Виды архитектурного оформления

На рубеже 1920–1930-х годов советский архитектор, художник и график Яков Георгиевич Чернихов издает книги, принесшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры», «Конструкции архитектурных и машинных форм», «Архитектурные фантазии. 101 композиция». Ко дню рождения архитектора (по новому стилю — 17 декабря 1889 года) мы публикуем отрывок из «Архитектурных фантазий», описывающий виды архитектурного оформления. 

В течение всего развития истории архитектуры существовали разные способы оформления, т. е. графического наглядного и образного выражения. Нас в настоящее время мало интересуют старые способы, так как они недостаточно убедительны, но все же, в некоторых случаях, мы кое-что черпаем и из материала прошлого. Весьма возможно, что прежние приемы должны быть видоизменены, но, во всяком случае, нельзя их считать бесполезными.

Дворец научно-исследовательской лаборатории легкой индустрии. Компактное явно-конструктивное сооружение с выраженной устойчивостью. Трехцветная гамма окраски здания в холодных тонах. Графика: Яков Чернихов

Виды архитектурного оформления крайне разнообразны и если они в некоторых случаях стабилизируются, то это явление следует считать временным. Конечно, утверждать, что оформление должно бесконечно изменяться и варьироваться — было бы неверно. Если мы и будем говорить в дальнейшем о том, что всякое архитектурное произведение следует не только решить по-современному, но и отобразить его возможно характернее, то это не значит, что мы должны бесконечно видоизменять оформление. 

Фермовая пространственная конструкция фабрично-заводского здания. Компактное согласованное объединение стержневых конструкций и объемов. Расцветка в две четко выраженные «сочные» краски. Графика: Яков Чернихов

Помимо этого обстоятельства, необходимо учесть индивидуальные способы оформления тех зодчих, которые владеют характерной, им присущей, манерой выполнения. По некоторым отличительным чертам мы часто узнаем того или иного автора архитектурного проекта. Незаметные, на первый взгляд, особенности и тонкости выражения зодчих-мастеров необходимо изучить в интересах образного оформления наших архитектурных решений. Если бы каждый даровитый мастер-архитектор мог поделиться с другими своими приемами оформления архитектурных проектов, то собранный материал послужил бы лучшей школой для новых молодых сил и средством а) продвижения и популяризации в широких массах основ архитектуры, б) понятия общего уровня архитектурного образования, в) развитием новых, более совершенных способов отображения, г) выработкой нового, совершенного методического руководства по архитектуре. К сожалению, до сих пор каждый ценный работник-зодчий хранит при себе особенности своих достижений, создавая некоторый «секрет» своей работы. 

Демонстрация усиленных динамико-сложных архитектурных форм. Фантастическое сооружение здания специального назначения. Цветовая иллюминовка в сочных красках. Сочетание изогнутых тел. Графика: Яков Чернихов

Темпы социалистического строительства приняли в настоящее время столь невиданные формы, что появилась настоятельная потребность найти упрощенные, стандартные, ускоренные способы оформления архитектурных проектов. В этой плоскости делаются бесчисленные изыскания и опыты, которые в конечном итоге дают определенные достижения. Но, несмотря на особенности пролетарской архитектуры, одинаково близкой и к практической жизни, и к искусству, можно наблюдать, что современные способы упрощений оформления страдают определенной ограниченностью. Кроме того, создание некоторых архитектурных объектов требует особых видов оформления. Не исключены возможности, когда творческие замыслы идут столь могучим потоком, что у зодчего возникает настоятельная потребность в таком усовершенствованном способе оформления, который быстрее отражал бы все зародившиеся у него замыслы, идеи, фантазии и пр. В этом случае ему безразлична манера оформления, ему важно не утерять и зафиксировать все то, что рождается, решается, изобретается в его мозгу. Параллельно с требованием усовершенствования архитектурного оформления в смысле его упрощения, при наших современных темпах, существует тенденция полного развертывания архитектурного оформления на началах выявления его творческим путем.

Химический завод башенной системы. Композиция из цилиндрических тел и параллелопипедов. Мощная спаянная установка монолитного характера, явно устойчивого вида. Графика: Яков Чернихов

Переходя, собственно, к видам архитектурного оформления, плоскостного воспроизведения, мы принуждены распределить их на следующие:

1) отображение архитектурных представлений.

2) архитектурные наброски.

3) архитектурные эскизы.

4) архитектурные фантазии.

5) архитектурные проекты.

Если одни работы мы можем исполнить в карандашном начертании, то другие требуют чертежа, третьи — красочных иллюминовок, четвертые — живописных приемов, пятые — офортного исполнения и т. д.

Из цикла «Сказки индустрии». Открытая фермовая композиция транспортеров. Сильно выраженная конструкция в пространственном разрешении. Цветовая гамма в четыре краски. Графика: Яков Чернихов

1. Отображение архитектурных представлений в большинстве случаев выливается в живописные кроки самого эскизного характера. Они исполняются в карандаше, в многочисленных вариантах разнообразной композиции. Им присущ незаконченный вид и только иногда имеется надобность делать их вполне законченными. Но, даже и в законченном виде, отображенные архитектурные представления относятся к разряду живописно-композиционных задач. Это обстоятельство ни в какой мере не влияет на силу воздействия на глаз зрителя.

Мощная грандиозная открытая механическая установка из монолитных спаянных элементов. Сочетание объемов в объединении с фермовыми пространственными конструкциями. Графика: Яков Чернихов

2. Архитектурные наброски, обычно исполняемые с натуры, делаются или в карандаше (черном или цветном), или по карандашному наброску идет цветная расцветка, или же непосредственно исполняют работу в красках и т. д. Это целиком зависит от желания и настроения исполнителя. Ценность архитектурных набросков в том, что они: а) приучают нас отображать решенные формы графически; б) развивают наблюдательность к удачным и неудачным решениям; в) приучают к композиции изображения; г) тренируют в технических навыках; д) заставляют аналитически подойти к проделанной работе. Несомненно одно, что архитектурные наброски с натуры во всех случаях следует рекомендовать не только начинающему, но и всякому зрелому зодчему.

Необходимо также производить архитектурные наброски решенного проекта, для уяснения наиболее интересных моментов. Эти работы обычно служат пояснением и иллюстрацией проекта. Оформление подобных набросков не должно нарушать общей гармонии представляемой работы.

Композиция выявления сооружений сгруппированного типа с выраженной устремленностью. Цветовая двухколоритная строгая гамма. Графика: Яков Чернихов

3. Архитектурные эскизы в практике зодчего занимают значительное место. Решая какое-нибудь архитектурное задание, мы всегда выражаем его предварительными наметками и исканиями. Эскизные работы, проделываемые при решении плана, разреза, фасада и аксонометрии, имеют ту ценность, что все зарождающиеся и культивирующиеся представления находят в них отображение. Многочисленные эскизные вариации оформляются у одних живописным порядком, у других — жестким чертежным способом. В некоторых случаях достаточно карандашного способа. В учебной практике начинающего зодчего рекомендуется оформлять графически (в виде эскизов) предварительное выражение проектирования наиболее полно, для лучшего развития своих представлений и совершенства способов отображения.

Конструктивно-скомплектованных массивы сооружений гражданского типа с отдельными группировками основных центров. Яркая цветовая иллюминовка объемно-пространственных решений. Наземные сухопутные остовые сооружения. Из цикла «Город будущего». Графика: Яков Чернихов

4. Оформление архитектурных фантазий служит не только преддверием для выявления проекта возводимых сооружений, но в наибольшей степени совершенствует зодчего, вооружая и обогащая его в максимальной степени. Оформление всякого архитектурного произведения в удачном виде и в полном соответствии с содержанием проекта является интереснейшим, но и ответственнейшим этапом работы зодчего. Архитектурные фантазии в своем оформлении должны дать подтверждение указанного выше факта. В одном случае мы оформляем нашу архитектурную фантазию в перспективном изображении, в другом — аксонометрическим путем, а в третьем выражаем ее в ортогонали. Все эти три случая, в свою очередь, возможно представить в различных видах своего показа. А так как мы в подавляющем большинстве примеров оформляем архитектурные фантазии в цветовых иллюминовках, то получаем ряд своеобразных произведений. Для достижения лучших результатов оформления фантазий и вообще архитектурных произведений всякого рода следует применять цвет не только в полном его внутреннем композиционном сочетании с окружающими объектами, но и выявлять нужные тонально-световые приемы. Если к этому мы приложим применение «особых» зрительных точек выявляемого архитектурного объекта, избрав наивыгоднейшие точки созерцания сооружения пространственного характера, то в конечном результате получим завершенное оформление нашей архитектурной фантазии. Комплектование объемных, монолитных элементов с решетчато-стержневыми частями сооружений также имеет влияние на характер и целостность оформления, так как несоответствие и неувязка таких составляющих элементов может нарушить общую композиционную задачу и даже наисовершеннейшее оформление последней не сможет дать законченного положительного решения. Вот почему следует особо подчеркнуть необходимость полной согласованности построения, конструктивной связности и гармоничной спаянности всех архитектурных элементов, участвующих в создаваемой нами композиции, так как в своем оформленном виде они дают полноценное выражение архитектурной фантазии.

Демонстрация конструктивно-объединенных монолитных элементов сооружения. Выраженная тяжеловесность единства масс и массивная упрощенность участвующих частей. Графика: Яков Чернихов

Подход и содержание играют несомненно решающую роль, так как углубление в схематизации изображения архитектурных фантазий — с одной стороны, и удробленность и декоративность — с другой, являются односторонней крайностью. Архитектура должна быть целостным конгломератом без наличия пристегивания к ней искусственным путем тех свойств, которые ей неприсущи. Всякое образно-графическое воспроизведение не может охватить полностью во всей мощности те объемно-пространственные представления, которые нам рисуются. Реальное воспроизведение архитектурных представлений бывает значительно глубже, полнее и богаче, чем первоисточник его — представление. Так что, оформление архитектурных фантазий только отчасти восполняет собою задачи отображения. Мы можем получить и такое архитектурное воспроизведение, которое резко отличается от начального представления; это последнее, в этом случае, является как бы некоторым возбудителем. Таким образом, ясное оформление архитектурных фантазий служит основой последующих работ.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: