Архитектура в журналах

Новая архитектура, появившаяся после первой мировой войны в Западной Европе и после революции 1917 года в России, представлена тремя составляющими: проектами, часто нереализованными, сооружениями и публикациями, среди которых важное место занимают журналы, поскольку их хождение является важнейшим фактором передачи опыта ограниченного количества городов всей стране и отражения этих поисков по ту сторону государственных границ. Однако на европейской сцене по-прежнему господствуют периодические издания, связанные с профессиональными организациями, по большей части консервативными, которые противятся более смелым публикациям. 

Господствующий в Лондоне журнал The Architectural Review не идет навстречу новым идеям до 1930 годов. В Париже центральное положение журналов L’Architecture и La Consctruction moderne, почти не пошатнувшееся с появлением L’Architecture vivante Жана Бадовичи в 1923 году, будет поставлено под сомнение только с возникновением L’Architecture d’aujourd’hui Андрэ Блока в 1930-м. В Нидердландах журнал Теодора Хендрика Видевельда Wendingen противостоит между 1918 и 1933 годами официальному изданию Bouwkundig Weekblad. В Италии официальный журнал Architettura с 1928 года находится в конфронтации с двумя миланскими журналами: Domus Джио Понти и La Casa Bella Гвидо Марангони. Наиболее разнообразна картина в Германии, где соседствуют и противостоят консерваторы из Moderne Bauformen, модернисты из Bauwelt и Wasmuth’s Monatshefte für Baukunst, у которых Вернер Хегеманн печатается с избирательной критикой «нового строительства». 

Обложка журнала “Das neue Frankfurt”, сентябрь 1930

Возникший почти одновременно с «СА», франкфуртский журнал Das Neue Frankfurt, выходящий в те же годы, c 1926 по 1930, является для его сотрудников, возглавляемых Эрнстом Маем, прежде всего органом пропаганды, а Material zur elementaren Gestaltung остается с 1923 по 1926 годы берлинским мятежным изданием.3 Но именно у западных соседей СССР появляются наиболее интересные с точки зрения графики журналы, чья эстетическая программа также наиболее близка программе конструктивистов: это журнал Stavba, выходящий в Праге с 1922 года, и Blok, выходящий в Варшаве с 1924 по 1926 годы. Эти журналы без особого труда появляются в советской России, где цензура в период Новой экономической политики отнюдь не свирепствует. Журнал L’Esprit Nouveau, издававшийся Ле Корбюзье и Амеде Озанфаном, имеет в России своих подписчиков, как свидетельствует журнальная картотека, сохранившаяся в архиве архитектора.

Обложки шести выпусков журнала “L’Esprit Nouveau

Что касается советских изданий, пейзаж архитектурных журналов довольно разнообразен с момента их появления в 1924 году, после семилетнего запрета во время гражданской войны и неуверенности первых лет НЭПа. Ведущий журнал царского периода, еженедельник «Зодчий», издававшийся с января 1872 года Петербургским обществом архитекторов, прекращает свое существование в декабре 1917 года, а попытка Ленинградского общества архитекторов возродить его с помощью представительного редакционного комитета закончилась выходом единственного номера в 1924 году. Оглядываясь назад, замечаешь, сколько патетики в его редакционной статье «Новые пути», где заявляется, что «Зодчий» должен стать тем рулевым, которым был в прежние времена, и направить ненадежную лодку нашего русского конструктора к новым берегам, где не будет ни мелей, ни рифов.

Со своей стороны, Московское архитектурное общество (МАО), чья роль стала определяющей в профессии с переносом столицы в Москву, выпускает в 1923 году журнал «Архитектура», пять номеров которого были объединены в два тома и изданы. У него более новаторские устремления, хотя исходят они от редакционного комитета, в составе которого люди, получившие признание до 1914 года, как, например, эклектический архитектор Алексей Щусев или урбанист Владимир Семенов. 

Выпуск журнала находится в руках молодого архитектора Моисея Гинзбурга, который вместе с Леонидом Весниным и Эдгаром Норветом составляют редакционную коллегию. Обложка придумана конструктивистом Алексеем Весниным. 

Щусев от имени МАО дает несколько напыщенную интерпретацию профессиональной ответственности на новом этапе, подводя трагический итог предреволюционной ситуации: «Выявить свое лицо и идеал зодчий тогда не мог. Развивался эстецизм в ущерб рационализму и логике. [...] Архитекторы должны создать образцовые жилище для рабочего и крестьянина; оздоровить города и поселки; должны вдохнуть живительный дух мощи и силы в монументальное зодчество, сделать достижения техники орудием для обновления форм зодчества».

Обложка и разворот журнала “ Vers une architecture

«Архитектура» намеревается трактовать философские вопросы архитектуры в самом широком смысле, вплоть до элементов структуры и конструкции, и пытается обнародовать в России, многие годы отрезанной от мира, материалы о современном положении дел в Англии и Германии. Гинзбург откровенно вдохновляется статьями, опубликованными Ле Корбюзье в L’Esprit nouveau, а затем в Vers une architecture в 1923 году, намечая в своем журнале главы, вошедшие потом в труд «Стиль и Эпоха», который в 1924 году станет первой настоящей теоретической платформой архитектурного конструктивизма. «Архитектура» также публикует проекты, представленные на московских архитектурных конкурсах, темы которых: ансамбль жилых домов для рабочих и Дворец труда, — вскрывая, таким образом, новую архитектурную проблематику. Но профессиональные организации, чья роль только уменьшается, не в состоянии осуществить эти проекты и довольствуются публикацией «Ежегодников», дающих возможность ощутить динамику профессиональной активности. МАО опубликует два таких ежегодника, в 1928 и 1930 годах, а Ленинградское общество архитекторов-художников опубликует то же количество ежегодников в 1927 и 1930 годах, прежде чем его поглотит местный филиал Союза архитекторов.  

Новые органы советской власти создают два журнала, чье существование окажется самым долгим. В 1923 году Госстрой, государственный орган, отвечающий за строительство, вместе со строительным профсоюзом начинает издавать ежемесячник «Строительная промышленность». Руководит журналом Николай Богданов, пылкий защитник тейлоризма в строительстве. Изначально ориентированный на строителей и производственников, журнал публикует материалы по технике и экономике, при этом не сбрасывая со счетов архитектуру, и следит за техническими и архитектурными новинками Запада. Редакция заявляет о своей убежденности в том, «что русского технического прогресса будет недостаточно, если наша техническая мысль не будет взаимодействовать с достижениями западной Европы и Америки» и полагает, «что особенно важно уделять внимание международному разделу и знакомить читателей с зарубежными новинками». Архитектурная часть ощутимо разрастается на страницах журнала между 1925 и 1930 годами в ущерб чисто техническим темам. Журнал открывает свои страницы многим современным архитекторам, чаще всего членам АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов). Так, Эль Лисицкий публикует в нем свои основополагающие статьи о бетонной архитектуре и статьи против Ле Корбюзье.

Московский горсовет в 1924 году начинает издавать «Строительство Москвы» — журнал, посвященный экономике и урбанистической технике, а также столичной архитектуре. Посредством изображений и фотографий, прославившихся благодаря поразительным композициям, он обращается к «московским рабочим и крестьянам Московской губернии», чтобы дать им «самую полную картину строящейся Москвы». В 20-е годы «Строительство Москвы» регулярно публикует результаты конкурсов, благодаря которым московская архитектура постепенно начинает склоняться к современным взглядам.

До 1926 года ни одному журналу, стоящему на позициях авангарда в сфере строительства, выпускаемому отдельными людьми или обособленными группами, не удается долго просуществовать. Журнал «Вещь», издаваемый в Берлине Ильей Эренбургом и Эль Лисицким, вышел всего два раза.

Обложка журнала «Вещь», разработанная Эль Лисицким

Тексты и иллюстрации, заимствованные из L’Esprit Nouveau Амеде Озанфана и Ле Корбюзье, занимают в нем почти половину страниц. В журнале очевидно преобладают западные материалы, хотя важные вехи советского искусства, такие как выставка ОБМОХУ (Общество молодых художников) 1921 года, где впервые проявилось основное ядро конструктивистов, также находят в нем визуальное отражение.

Лисицкий — один из авторов единственного номера «Известий АСНОВА», изданных в 1926 году Ассоциацией новых архитекторов, созданной тремя годами ранее. Напечатанные на восьми страницах в газетном формате, «Известия» можно назвать скорее листком, составленным Лисицким и признанным мэтром ассоциации Николаем Ладовским. «Известия» заявляли, что среди их зарубежных корреспондентов числятся Адольф Бене, Ле Корбюзье, Март Стам и Карел Тейге. Листок публиковал проекты студентов ВХУТЕМАСа и ряд рассуждений о небоскребах, теоретических у Ладовского и более конкретных у Лисицкого, который предлагал свои Wolkenbügel (небоскребы) из бетона для застройки центра Москвы. Благодаря работе Лисицкого над печатью и монтажом иллюстраций, главным достоинством «Известий АСНОВА» стала визуальность.

 Разворот журнала «СА»

В это же самое время Объединение современных архитекторов (ОСА), организация, созданная конструктивистами в пику АСНОВА, начинает издавать собственный журнал — «Современная архитектура», который появляется в среде, где господствуют «официальные» журналы. Ядро основателей ОСА включает два поколения архитекторов. В основу программы Объединения легла деятельность Александра Веснина в Институте художественной культуры, или ИНХУКе, где он сошелся в 1921 году с рабочей группой объективистов и с группой Гинзбурга, но организация с самого начала включает и большое число студентов ВХУТЕМАСа.

Статья из этой книги:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: