Смысл конструктивизма

В своей вступительной статье к книге Якова Чернихова «Конструкция архитектурных и машинных форм» искусствовед Э.Ф. Голлербах писал о том, что на момент 1930-х годов в Советском Союзе не было ни одного исследования, специально посвященного вопросам конструктивизма. По его словам, не было даже очерка, который бы разъяснял само это понятие и ход его развития. В то время о конструктивизме «говорили бегло и маловразумительно», указывая лишь на то, что конструктивизм основывается на принципах механического и геометрического взаимоотношений материалов и их форм. Голлербах утверждал, что о таком явлении не следует писать историкам искусства или художественным критикам, лишь инженеры, практики, способны уничтожить туманные и расплывчатые определения. В связи с этим, книга Чернихова представляет собой результат четкого, временами спорного, изложения основ конструктивизма. TATLIN публикует небольшой отрывок из этого труда, представляющий собой своеобразный слепок времени и мысли первой трети XX века, и уникальную графику Чернихова — его архитектурные фантазии.

Смысл конструктивизма таится в сути всех конкретных начал, которые он обслуживает. Сама по себе конструкция может существовать и без обязательной оправданности ее применения, но тогда ценность ее понижается, и ее удельный вес становится небольшим в сравнении с действительной ее значимостью. Совершенно другую картину мы наблюдаем в том случае, когда видим не только тесное объединение объема и конструкции, но рациональный смысл этой связи. Разве у нас не «открываются глаза» в том случае, когда мы в едином цельном куске-теле обнаруживаем признаки конструктивизма? 

Мы убеждаемся на столь простом примере в наличии «конструкции», как таковой. Данный простой объем делается, благодаря конструктивности, «осмысленным». Приведенный пример — самый простой. Во всех случаях конструирования сооружения можно усмотреть определенный смысл связи одного тела с другим. Можно предлагать много различных решений какой-нибудь части сооружения, они будут разниться между собою, но мы во всех случаях будем предлагать «конструктивное» решение. Это значит, что, создавая здание, мы будем решать его конструктивным путем.

Машина говорит сама за себя во всех случаях своего выявления. Машина не может быть не конструктивна, так как она воплощает в себе все виды и начала конструктивизма. Наилучшие примеры конструктивных начал и основ мы наблюдаем в машине и ее деталях. Но, помимо конструирования предметов тяжелых-компактных, существует еще конструкция мягких тел и поверхностей. К числу таких объектов следует отнести одежду человека. Смысл подобной конструкции зиждется в самой структуре одеяния и потребности в ней.

Если сейчас одежда человека не достигла совершенства, то это следует объяснить несовершенством самой жизни людей, многими экономическими и бытовыми недочетами.

В будущем человек окружит себя столь законченными предметами обихода и быта, что поневоле сосредоточит свое внимание на одеянии, вполне пригодном к самым различным функциям. Постепенно происходят уже теперь сдвиги в этом направлении, хотя бы в вопросах физкультуры.

Самый смысл конструктивизма во всех случаях заключается в том, что он создает впечатление необходимости увязки одного элемента с другим. Наблюдая функциональную зависимость ряда объектов между собою и оправдывая эту зависимость, мы, тем самым, утверждаем тот конструктивный рационализм, к которому стремимся. Смысл конструктивизма таится также и в том, что он создает у нас убеждение в той устремленности обхвата, каким обладают некоторые предметы. В цепком сочленении и спаянности отдельных элементов между собою есть узаконение принципа сцепления. Когда одно тело внедряется в другое и, тем самым, порождает зависимость одной части от другой, то в совокупности их взаимодействия создается законченное произведение. 

Мы и тут обнаруживаем смысл, заключающийся в том, что коллективные объединения ряда элементов образуют одно определенное целое. В то время как отдельный элемент представляет собою нечто безличное в общей массе, группа конструктивно-объединенных элементов есть оформленная единица, т. е. определенное и целостное единство. Еще лучше мы убеждаемся в смысле конструктивизма, когда сталкиваемся с такими вопросами практического характера, где только конструктивным путем может быть решена та или иная задача. В сооружениях таких движущихся машин, как паровоз, аэроплан, автомобиль, пароход и пр., смысл всех конструктивно-спаянных частей свидетельствует об особой, строго рассчитанной комбинации всех элементов. И поскольку все осмысленно в таких машинах— постольку они логичны.

Самым интересным моментом является в конструктивизме его рациональность. Без этого свойства конструктивизм не мыслим. Соединение таких значительных и важных начал, как конструктивизм и рациональность, говорит об осмысленности рассматриваемого нами вопроса. Наконец, из простого наблюдения конструктивных предметов и сооружений ясно, что конструктивизм является необходимой потребностью и постоянной принадлежностью всего уклада нашей жизни и что без конструктивных начал немыслимо разрешить большинство вопросов техники и искусства.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: