Между небом и землей

    • Типология
      Офисное здание
    • Место
      Россия, Москва, Международное шоссе, деревня Мелькисарово, САО
    • Год
      2009
    • Общая площадь
      35 530 м²
    • Генпроектировщик
      ТПО «Резерв»
    • Дизайн интерьеров
      Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

Здание «Аэрофлота» — это еще один объект в довольно длинном списке построек Владимира Плоткина и ТПО «Резерв». В их портфолио есть суд, офисные центры, жилые комплексы, торговый центр, теперь появилось здание — лицо авиакомпании. Проект офиса «Аэрофлота» предполагал сооружение двух шестиэтажных корпусов, расположенных параллельно друг другу и вытянутых вдоль Международного шоссе. Вся пресса с первых строк первых же статей стала сравнивать это здание и его разнесенные консоли с крыльями самолета, лайнера и, конечно же, с эмблемой компании «Аэрофлот» — там «окрыленные» серп и молот. Здание, несомненно, имеет некое сходство и с эмблемой компании «Аэрофлот», для которой оно, собственно, и строилось, и с крыльями самолета или крыльями птицы, и с воображаемым полетом, и даже с катамараном, стоящим у реки.

В 2002 году, то есть за три года до начала проектирования, компания «Аэрофлот» собиралась вовсе избавиться от своей старой эмблемы (преимущественно из-за тех же серпа и молота). Теперь это здание стало доказательством того, что эмблема компании до сих пор актуальна и через эту постройку стала более современной.

Идея сделать здание компании напоминающим эмблему и отсылающим к теме полета родилась не сразу. Компании «Аэрофлот» нужен был офис, было место, но какой-то определенной художественной цели, определенного желания относительно стиля или образа заказчики не имели. Придя к архитектору, представители компании предложили ему создать несколько эскизов, а они уж выберут из них один вариант на свое усмотрение. На первом этапе работы было создано примерно пять эскизов. Установки были такие: здание должно быть не более семи этажей (оно, напомним, находится в зоне аэропорта) и должно иметь большой атриум. Окончательным стал вариант с углами крыльев, направленных в разные стороны. Здание вытянулось вдоль шоссе и теперь подчеркивает равнозначность движения, как в город, так и из него.

Владимир Плоткинархитектор, ТПО «Резерв»«Все сравнивают комплекс с известной эмблемой компании “Аэрофлот” в виде распростертых крыльев. Если честно, с самого начала она не была прообразом здания. Форма крыльев пришла на ум как-то сразу, сама по себе, — на мой взгляд, такой образ наиболее адекватен для штаб-квартиры главного авиаперевозчика страны. То есть мое решение было чистой импровизацией. Так совпало. И уже потом, на одном из совещаний, я обратил внимание на очевидное сходство логотипа с фасадом и предложил руководству на этом остановиться. Так и сделали». 

Здание образует симметричный ансамбль. Он состоит из двух крыльев — корпусов, вытянувшихся вдоль Международного шоссе, один почти вплотную к трассе, другой чуть поодаль. Слово «крыло» в данном случае почти буквально: каждый корпус с одного торца заканчивается острым, вздернутым кверху носом. Однако здесь плоская эмблема превратилась в трехмерный объем: одинаковые корпуса развернуты под углом 180 градусов друг к другу, так, что нос-крыло у одного из них смотрит на Шереметьево, а у другого — на Москву.

Внутри офисные помещения расположены вокруг главного вестибюля-атриума и связаны между собой переходами. Интерьеры VIP-зоны проектировала «Архитектурная мастерская Сергея Эстрина». По словам этого архитектора, они старались создать образ, отвечающий идеологии компании.  

Атриум просторен, высок и наполнен рассеянным светом, отраженным светлой облицовкой стен. Большой и почти кубический объем по периметру окружен узкими балконами, диагональными террасами с завораживающим блеском ламп под ними, блестящими алюминиевыми лифтами, а по центру расположился квадратный бассейн с фонтанами. Внутреннее пространство атриума выглядит антитезой внешней летящей динамике: оно спокойное, уравновешенное, защищенное в своей светлой оболочке.

Стены и крыша атриума полностью остеклены. Этот прием «впускает» в здание «Аэрофлота» огромное количество света, он заполняет все стеклянное пространство, от этого оно становится еще более легким и прозрачным, воздушным. Помимо них, комплекс имеет различные зоны отдыха — начиная от многосветного атриума, что находится в главном вестибюле и озелененном участке кровли над кабинетом дирекции, и заканчивая универсальным двусветным залом.

Эта воздушность лишь визуальна. По своей конструкции это здание — очень сложное техническое сооружение. Из-за вынесенных консолей получается, что верхний этаж длиннее первого на 20 метров и ни на что фактически не опирается, а парит в воздухе.

В наклонных зонах в торцах расположены переговорные и VIP-зоны, а кабинет директора компании предполагается разместить в самом уголке «крыла», направленного на аэропорт «Шереметьево». Острые «носы» добавляют динамики, а легкие переломы фасадных поверхностей — намек на «движение» крыльев.

Здание «Аэрофлота» пополнило московскую копилку настоящей современной архитектуры. В нем можно рассмотреть ясный, светлый и чистый образ. Образ понятен и именно в своей доступности он становится настоящим воплощением архитектурной мысли. В этом образе важны не только общие формы постройки, но и отдельные детали. Детали эти очень минималистичны, почти аскетичны, и именно в этом аскетизме их успех. Авторы не пытаются отойти от логотипа. Наоборот, парящее над шоссе здание показывает, что в нем находится офис крупнейшей компании — воздушного перевозчика, и его крылья, готовые к взлету, символизируют успех этой компании. Это правильный маркетинговый ход, а новое здание «Аэрофлота» само по себе стало обновленной эмблемой компании. И его чистая форма только подчеркивает современность и «неустареваемость», многоликость и, главное, принадлежность и небу и земле самой марки.

Сергей Эстринархитектор«Внешняя конструкция здания и его расположение натолкнули нас на образ “птицы-тройки”. Нам удалось создать именно тот выразительный образ, который позволил избежать буквальных ассоциаций и в то же время отразить цели, амбиции и задачи компании в ограниченном пространстве. Специально для реализации этой идеи мы адаптировали и сконструировали специальные светильники на светодиодах, которые были очень легкими и позволили создать огромную композицию, выполнявшую как внешнюю функцию — обращения к проезжающим по шоссе и приходящим посетителям, так и внутреннюю — работая как огромный медиаэкран».
Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: