«Дальше — больше»

Первый фестиваль «Арт-Овраг» прошел в небольшом городе Выкса Нижегородской области в 2011 году, и, начиная с этого момента, он продолжает проводиться каждый год. Ориентируясь на успешный опыт развития малых европейских городов, организаторы реализуют различные художественные проекты, проводят программы по благоустройству набережных и дворов, организуют мастерские и конкурсы, привлекая к участию местных жителей. TATLIN поговорил с Юлией Бычковой и Антоном Кочуркиным, кураторами «Арт-Оврага», которые уже больше 10 лет проводят фестиваль «Архстояние», о том, каким образом эти программы влияют на развитие инфраструктуры Выксы, что изменилось со времени проведения первого фестиваля и чего стоит ожидать от «Арт-Оврага-2017».

Каким образом ведется подготовка к фестивалю? Насколько заранее вы начинаете продумывать сценарий на следующий год?

Антон Кочуркин (А.К.) Программу фестиваля мы начали продумывать за год. В сентябре 2016 года мы вместе с инициаторами фестиваля, фондом ОМК-Участие, провели стратегическую сессию, на которую пригласили урбанистов, социологов, архитекторов, администрацию города Выкса, местных жителей, представителей арт-рынка с целью формирования идей и создания инструментов для работы с городским пространством. Еще в августе прошлого года, когда мы приехали в Выксу, стало ясно, что фестиваль пока не является инструментом для формирования городского пространства, кроме того было заметно, что часто инициатива фонда и кураторов фестиваля не достигает целей. 

Далеко не все жители понимают искусство, которое предлагал фестиваль. Именно потому мы решили в 2017 году не делать фундаментальных вещей, но попытались разобраться с процессами и инструментарием фестиваля как мощного движка по развитию города и созданию сети нового уровня коммуникаций в городе.

Начиная с 2011 года фестиваль проводится ежегодно, каждый раз подбирается новая тема, вокруг которой и строится основная концепция. В этом году тема фестиваля — «Акватория». Скажите, как происходит процесс тематического выбора? Не боитесь ли вы того, что круг тем, непосредственно связанных с вопросами территории, рано или поздно исчерпает себя?

А.К. Тема фестиваля для меня — это производное, полученное в результате исследования городских проблем и в особенности исследования городских пространств. Мало кто знает, что в этом промышленном городе есть красивейшие пруды, есть пляжи, есть не активированное общественное пространство с огромным потенциалом для отдыха горожан и туристов. Кроме того, идея не строить ничего фундаментального, а сначала добиться синергии между городом, заводом и населением натолкнула на идею создать только временные объекты, интерактивные, попробовать представить искусство в доступном формате. Таким образом, арт-объекты уходят из парка в пруд и становятся плотами — своеобразным дрейфующим парком со своим буфетом (плот-парадокс), беседкой под луной (плот-луна), поп-скульптурой (плот-прищепка), плавающей скейтрампой (сообщества местных скейтеров) и садом (плот французского художника Жана-Филипп Пуаре-Виля).

Плот «Луна», автор проекта: Леонид Тишков 

Темы, связанные с вопросами территории, неисчерпаемы, они не могут закончиться, потому что вместе с территорией развиваются сообщества, и, наоборот, с сообществами развивается город. Это как в китайской пословице — «невозможно войти в одну и ту же реку дважды». Мы видим свои задачи в комплексной работе с городом через фестиваль, и именно поэтому мы инициировали масштабные городские исследования, чтобы выявить действительные дефициты и задать направления роста городского пространства.

Как изменилась программа в сравнении с прошлой? Какие новые активности включены?

А.К. Фестиваль для нас — это не развлечение, это презентация процессов по развитию городской среды. Фестиваль начался уже больше половины года назад, когда мы пригласили к диалогу городских стейкхолдеров. Дальше — больше. В январе мы запустили конкурс среди местных жителей на «плот мечты», в феврале — образовательную программу, в марте — городские исследования, в апреле — театральные репетиции и спортивные тренировки. Все эти программы исследуют разные потенциалы, а промежуточные итоги мы сможем представить на фестивале.  

Расскажите, как за семь лет проведения «Арт-Оврага» изменилась активность выксунцев, их отношение к программе проводимых мероприятий? Чем вы особенно довольны, а что хотели бы по-прежнему изменить, на какие процессы повлиять?

Юлия Бычкова (Ю.Б.) Фестивалю уже 6 лет и динамика развития отношений «город-фестиваль» была в разные годы разная. Что точно произошло в последние годы — выксунцы начали принимать программы фестиваля, так как они стали понятны и артикулированы. Программа «Арт-двор», «Арт-кухня», «Спорт» — это нужные и понятные механизмы, которые привносят новые смыслы, поддерживая такие базовые запросы горожан, как среда, здоровье и зрелище. 

Кулинарный мастер-класс, 2016 год

Мы хотим придать большую фундаментальность программе «Арт-дворов», у которой явно не был проработан правовой вопрос: кому принадлежат результаты реконструкции, кто отвечает за поддержку этих новых пространств в хорошем качестве и прочие. Также мы вышли за пределы трехдневной программы фестиваля и внедрили несколько круглогодичных программ — арт-резиденцию и образовательную программу.

Безусловно, фестиваль является одним из толчков для формирования культурной политики города. Можете ли вы сказать, что теперь выксунцы реализуют свой творческий потенциал самостоятельно, без влияния и помощи со стороны?

Ю.Б. Этот процесс только начался. И этому предшествовала большая 6-летняя работа фонда ОМК-участие и администрации города. Сейчас люди уже готовы включаться в создание фестиваля и быть активными участниками. В каждую нашу программу «на земле» мы стараемся включать жителя Выксы: среди основных участников — мэтров архитектуры и искусства — есть житель Выксы Катя Кулева, победившая в конкурсе «Плот мечты». 

Плот «Летающая прищепка», автор проекта: Екатерина Кулева 

Координатор арт-резиденции тоже из Выксы. За время работы над фестивалем у нас появилась большая карта партнеров-представителей местных малого и крупного бизнеса Выксы. Мы как спрут — проникаем культурой везде.

Расскажите подробнее о новой программе арт-резиденций: будет ли она работать только один год, какие результаты вы ожидаете, отличается ли она от других известных арт-резиденций в России?

Ю.Б. Работа арт-резиденции уже началась. Иван Горшков, Александр Вилкин и Виктория Бегальская стали нашими первыми резидентами. Целей здесь много: одна из них состоит в перезапуске фестиваля «Арт-Овраг» в направлении комплексного развития Выксы и культивирования дружественной среды для создания и поддержания современных течений искусства в городе.

Появление новой профессиональной арт-резиденции отвечает потребностям современных художников путешествовать и исследовать новые места. 

Однако главный акцент в работе резиденции остается на задачах художника и максимальной поддержке в реализации задуманных ими проектов. Так же нам важно начать формировать коллекцию современного искусства местного краеведческого музея. Что, несомненно, станет капиталом для компании ОМК, города и горожан.

Известно, что для понимания того, каких объектов и событий не хватает жителям, была создана анкета горожанина. Скажите, какие результаты были получены? Насколько они оказались предсказуемыми?

А.К. Исследование показало наличие сильной монокультуры, не характерной для больших городов. Среди явлений, наделяемых горожанами большими смыслами, оказались выбивалки для ковров, сараи, скамейки как в Парке Горького и много чего еще. Самое важное, что мы смогли увидеть, это действительные потребности городских дворовых сообществ. Итогом этого исследования на фестивале станет дюжина дворовых концепций, созданных не архитекторами, а местными жителями, обученными нами в команде с Центром прикладной урбанистки. 

Качели у пруда «Лебединка», Артем Черников и «Проектная группа 8» при поддержке Оскара Мамлеева. Авторы: Артель архитекторов, 2016 год 

А в некоторых наиболее активных дворах пройдут городские мастерские, в результате которых будут выработаны нужные незаменимые элементы дворов, по которым часто ностальгируют местные жители. Важно, что эти концепции послужат основанием для грантов последующих лет на развитие дворов и создание биеннале «полезного искусства», которую мы планируем провести в Выксе в 2018 году.  

Подписка на журнал
Получите электронную версию книги бесплатно
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: