение они получили в современной архитектуре республик Средней Азин и Закавказья, а также на Черноморском побережье, где их применение диктуется климатом.

Богатый практический опыт разработки этой проблемы накоплен архитекторами Ташкента; за последние 10–15 лет в этом городе возведено множество жилых и: общественных зданий с различными солнцезащитными устройствами и, несмотря на имеющиеся в ряде случаев недостатки, найдено довольно большое количество интересных решений. Средства солнцезащиты отличаются здесь многообразием, применяются навесные устройства, различные конструктивно-планировочные решения, возрождаются в новом качестве традиционные приемы древнего зодчества.

Наибольшее распространение в практике проектирования и строительства Ташкента получили различные навесные устройства в виде стационарных кортикальных или горизонтальных солнцерезов, ячеистых решеток, регулируемых жалюзи. При выполнении с учетом ориентации зданий, они задерживают значительное количество солнечных лучей и заметно улучшают микроклимат помещений. 

Семиэтажное административное здание на площади им. В. И. Ленина

Определяя характер солнцезащитного устройства, важно учитывать не только ориентацию, но и другие факторы, в частности функциональное содержание зданий. Например, не могут быть абсолютно одинаковыми солнцезащита жилого дома и крупного общественного сооружения — даже в том случае, если их фасады ориентированы на одну и ту же сторону горизонта, поскольку жилой дом разделен на жилые ячейки, а для общественных зданий обычно характерны цельные взаимосвязанные пространства. В жилых домах более приемлемы регулируемые, или съемные устройства на каждую жилую ячейку с учетом их регулирования отдельным жильцами; в общественных же зданиях предпочтительны стационарные, так как регулируемые часто выходят из строя и требуют специального обслуживающего персонала.

Кроме того, общественные сооружения очень разнообразны по содержанию, что влияет и на характер их солнцезащиты. Например, административные обычно имеют кабинетную структуру, но их ячейки не изолированы одна от другой, как в жилом доме, и составляют единый организм учреждения; для средств солнцезащиты в этих случаях более приемлемы обобщенные формы, строгие, четкие линии, независимо от того, будет ли устройство горизонтальным, вертикальным или ячеистым. Линии эти могут совпадать с внутренним шагом конструкций, давать представление о внутренней структуре сооружения.

Такие принципы лежат в основе разработки солнцезащитных устройств для административных зданий, построенных в Ташкенте на площади им. В. И. Ленина. Рабочие помещения имеют меридиональную ориентацию; на южных фасадах выполнены железобетонные устройства, которые на семиэтажном корпусе представляют собой длинные полосы горизонтальных козырьков, периодически перебиваемых вертикальными элементами. При этом горизонтальные козырьки совпадают с уровнем междуэтажных перекрытий и подчеркивают общую протяженность объема, а вертикальные, отображая кабинетное деление здания, создают строгий единый ритм. Имея тонкие пропорции, эти элементы при всей их строгости выглядят очень легкими и изящными; имеете с отбрасываемыми тенями они зрительно облегчают объем сооружения, приподнятый над землей и покоящийся на V-образных колоннах.

Солнцезащита второго, 20-этажного, корпуса решена в виде железобетонной решетки, в которой удачно сочетаются горизонтальные и вертикальные членения; четко чередуются метрические ряды, которыми объединяются по высоте каждые два этажа. Такой прием солнцезащиты отвечает функции здания; кроме того, благодаря данной ориентации его крупный монолит не кажется таким массивным. 

Объемы сооружений, составляющих композицию площади, контрастны; различна и их солнце защита, в одном случае подчеркивающая протяженность, а в другом — компактность и цельность здания.

Многообразием приемов и материалов отличается навесное солнцезащитное устройство Республиканского дома потребительской кооперации; это обусловлено не только ориентацией помещений, но и многофункциональностью самого комплекса, разным назначением его блоков. Солнцезащита высотного административного корпуса выдержано в строгих, четких очертаниях: выступающие на всю высоту здания пилоны, подчеркивающие его вертикальность и стройность, ленты окон между ними, затеняемые легкими алюминиевыми мелкоячеистыми решетками. 

Здание прокуратуры на ул. Гоголя

Солнцезащита малоэтажного блока, где размещены ресторан, клубно-зрелищные и гостиничные помещения, более непринужденна по рисунку; те же алюминиевые решетки, в сочетании с бетонными, уже не создают впечатления строгости. Интересный прием был применен архитекторами при создании бетонных решеток, все рисунки которых строятся на единой основе. Решетки удачно объединяют уличные и дворовые фасады и в сочетании с общей цветовой гаммой придают ощутимый национальный колорит этому сложному современному комплексу,

К числу удачных по функциональным и эстетическим качествам примеров применения навесной солнцезащиты на административных зданиях можно отнести вертикальные бетонные устройства на восточном фасаде здания Республиканской прокуратуры УзССР. Будучи равными по высоте окнам, они членят фасад на пояса и создают тем самым впечатление большей протяженности здания. Ритм этих поясов перебивается вертикалью лоджий (внутри им соответствуют холлы) и массивным порталом входа, за которым располагается вестибюль. Таким же соответствием ориентации, внутренней структуре и функциональному назначению сооружения отличаются солнцезащитные устройства административного здания на улице Узбекистанской, где окна южного фасада основного корпуса затеняются бетонными козырьками, а малоэтажный блок — мощными пластичными вертикальными элементами, создающими богатую светотеневую гамму. 

Солнцезащита зрелищных, культурно-просветительных учреждений, ресторанов и кафе решается, как правило, в свободном рисунке. Ажурный узор бетонной решетки Ташгосцирка, проходящий по периметру круглого объема, с постоянно играющими на нем солнечными лучами, скользящей тенью от мощных выступающих пилонов, выглядит очень радужным; уже при подходе к зданию он создает то праздничное настроение, которое всегда сопутствует восприятию цирковых спектаклей.

За последнее время стало довольно заметным стремление узбекских архитекторов использовать при выборе рисунка солнцезащиты орнаментальные мотивы национального зодчества. Поиски национального своеобразия архитектуры в эпоху типового проектирования и индустриального строительства вполне понятны; однако, заимствуя те или иные давно сложившиеся приемы, нельзя упускать из виду специфику новых материалов, особенности образного и конструктивного решения современных зданий, эстетические потребности сегодняшнего дня. Можно ли великолепно выполненную панджару традиционного жилого дома также хорошо акомпоновать о современное многоэтажное жилище или гостиницу и станет ли их архитектура от этого более «национальной»? Пока это еще очень неясно, не говоря уже о том, что проблема национального выходит далеко за пределы орнаментики и других декоративных средств. 

Республиканский дом потребительской кооперации на Узбекистанской улице

В ряде случаев архитекторы сумели удачно включить орнаментальный мотив в современное здание. К числу таких примеров можно отнести названный выше Республиканский дом потребительской кооперации, а также гостиницу «Узбскистан». Солнцезащитная решетка-панджара на западном фасаде гостиницы получила современную трактовку, хорошо найден масштаб ячеек, отвечающих логике внутреннего решения; солнцезащита здесь органически вошла в образ сооружения, фактически составила архитектуру главного фасада.

Некоторые споры среди специалистов вызывает архитектурное решение филиала Центрального музея В. И. Ленина, где неплохо найдены пропорции и рисунок решеток, но градостроительное положение н центрическая композиция здания вынудили авторов применить абсолютно одинаковые устройства на всех фасадах; а это вступает в противоречие с функциональной логикой солнцезащиты.

Нередко встречаются, однако, примеры неоправданного и неумеренного увлечения «орнаментальной модой», что уже не может не вызвать тревоги; творческим поискам своеобразия, более или менее удачным, порой противопоставляется грубое стилизаторство под «национальное», явная погоня за экзотикой, слепое копирование форм древнего узбекского зодчества. 

Появляется также стремление украшать вычурными решетками безликие сухие фасады, причем сами решетки нередко имеют навязчивые, эклектические формы. Подобная попытка «приукрасить» фасад проявилась при реконструкции административного здания на площади имени Ленина, где металлические решетки выглядят совершенно чужими, приставленными к проемам, а самый тип солнцезащиты устройств малоэффективен при западной ориентации фасада. Уродливые формы имеет солнцезащита строящегося здания института ГСПИ-2 на ул. Энгельса: ее грубый примитивный рисунок не только не украшает фасад, но и противоречит строгому образному решению сооружения. Встречаются примеры и слишком обильной солнцезащиты, когда помещение лишается необходимой инсоляции, испытывает недостаток в естественном освещении.

Солнцезащита, играя активную роль в формировании архитектурных образов сооружений в условиях жаркого климата, не должна, однако, выполняться в угоду архитектуре фасадов как «украшение» архитектуры, выглядеть её «верхней одеждой»; необходимо, чтобы она вытекала из основы общего проектного замысла и прежде всего отмечала своему прямому назначению.

Нередко наблюдается н противоположная тенденция, связанная с широким применением в современной практике строительства технических средств борьбы с перегревом (кондиционирование воздуха, механическая вентиляция). Полагаясь на них, архитекторы иногда даже приходят к выводу, что солнцезащита на зданиях доживает свой век и при наличии кондиционера вообще лишают большие остекленные поверхности эдакий каких бы то ни было затеняющих устройств. Подобное решение имеет место на восточном и южном фасадах здании Института искусствознания и Спортивного комитета, где в особо жаркие дни наступает перегрев даже при работе кондиционеров, а световой комфорт далек от нормального.

Все технические средства солнцезащиты и борьбы с перегревом, хотя и необходимы в условиях жаркого климата, но сами по себе еще не могут создавать полного комфорта в помещениях; они являются лишь дополнительными. Солнцезащитные же устройства требуются даже для зданий с искусственным охлаждением воздуха — для предотвращения излишней яркости освещения интерьеров и максимального уменьшения нагрузки на кондиционер.

За последние годы в Ташкенте стали все больше применять и другие солнцезащитные средства, в честности конструктивно-планировочные. Возрождается выработанная веками традиция создания в комплексе малоэтажных общественных зданий двориков, через проемы, обращенные в озелененный или перекрытый перголами дворик, в помещения проникает гораздо меньше прямых солнечных лучей, чем с улицы или площади. Подобного роде дворики включены в композиции малоэтажных блоков гостиницы «Узбекистан», семиэтажного административного здания на площади В. И. Ленина, Республиканского дома потребительской кооперации и многих других общественных сооружений Ташкента. Эти дворики активно эксплуатируются в летнее время и во многом способствуют улучшению микроклимата. 

Гостиница "Узбекистан". Главный фасад

Появились и некоторые другие планировочные методы, например, расположение оконных проемов под углом к плоскости фасада, когда они как бы «отворачиваются» от неблагоприятной ориентации. Такая попытка была сделана архитекторами в комплексе зданий ЦК комсомола Узбекистана, Института искусствознания им. Хамзы и Спортивного комитета на площади им. Ленина, главные фасады которых обращены на запад. Витражи остекления, расположенные под углом, выходят уже на северо-запад.

Таким приемом можно добиться должного солнцезащитного эффекта, он придает и выразительность фасадам; однако и данном случае площадь остекления значительна, а угол поворота невелик, вследствие чего во второй половине дня облучение солнцем остается довольно сильным. Более эффективным этот прием оказался в здании учебного заведения на ул. Энгельса, где небольшие проемы аудиторий гораздо определеннее ориентируются на северо-запад, благодаря чему солнечные лучи проникают туда летом лишь в вечерние часы, когда большинство учебных комнат уже не эксплуатируется; обеспечивается и необходимая их инсоляция. Этот солнцезащитный прием оказал большое влияние и на образ сооружения; изогнутый, длинный фасад как бы состоит из «зубцов», которые большую часть дня отбрасывают тени. В результате здесь были достигнуты лаконизм и строгость облика здания учебного заведения, а также пластика его фасадов. Подобный прием применен и в здании на площади Ак-Тепе.

Возрождаются и другие традиционные приемы солнцезащиты. Так, получили распространение галерейные жилые дома; все чаще галереи встречаются и я общественных зданиях. Например, галерея Выставочного зала Союза художников УзССР, которая защищает витражи и пены первого этажа, может быть использована в летний период и для размещения экспозиций. Выло бы далеко не лишним более широко применять подобного рода галереи, особенно в зданиях, расположенных вдоль красной линии улиц: они не только способны затенять витрины, но и образуют крытые тротуары, тек необходимые в условиях юта.

Таким образом, е процессе застройки Ташкента архитекторами за довольно короткий период сделан большой шаг на пути разработки и применения солнцезащитных устройств,

Наряду с дальнейшим развитием технических средств борьбы е перегревом все большее распространение будут получать и архитектурно-градостроительные приемы солнцезащиты. Так, в генеральных планах Бухары: и Газли уже предусматриваются крытые улицы и даже площадки: вопросы применения подобных градостроительных приемов предстоит решать и для Ташкента.

Многообразные по архитектуре солнцезащитные устройства могут играть большую роль в композиции сооружений, а в более широком аспекте, в совокупности с градостроительными приемами и озеленением, они должны занять лажное место в формировании архитектурного образа южного города.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: