Двенадцать советов молодому архитектору

Феликса Новикова можно по праву считать живым классиком советской архитектуры. Будучи одним из ведущих архитекторов в СССР (автор московского Дворца пионеров, вестибюлей многих станций Московского Метрополитена, архитектурных комплексов города Зеленограда и посольства СССР в Мавритании и еще десятков объектов), сейчас он живет в Рочестере (США) и пишет книги. В 2010 году издательство TATLIN выпустило двухтомник статей и различных записок («Дело жизни» и «Между делом») авторства Феликса Ароновича, однако на этом дружба и сотрудничество с архитектором не закончились, и спустя семь лет вышла третья книга Мастера «По сусекам архива и памяти». В каждой строке воспоминаний содержится дух эпохи, тревоги и заботы тех лет. Однако помимо различных эпизодов жизни и творчества, Феликс Новиков также пишет о вещах вне времени, которые не потеряют своей актуальности и через несколько десятилетий — «Двенадцать советов молодому архитектору» тому пример.

Архитектор — прежде всего режиссер социальных действий и только затем создатель предназначенных для них форм. Проектируя здание, квартал, город, не забывай, что ты проектируешь жизнь.


Помни, что примитивизм композиционного мышления не скроешь богатством декора. Претенциозная форма при дурно решенной функции есть архитектурное фанфаронство, а суета форм демонстрирует провинциализм.


Главное содержание новаторского эксперимента в сокрушении устоявшихся догм и стереотипов. Творческий процесс при этом доставляет автору особое удовольствие. Однако стремись к тому, чтобы удовольствие досталось и людям, которым адресован эксперимент.


Не следуй моде! Иногда полезно посмотреть на то, что делают другие, и поступить решительно противоположным образом.


Архитектуру создают оптимисты. Пределы свободы творчества каждый определяет для себя сам. На большее посмевший большего и достигнет. Иногда слышатся упреки в адрес архитектора — будто бы он творит во имя собственной славы, побуждаемый эгоизмом творческой личности, строящей на общественные средства памятники себе. Не оспаривай это утверждение. Мы же знаем, что в числе мастеров архитектуры есть великие эгоисты. Их имена — гордость человечества, а плоды творчества — бесценное его богатство.   


В процессе проектирования полезно подумать о том, по какому маршруту проведешь своих коллег, когда будешь показывать им завершенный объект. Мы ведь не в последнюю очередь проектируем и строим друг для друга.


Имей ввиду, что высшее достоинство архитектурного сооружения — киногеничность (способность демонстрировать себя непрерывным рядом точек). Как извне, так и изнутри.


Пусть не пристанет к тебе «синдром Баженова» (профессиональное заболевание, выражающееся в стремлении к сносу любой постройки в целях замены ее своей).


В решении каждой задачи надобно искать развитие изначальной закономерности, заложенной в композиции. В разработке каждой частности, каждой детали.


Не завидуй успеху коллеги. Способность порадоваться за него сделает тебя счастливым. Заодно обретешь благодарного друга.


Профессиональное мастерство зодчего проявляется в четком понимании социального смысла задачи, в ясности композиционного мышления, в точном восприятии содержания среды, в логическом построении функции, в единстве стиля в создании мира форм, от общего к частному демонстрирующего цельность художественной концепции. К этому надо стремиться.


И, наконец, последнее и самое главное. Не забывай, что призвание архитектора в том, чтобы одухотворять материальный мир, который создает для себя человечество. Остальное оно может сделать и без нас.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: