Парящий остов корабля

Возведение нового терминала аэропорта Симферополь стало необходимым в силу увеличивающегося пассажиропотока и устаревшей существующей инфраструктуры. В общей сложности на строительство ушло 19 месяцев и ещё 3 месяца понадобилось на ввод здания в эксплуатацию. Реконструкции требовала прежде всего взлетно-посадочная полоса, долгое время служившая рулежной дорожкой. Помимо самого терминала в рамках проекта было построено несколько технических зданий, а также организована привокзальная площадь. Для поиска архитектурно-функционального решения нового терминала был проведён международный конкурс, победителем в котором стала компания из Южной Кореи Samoo Architects & Engineers, представившая концепцию «Крымская волна». Рассказываем, какими средствами и в какие сроки был реализован этот проект и почему его можно считать одним из лучших примеров развития аэропортов, реализованных за последние годы. 

Архитектурная концепция

В архитектурном облике терминала сочетаются и плавные волнообразные формы, и жёсткие рёбра каркаса, задающие определённый ритм. Образ здания вдохновлён южной природой Крыма и морской тематикой. Пластика фасадов обыгрывает форму волны, а просторные интерьеры наполнены светом, проходящим через пиксельные витражи, плавно сходящие на нет как набежавшая волна. В архитектуре терминала все элементы органично взаимосвязаны между собой: конструкции поддерживают характер оболочки, а интерьеры подчёркивают игру света и тени, образованную за счёт градиентного остекления фасадов. Внутреннее пространство терминала отличается светом и лёгкостью.

Организация процессов

Терминал рассчитан на пропускную способность 3 650 пассажиров в час и 6,5 млн пассажиров в год с возможностью расширения. Генеральным подрядчиком выступила российская компания Acons Pro, у которой уже был опыт возведения аэропортов. В ходе строительства было задействовано более 3 000 человек, работа была организована в три смены 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Для организации бесперебойного строительного процесса в Симферополе был запущен собственный комплекс по производству бетона (бетонный узел), что обеспечило качество конструкций, особенно в зимний период.

Конструктивная схема

Конструктивная схема терминала рамная и частично рамно-связевая, то есть основные несущие функции выполняет как система колонн и ригелей, так и диафрагмы, воспринимающие горизонтальные нагрузки. Рамы в данном случае воспринимают большую часть всех действующих на здание вертикальных и горизонтальных нагрузок и передают их на фундамент. Каркас внутренней четырехэтажной части, вставленный в рамы внешней части, образован жёсткими железобетонными рамами и дисками перекрытий, которые обеспечивают пространственную устойчивость здания.

Покрытие здания выполнено с помощью системы стропильных ферм, опирающихся на подстропильные конструкции. Они также представляют собой фермы, которые опираются на колонны каркаса каждые 12 метров. Конструктивная схема терминала представляет собой две взаимосвязанные системы, одновременно совмещая достоинства железобетонных сооружений и сборных стальных элементов. Стоит отметить, что такое сочетание не часто встречается в российской практике, а в данном случае реализовано на высоком уровне в полном соответствии с проектом.

Освещение

Свет и объём терминала являются характерной чертой проекта, которую отмечают многие пассажиры. Остекление продольных фасадов позволяет наполнить интерьер дневным светом, а витражи торцевых пропускают свет низкого рассветного и закатного солнца. В кровле над залами регистрации и коммерческими площадями расположены два основных зенитных фонаря, служащих также выразительными элементами фасадов и примыкающих к торцам зданий. Они дополняют архитектурный образ терминала, напоминая огромную рыбу с «чешуйками» переплётов или парящий остов корабля.

С технической точки зрения остекление фасадов потребовало отдельного внимания, так как каждый витраж имеет индивидуальные размеры, плавно уменьшающиеся по мере снижения высоты. В силу того, что фасады представляют собой поверхность двоякой кривизны и плоскость витражей расположена под разными углами, их решено было делать треугольными.

Все общественные зоны терминала хорошо освещены, а наиболее значимые залы представляют собой двусветное пространство. Административные и служебные помещения с постоянным пребыванием людей примыкают либо к наружным фасадам, либо к внутренним границам, выходящим в многосветный интерьер с естественным освещением. Там, где подобное решение невозможно, стены перегородок выполняются из светопрозрачных материалов. Остальные помещения (коридоры, зоны транзита и т. п.), относящиеся к зонам временного пребывания людей (до двух часов), расположены таким образом, что свет проникает в них через соседние помещения с естественным освещением.

Оболочка

Строительство фасадов было одной из наиболее сложных задач. Каждое ребро внешней оболочки здания имеет индивидуальную кривизну. Всего каркас фасада состоит из 136 криволинейных колонн (рёбер). Оболочка фасада представляет собой поверхность двоякой кривизны, поэтому разработка панелей облицовки и витражей потребовала отдельных усилий. 

Для облицовки фасада в качестве конструкции используется сетчатая структурная оболочка “Space Structure”, разработанная российской компанией «Несущие системы», которая также реализовала проект стеклянной коры в парке Зарядье. Оболочка состоит из стержневых и узловых элементов, покрывающих всю площадь фасада сеткой из треугольников. Витражи сделаны в виде треугольников, что позволило сделать их плоскими и избежать применения гнутого стекла. Витражи также выполнены из алюминиевого профиля и крепятся к оболочке с внешней стороны здания. Конструкция витражей состоит из термически разделённых алюминиевых профилей, в которые вставлены однокамерные стеклопакеты. Термически разделённые профили обеспечивают теплоизоляцию здания. В общей сложности на весь терминал потребовалось 9 000 стеклопакетов. В зависимости от расположения витража на фасаде, высоты и угла наклона, использовались различные марки стекла со своим спектром пропускания света и степенью прозрачности. Аналогичное стекло было использовано в аэровокзале Сочи. 

Материал из журнала:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: