Архитектор Джим Торосян

Ода архитектурному творчеству Джима Торосяна, не только складывает панегирик из остовов его зданий, памятников и макетов, но также выделяет стилистические находки и идейную ориентацию мастера при работе с материалом. Ступенчато, через этапы становления, нам раскрывается талантливый зодчий со своим стилем и видением, способный синтезировать современную архитектуру с национальным колоритом армянского народа.

Заслуженный архитектор Армянской ССР, член-корреспондент Академии художеств СССР Джим Петросович Торосян родился в 1926 г. в Ереване. В 1950 г. он окончил архитектурное отделение Ереванского политехнического института и поступил в аспирантуру Академии архитектуры СССР в Москве, где его руководителем был один из основоположников советской архитектуры К. С. Алабян. В 1954 г., защитив диссертацию на степень кандидата архитектуры, Торосян начинает работать в Ереванпроекте, где вскоре становится руководителем мастерской.

В 1963 г. архитектор живет в Италии, куда он был командирован для знакомства с памятниками классического и современного зодчества. Результаты этой поездки— обмеры и рисунки — Торосян показал на выставках в Ереване и Тбилиси.

Торосян — участник многочисленных республиканских и всесоюзных конкурсов, его проекты неоднократно отмечались премиями. Таковы Монумент погибшим при освобождении Севастополя воинам армянской дивизии—I премия (1959 г.), Монумент жертвам геноцида 1915 г. в Ереване— I премия, 1 тур (1964 г.), Монумент Великой Октябрьской революции в Ереване— I премия (1960 г.), Дворец молодежи в Ереване — II премия (1958 г.), Дворец культуры в Ленинакане — II премия (1959 г.) и др. В 1971 г. Торосян участвует в Международном конкурсе на проект «Центра искусств» на плато Бобур в Париже.

По проектам Торосяна в Ереване построены значительные общественные сооружения: Павильон промышленности на ВДНХ (1960 г.), в Ереване поликлиника на улице Барекамутяна (1968 г.), Мемориальный комплекс Октябрьской революции (1966—1977 гг.), ряд мемориальных памятников (в селениях Ошакане, в Мец-Парни и др.), гостиница на Норкском склоне в Ереване (1967    г.), коттеджи на улице Джрашат (1970—1971 гг.), ряд городских памятников — Микаэлу Налбандяну (1968 г., скульптор Н. Никогосян), Аветику Исаакя- ну (1977 г., скульптор Н. Никогосян) и др. За памятник Аветику Исаакяну его авторам была присуждена Государственная премия СССР за 1977 г.

К работам Торосяна последнего времени относятся проекты Центрального дома актера (1973—1977 гг.), нагорной эспланады в завершении главной оси Еревана «Север — Юг», станции ереванского метрополитена «Площадь Ленина», выставочных павильонов на улице Сарьяна (1978 г.) и др.

Творческую работу Торосян сочетает с педагогической, в течение многих лет он ведет проектирование на архитектурном факультете Ереванского политехнического института.

Торосяну принадлежат декорации и костюмы ряда спектаклей на армянской драматической сцене.

С 1971 г. Торосян — главный архитектор Еревана и ведет большую работу по реконструкции, застройке и благоустройству столицы Армянской ССР. Много времени Торосян уделяет общественной работе, он член правления Союза архитекторов СССР, депутат Ереванского городского совета, член жюри многочисленных всесоюзных и республиканских конкурсов.

Архитектор Джим Петросович Торосян принадлежит к тому поколению советских зодчих, которое прошло сложный путь творческого развития. Его архитектурное «детство» прошло в институте, «отрочество» — в аспирантуре Академии архитектуры СССР, «юность» совпала с переломными для советской архитектуры 50-ми годами. На долю этого поколения выпала нелегкая задача — найти свой самостоятельный путь в изменившихся условиях научно-технического прогресса.

Примечательной особенностью процесса перестройки творческого сознания молодых архитекторов 50-х годов является то, что для них не было непримиримого противоречия между практикой советского зодчества предшествующей поры и поставленными временем новыми задачами. Наоборот, опыт старшего поколения естественно вошел в их поиски, стал составной частью их творческой программы. Разумеется, эта способность к синтезу традиций с новаторством не могла сказаться сразу. До начала 60-х годов шел процесс формирования нового творческого мировоззрения, освоения новых материалов, конструкций и технических возможностей и одновременно процесс преодоления опасности «утилитаризма», угрожавшего самому существованию архитектуры как искусства. На примере первых же самостоятельных работ Торосяна можно увидеть стремление сочетать новаторскую остроту формы с классической простотой и уравновешенностью композиции — все поиски архитектора в 60-е годы шли именно в этом направлении.

Первым значительным успехом Торосяна был Павильон промышленности на ВДНХ в Ереване (1960 г., совместно с архитектором Геворкяном и конструктором Р. Манукяном), удостоенный первой премии на Всесоюзном смотре молодых архитекторов в Москве. Замысел этого сооружения предельно прост: единое нерасчлененное пространство квадратного в плане (46X46 м) выставочного зала перекрыто сборной сферической оболочкой из армоцементных плит, опертой на четыре точки по углам квадрата. Большое внимание уделено здесь организации интерьера. Плоскость пола образует трехступенчатый амфитеатр, удобный для размещения и осмотра экспозиции.

Фото-альбом: Павильон промышленности

Павильон промышленности на ВДНХ в Ереване. Д. Торосян, Л. Геворкян, Р. Манукян. 1960 г.

Вторая значительная постройка Торосяна относится к жанру мемориальной архитектуры, занявшему в его творчестве в дальнейшем большое место. Это памятник создателю армянской письменности Месропу Маштоцу (IV в.), установленный в 1962 г. в селении Ошакан — месте погребения великого просветителя в связи с празднованием 1600-летия создания армянской письменности. Выбор места был предоставлен архитектору, Торосян установил мемориал у въезда в село на дороге, соединяющей Ошакан с Ереваном. Необычность темы и пейзаж горной долины продиктовали автору композицию. Он обратился к наследию средневековой армянской архитектуры—мемориальным стелам «хачкарам». Две прямоугольные стелы высотой 10 м из серого памбакского гранита, поставленные под углом одна к другой, «растут» прямо из земли. На одной из них высечены красивые литеры Маштоца, на другой — строки выдающегося современного армянского поэта Паруйра Севака, посвященные создателю алфавита. Мемориал выглядит как грандиозная и нетленная книга.

Джим Торосян«Я хотел сделать этот памятник максимально лаконичным, максимально ясным и простым, хотел, чтобы единственным средством художественной выразительности были буква и слово, их форма, рисунок и смысл»

В этих сооружениях уже сказались черты творческой индивидуальности Торосяна— стремление к лаконизму форм, изысканности пропорций, использованию особенностей природного окружения.

С большой изобретательностью проявился талант архитектора в здании поликлиники на улице Барекамутяна в Ереване (1968 г.). Он поставил перед собой трудную задачу — создать выразительную композицию фасадов на основе живописной группировки различных по размерам и форме оконных проемов, выявляющих пространственную структуру интерьера с его обилием больших и малых помещений. Здесь каждый фасад обозримого со всех сторон здания получил свой облик, свой ритмический строй, связанный со скрытыми за поверхностью стен помещениями, различными по размерам, форме и функциям.

Фото-альбом: Поликлиника Торосян

Поликлиника на улице Барекамутяна в Ереване. Главный и дворовой фасады. 1968 г.

К 60-м годам относится и создание совсем иного жанра — гостиницы на Йоркском склоне в Ереване (1967 г). Строительство этого небольшого сооружения стало для Торосяна своего рода школой практического мастерства, в нем все — от кладки стен до деталей интерьера — было тщательно выверено рукой и глазом архитектора. Жизненное функционирование здания зависело не только от его объемно-пространственной композиции, но и от убранства интерьера, и от благоустройства территории. В результате эта постройка стала свидетельством подлинного мастерства и высокого вкуса, что доказывает давно известную в истории зодчества истину— для проявления таланта нет необходимости в больших сооружениях, достаточно и малого здания.

Для создания интересной пространственной композиции архитектор активно использовал рельеф и природное окружение. В ней доминирует эффект неожиданности восприятия, родственный сценическому. Вход в невысокой части дворового фасада непритязателен, только каменная плита с геральдическим изображением льва (подлинный рельеф XIII в.), вделанная в одну из стен дворика, создает определенную «точку отсчета» для пришедшего сюда человека. За входным тамбуром — светлый холл, противоположная входу стена которого раскрыта в лоджию, вытянутую во всю ширину фасада, обращенного в сторону города и Араратской долины. Неожиданное появление великолепной панорамы, обозримой с пространства лоджии, куда выходят все жилые комнаты гостиницы, дополняется нижней террасой на уровне первого этажа, где расположены каминная и обслуживающие помещения. Здесь устроен декоративный бассейн с поверхностью, разбитой мраморными плитами на ряд выступающих из воды прямоугольников, на одной из них помещена фигура сидящей женщины (скульптор Нвард Зарян из Италии). Верхняя лоджия связана с нижней террасой и плитами бассейна легкой консольной лестницей.

Фото-альбом: Гостиница на Норкском

Гостиница на Норском склоне в Ереване. Вид со стороны нижнего дворика. Вид из выходного холла на лоджию. 1967 г.

Таким образом, оба этажа гостиницы, скомпонованные по склону крутого рельефа, раскрыты в сторону панорамы раскинувшегося у подножия города. В интерьере гостиницы архитектор с большим умением использовал детали национального быта, естественно входящие здесь в светлое, созданное легкими железобетонными конструкциями пространство.

С той же мерой свободы и законченности запроектированы Торосяном (совместно с архитекторами Р. Джулакяном и О. Шокаревым) коттеджи на крутых склонах улицы Джарашат. Система лоджий, террас, балконов, открытых лестниц и пространств между зданиями, подпорных стенок и благоустроенных участков с садовыми растениями и цветами хорошо увязана с застройкой, уступчатым рельефом и природной растительностью гористого склона.

Фото-альбом: Коттедж на улице Джаршат

Коттедж на улице Джрашт в Ереване. Фрагмент фасада. Верхняя терраса. 1971 г.

Наиболее зрелый период творчества Торосяна — конец 60-х — середина 70-х годов. На это время падает ряд завершенных построек и проектов больших общественных сооружений и градостроительных комплексов, первым из которых следует назвать монумент Великой Октябрьской революции (1966—1977 гг.). Монумент (совместно с архитектором С. Гурзадяном) был задуман как комплекс сооружений, имеющих большое градостроительное значение. Он расположен на завершении основной городской оси Еревана «Север — Юг». Композиционно ансамбль начинается от памятника зодчему Александру Таманяну и идет стремительно вверх к одной из самых высоких возвышенностей центра города. От ее подножия начинается первое предусмотренное проектом сооружение — сложная система широких прогулочного типа лестниц, зрелищных и видовых амфитеатров, заглубленных внутренних дворов с прилегающими к ним помещениями. Назначение этих компонентов, по мысли авторов, превращает ансамбль в своего рода идейно-художественный и культурно-просветительный центр города. Каждый из дворов имеет просветительное значение: два из них отведены прошлому армянской культуры, ее архитектуре, скульптуре и декоративным искусствам, два — культуре социалистической Армении, один — детскому художественному творчеству. К пространствам дворов примыкают стационарные выставочные помещения, дополняющие музей под открытым небом. Использование этих пространств предусматривает свободное общение людей, которые будут иметь возможность собираться вокруг массовых праздничных зрелищ или художественной самодеятельности, участвовать в них или просто гулять, постепенно поднимаясь к доминанте ансамбля — самому мемориалу, идейный смысл которого раскрывается в живом взаимодействии с людьми.

Монумент составлен из двух больших плит — террас, расположенных под прямым углом одна над другой. На верхней плите установлена стремительная вертикаль четырехгранного гранитного обелиска (высота 65 м), несущего эмблему «Силы и Возрождения». В основании обелиска высечены знаки вечности, на обращенной к городу грани — слова поэта Егише Черенца «Всем, чья душа светит ярко», посвященные борцам революции. На той же террасе расположен мемориал, посвященный установлению Советской власти в Армении. Это приподнятая над основанием массивная плита (30X30 м) со световым проемом в центре, она перекрывает квадратный ступенчатый амфитеатр, уходящий в глубину базальтового массива. В центре, под световым проемом, поставлен камень- трезубец с надписью, свидетельствующей о том, что в Армении в 1920 г. была установлена Советская власть. Стены светового проема над камнем образуют висящий в воздухе декоративный венец из плит с рельефными изображениями «Древа жизни» и изречениями народного поэта Егише Черенца, посвященными борцам революции. Торжественный подход к обелиску со стороны города идет через нижнюю, связанную с лестницей плиту монумента. Она становится главной видовой площадкой Еревана, и панорама большого современного города, расположенного у подножия снежных вершин Арарата, включается в ансамбль мемориала, придавая особую значимость его идейному содержанию.

К кругу мемориальных памятников относится и Памятник погибшим в Великой Отечественной войне воинам в селении Мец-Парни (1972 г). Характерные черты творческого почерка архитектора проявились здесь снова — умение располагать памятник в природном окружении с таким расчетом, что он превращается в доминанту ландшафта, в своеобразный ориентир данной местности.

Как подлинный художник, Торосян умеет вовлечь зрителя в активное общение с архитектурой не только через природу и композицию сооружения, но и через слово, обращаясь к нашему разуму, к нашей памяти. 

Добавим, что в этом Торосян следует традиции армянского классического зодчества, которое было не только свидетельством строительного искусства, но и своего рода исторической хроникой. По надписям, высеченным на монастырских стенах, в интерьерах притворов, на хачкарах, восстанавливается история Армении. Современные мемориалы подхватывают эту тему, становясь подлинными памятниками наших деяний для будущих поколений. Архитектура и слово органично слились и в последнем из выполненных Торосяном памятнике поэту Аветику Исаакяну в Ленинакане (1977 г., скульптор Н. Никогосян). Эта работа была удостоена Государственной премии СССР. Скульптура помещена на низком постаменте таким образом, что приближена к людям и обозревается на уровне глаз. Смотровые плиты вокруг памятника имеют ту же высоту, что и постамент, в углублении расположены каменные стелы-свитки с текстами из стихов Исаакяна. Публика, выходящая в антрактах на театральную площадь, где установлен этот памятник, пешеходы могут читать эти надписи, обходя бронзовую скульптуру поэта, изображенного в позе простого, присевшего отдохнуть и глубоко задумавшегося человека. Проникновение в сущность поэзии и личности Исаакяна, хорошо найденные пропорции и масштаб монумента, умелое сочетание его форм с пространством площади — свидетельство большой творческой удачи авторов.

К крупным ансамблевым сооружениям Торосяна, еще не полностью завершенным, нужно отнести комплекс построек Научно-исследовательского института кардиологии и сердечной хирургии на Канакерском плато в Ереване. Участок, занимаемый зданием института, отделяется от улицы широкой плоскостью бассейна. На его границе параллельно улице поставлен многоэтажный клинический корпус, а за ним (под прямым углом) — корпус для научно-исследовательских работ. В пространстве между этими объемами должны быть расположены выставочный и конференц- зал на 800 мест, аудитория на 300 мест, библиотека, административные корпуса. Они скомпонованы вокруг озелененных внутренних дворов, за клиническим корпусом предусмотрены массивы зеленых насаждений, аллеи для прогулок, площадки для отдыха. Железобетонное каркасное с панельными перекрытиями здание клинического корпуса полностью завершено. В первых двух его этажах расположены поликлиники, приемные покои, выше — палаты, операционные. Здание построено в виде параллелепипеда строго прямоугольной формы с красивыми вертикальными пропорциями. Облицованный белым фальзитом корпус выглядит как монолит, он решен единой архитектурной темой. Частый метр узких простенков, чередующихся с вертикалями оконных проемов такой же ширины, создает единство фасадной плоскости, напоминающей жалюзийный занавес. Конструктивность каркасной основы здания, однако, не утрачена, она деликатно подчеркнута выступами крупных консольных балконов. Столь же значительный по размерам теоретический корпус увязан с клиническим по принципу контраста — он построен на ленточных горизонтальных членениях.

Фото-альбом: Проект центрального дома актёра

Проект центрального дома актёра в Ереване. Макет. План. Разрез. 1977 г.

Наиболее крупный из проектов Торосяна последних лет — проект Центрального дома актера в Ереване (совместно с архитектором Арамяном). Участок, предназначенный для его строительства, находится в сложных градостроительных условиях, он расположен между главным и северным проспектами Еревана. Здание запроектировано в виде высоко приподнятой над проспектами платформы (8 м), ниспадающей на уровень улиц каскадом широких лестниц. Это как бы открытый театральный форум с террасами, амфитеатрами и сценическими площадками, включающий город и его улицы в среду театрального действия. Идея, близкая античному театру, где окружение как природное, так и городское служило фоном театрального действия. В этом проекте сделано и другое интересное предложение, связанное со стремлением преодолеть функциональную инертность объема высокой сценической коробки, использовать его не только 8 композиционных, но и в игровых целях. Сторона сценической коробки, обращенная к открытому амфитеатру, становится сценой для спектаклей летнего театра. В ней предусмотрен ряд проемов и лоджий для игры актеров, для создания мизансцен. Они связаны с внутренними помещениями сцены галереями и лифтами. Такое решение особенно эффектно для вечернего времени, когда в зависимости от хода спектакля будут высвечиваться и включаться в действие ярко освещенные проемы, сцены с актерами, хором, декорациями. И в этом проекте Торосян сделал попытку найти место формам традиционной армянской архитектуры. Портал парадного входа в театрально-зрелищную часть со стороны главного проспекта имеет ступенчатую форму — «цитата» из классического армянского зодчества. Она оказалась удивительно уместной в применении к архитектуре портального входа с фланкирующими его каскадами лестниц, ведущих вверх на платформу форума. В этом проекте черты театрализации архитектуры пронизывают весь замысел. Его особенность — синтетическое богатство выразительных средств. Здесь наряду с архитектурой и изобразительные искусства, и свет, и звучащее слово, и декоративные фрагменты, и человек — как основной визуальный и смысловой центр всего этого замысла. Стремление автора к активному вовлечению человека в контакт с сооружением и окружающим его непрерывным потоком жизни городской среды.

Фото-альбом: Рисунки Торосяна

Рисунки и акварели Джима Торосяна

Крупнейший архитектор современности Ле Корбюзье высказал однажды интересную мысль: «Архитектура — это не профессия, это образ мышления». К творчеству Торосяна такое понятие ближе всего, что подтверждается его многочисленными постройками и проектами, всей его творческой и общественной деятельностью.



Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: