Вдоль путей самарских городских железных дорог

Мы публикуем один из маршрутов путеводителя по архитектуре Самары 1920–1940-х, который начинается с объектов, принадлежавших одному из старейших ведомств города — Самарским городским железным дорогам, и заканчивается Домом социалистического сельского хозяйства и «Первомайскими корпусами» архитектора Г. Я. Вольфензона.

Непосредственным предшественником электрического трамвая была конка — городская железная дорога, вагоны которой приводились в движение лошадьми. В Самаре такие трамваи появились в 1895 году.

В мае 1909 года Государственной думой было принято предложение об объявлении конкурса на составление проектов постройки трамвая. Было ассигновано 10 000 рублей на выдачу премий проектантам. Победил проект инженера из Санкт-Петербурга П. А. Суткевича под названием «Лучше поздно, чем никогда». Вскоре Суткевич встал во главе трамвайной комиссии, которая развернула деятельность по реализации идеи строительства трамвая. Весной 1914 года Суткевич приступил к постройке линий трамвайного парка. В 1915 году Коломенский машиностроительный завод получил заказ на поставку вагонов. 12 февраля 1915 года состоялось торжественное открытие Самарского трамвая. Первая поездка проходила по маршруту: Городское трамвайное депо — площадь Революции. На маршрут вышло пять вагонов, первый из них вёл лично Суткевич.

К 1920-м годам в Самаре было открыто уже 5 трамвайных маршрутов. Началом первого был Железнодорожный посёлок (район сегодняшней Верхней Полевой улицы). Оттуда трамвай шёл по улицам Арцыбушевской, Красноармейской до Хлебной площади. Второй маршрут запустили от Трубочного завода до площади Революции. Третий: от железнодорожного вокзала до той же площади Революции. Четвёртый ходил от бывшего изолятора (сегодня — общежитие Медуниверситета) до улицы Венцека. И, наконец, пятый — от угла Садовой и Полевой до Постникова Оврага и по 4-ой Просеке.

В апреле 1931 года Городское трамвайное хозяйство было переименовано в Самарские городские железные дороги (СГЖД). В июле 1933 года при СГЖД создан учебный комбинат, ранее специалистов для трамвайного хозяйства готовил Московский трамвайный техникум. В конце 1938 года на углу улиц Мичурина и Полевой было завершено строительство по проекту П. А. Щербачёва первой очереди культжилкомбината для работников КГЖД (Куйбышевские городские железные дороги). Квартиры в нём получили 319 семей. Вторая очередь (архитекторы А. Л. Каневский, В. Н. Бузин) введена в строй в 1940 году.

В начале 1930-х годов на месте бывшего парка конной железной дороги, находившегося в границах улиц Первомайской, Ново-Садовой, Молодогвардейской и Ново-Кооперативной, был построен жилой комплекс так называемых «Первомайских корпусов» московского архитектора Г. Я. Вольфензона. Здесь же начала строиться новая площадь Социалистического сельского хозяйства (ССХ), определившая новый градостроительный масштаб социалистического Куйбышева.

Культурно-жилищный комбинат Самарской городской железной дороги, 1932 год

ул. Больничная, д. 1, архитектор П. А. Щербачёв

Согласно проекту в состав культурно-жилищного комбината должны были войти театр, столовая и жилые корпуса. Этажность зданий варьировалась от одного до четырёх. Объёмно-пространственная структура комплекса отличалась оригинальностью и острым композиционным решением, продолжавшим традиции лучших построек конструктивистского периода творчества автора.

Проект культурно-жилищного комбината СГЖД, фасады и аксонометрия, чертежи 1930-х

В оформлении фасадов применены ленточное остекление, прямоугольные, квадратные и круглые окна, навесы и балконы. Проект был реализован частично. Клуб ориентирован главным входом на улицу Больничную, которая сегодня утратила своё значение как городская улица. Таким образом, клубная часть оказалась обращённой внутрь квартала. Часть комплекса, выходившая на улицу Полевую, не построена. Сначала возвели Г-образную 5-секционную жилую часть высотой 3 этажа. Затем в процессе реконструкции второй очереди был надстроен 4-й этаж с арочными окнами, застроены пустоты в выступающих объёмах угловой части, цилиндр лестничного блока в третьей секции превращён в комнаты.

Был реализован 2-этажный общественный блок, соединяющий театральную часть и жилой корпус, выходящий на Полевую. Следы реконструкции и случайное примыкание этих объёмов говорят о том, что по первоначальному проекту была реализована только 2-этажная часть, 5-этажный жилой дом был построен уже в послевоенное время.

Процесс строительства 1930-х годов

Ещё один 4-этажный жилой корпус реализован не был, по всей видимости, из-за изменившихся границ застройки и недостаточного места внутри двора. Главный вход в общественную часть комбината остался неосуществлённым, и его функцию принял на себя второстепенный вход в театральную часть с большим и малым зрительными залами, вестибюльной группой и кружковыми комнатами.

Жилой дом трампарка, 1938 год

ул. Полевая, д. 88, архитекторы А. Л. Каневский, В. Н. Бузин

3-я очередь строительства — углового здания, была связана с именами архитекторов А. Л. Каневского и В. Н. Бузина, задачей которых было развить существующее решение и оформление улицы Полевой.

Вид с ул. Полевой, фото 2017 года

В музее Трамвайно-тролейбусного управления хранится фотография, датированная 1935 годом, на которой запечатлено окончание строительства этой части комплекса. Мы видим, что архитекторы умело акцентировали угол 5-этажным объёмом, завершив его ярусом арочных окон, продолжающим архитектурную тему верхнего этажа существующего жилого дома, соединив его с новым 4-этажным жилым домом. При этом авторы приняли существующие горизонтальные членения как отправные и, поддержав их, предложили решение своей части комплекса. Окончательно квартал был достроен в результате возведения жилого дома во время 4-й очереди строительства после Великой Отечественной войны.

Жилые дома, 1930-е гг.

ул. Полевая, д. 68, 68а, 70, архитекторы неизвестны

Появление этого квартала на городском плане объясняется наличием свободной территории за пределами исторически сложившейся застройки.

Вид с ул. Полевой, фото 2017 года

Двухъярусная структура застройки по улице Полевой говорит о первоначальном строительстве трёх 3-этажных зданий и их последующей надстройке до пяти этажей. На дворовых фасадах чётко выявляется нижний, более ранний ярус, который завершается карнизными тягами, и верхний, двухэтажный надстрой с оконными проёмами лестниц других очертаний. Кроме того, в местах нарушения штукатурного слоя видно, что нижний ярус зданий построен из красного кирпича, а верхний — из силикатного. Можно сделать вывод о том, что три здания в три этажа были построены на рубеже 1920–1930-х годов, а верхний ярус позже. Этот вывод подтверждает принятую в тот период концепцию поэтапного строительства зданий за счёт надстроев.

Дом социалистического сельского хозяйства, 1933

ул. Ново-Садовая, д. 3, архитектор П. А. Щербачёв

В формировании Площади Социалистического сельского хозяйства важная роль принадлежит архитектору П. А. Щербачёву. В 1933 году на пересечении улиц Ново-Садовой, Полевой и Первомайской по его проекту строится здание Дома сельского хозяйства.

Здание было запроектировано как многофункциональный комплекс для работников аппарата управления сельского хозяйства, организации «Средволгстроя» и ведомственных проектных организаций. Кроме центрального административно-производственного 7–8-этажного корпуса с 9–10-этажной центральной частью, предусматривалось строительство 2–4-этажного общественного здания, которое было связано с главным зданием галереей. В нём должны были разместиться библиотека, выставочный зал и столовая. На 9 и 10-м этажах центрального объёма находились метеостанция и астрономическая обсерватория. Во дворе проектировался Т-образный жилой корпус и гостиница. Развитая объёмно-пространственная композиция завершалась клубно-театральным блоком со стороны Полевого спуска. Было разработано два разных по конфигурации варианта клуба. Один был прямоугольным в плане с ярко выраженными объёмами зрительного зала и сценической коробки. Во втором клуб имел веерообразную в плане форму с выраженными объёмами фойе и лестничных клеток. Фасады имели вертикальные членения, контрастировавшие с плоскостями из стекла и открытыми балконами. Архитектор применил богатый арсенал композиционных средств — круглые окна, мачты, тросы, козырьки. Активная объёмно-пространственная композиция комплекса дополнялась смелым цветовым решением. Однако, в связи с катастрофической нехваткой средств, клубный блок так и не был построен.

Аксонометрия (вариант 1), чертеж 1930-х годов

Аксонометрия (вариант 2), чертеж 1930-х годов

Реализованный основной корпус состоит из трёх симметричных вертикальных блоков с отдельными входными узлами в виде вынесенных наружу стеклянных объёмов с горизонтальными козырьками. Вертикальные членения фасадов заменены на горизонтальные. Часы с названием комплекса не были установлены. Здание построено из кирпича с деревянными перекрытиями. В 1938 году архитектор разрабатывает несколько вариантов реконструкции комплекса в стиле советской классики. Он «одевает» конструктивистский фасад в классические «одежды». Первый этаж отделывает рустом, входы оформляет дорическими портиками, но этому замыслу не суждено было сбыться.

Общий вид, фото 1930-х

Жилой комплекс «Первомайские корпуса», 1927–1935 гг.

ул. Ново-Садовая, д. 8, кор. 2,3,4, ул. Первомайская, д. 24, архитектор Г. Я. Вольфензон

Вопрос о том, как и какие строить дома, с началом периода планового жилищного строительства становился всё более злободневным. Поэтому в середине 1927 года горисполком обратился в Московское архитектурное общество с просьбой объявить открытый Всесоюзный конкурс на составление проекта застройки группой жилых домов участка площадью 2,5 га на части территории бывшего парка конной железной дороги. Жюри конкурса возглавлял архитектор А. В. Щусев. Было подано 69 проектов из Москвы, Ленинграда, Самары и других городов. Победителями были признаны молодые архитекторы и инженеры из Москвы, но реализовать их замыслы в то время было трудно, и жюри предложило использовать более приемлемый для строительства проект сотрудника Мосгубжилстройтреста инженера-архитектора Г. Я. Вольфензона, удостоенного третьей премии. Известно, что Г. Я. Вольфензон (в соавторстве с С. Я. Айзиковичем) был автором первого построенного в стране дома-коммуны кооперативного товарищества «1-е Замоскворечье» на улице Лестева в районе Шаболовки в Москве, реализованного в 1925–1927-х годах.

Фрагменты фасадов, фото 2017 года

Так называемый жилой комплекс «Первомайские корпуса» находится в границах улиц Ново-Садовой, Первомайской и Ново-Кооперативной. Согласно проекту четыре дома разместились параллельно рельефу местности по принципу строчной застройки. По отношению к городским улицам здания расположены под углом, что обеспечило наилучшую ориентацию квартир по сторонам света. Корпуса обращены на юго-запад кухнями и гостиными, а на северо-восток — спальнями. Так как здания развёрнуты под углом к улице Ново-Садовой, образовался сквер, отделяющий жилую застройку от городского шума. Корпус, выходящий на улицы Ново-Садовую и Первомайскую, имеет Г-образную форму, что позволило организовать замкнутое дворовое пространство.

Большинство зданий комплекса представляли собой жилища секционного типа с изолированными квартирами, подключённые к инженерным сетям, но с печным отоплением. Перекрытия были деревянными. Неоштукатуренные плоскости стен из кирпича, угловые окна и простые по очертаниям оконные проёмы с двойным остеклением являются главными средствами архитектурной выразительности. Несмотря на динамичное планировочное решение, архитектура фасадов зданий симметрична. Ось симметрии выявлена пилястрами и прямоугольным фронтоном. С одного фасада, со стороны спален, здания имеют сильно выступающие балконы. Другой фасад, со стороны гостиных и кухонь с санузлами, абсолютно плоский. При этом здания стоят попарно и обращены друг к другу однотипными фасадами, образуя разные по функциональному использованию пространства дворов. Один хозяйственный, с сараями для дров, другой — жилой. Выходы из подъездов запроектированы двухсторонними, что позволяло жильцам свободно пользоваться разными по назначению дворами по необходимости. Крыши домов — скатные, а парапеты имитируют плоскую кровлю.

Фрагмент фасада, фото 2017 года

Строительство «Первомайских корпусов» было в числе первых попыток застройки довольно большой территории однотипными жилыми домами. Архитектура комплекса рациональна, выразительна и стала одним из примеров авторского программного применения принципов конструктивизма в архитектуре Самары. Особая ценность примера строительства квартала «Первомайских корпусов» состоит в том, что был реализован секционный принцип построения их плана с отдельными и индивидуальными квартирами. Этот принцип после длительного экспериментирования оформился как основной тип современного рабочего жилища. Большую роль в проекте сыграла монография Г. Вольфензона «Планировка рабочих жилищ», изданная в 1927 году в Москве. В книге подробно анализируются варианты планировки квартиры рабочего в зависимости от состава его семьи, профессии, расположения места строительства дома. Особое внимание уделено вопросам экономики строительства жилища.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: