В Томск за дизайном

Зачем нужны региональные центры дизайна? Как представлен российский дизайн на мировой арене? И что из себя представляет Сибирский центр дизайна — рассказал Виктор Клименко, один из основателей и директор СЦД.

— Сибирский центр дизайна открылся в Томске, и, судя по предыдущим интервью, это «идеальный город для реализации этой инициативы. Здесь находится ТГУ и кафедра дизайна». Однако Томск — это не единственный город, где есть дизайнерское прошлое или настоящее. Исходя из направленности СЦД, считаете ли вы, что в каждом российском городе, где есть специализированный государственный университет, должен быть такой центр?

— Не могу сказать, что каждый регион, где есть специализированный государственный университет, нуждается в собственном дизайнерском хабе. Скорее всё исходит от запроса жителей региона, потребности и необходимости развития данного направления. В Томске и в Томской области такой запрос был, как и Сибирском федеральном округе. Наше мероприятие Siberian Industrial Design Days — это доказало, форум стал местом возникновения идей, «могучих кучек» среди дизайнеров. К тому же, Сибирский центр дизайна создан не только для Томска. Из названия следует, что всё, что находится за Уралом до самых границ нашей Родины входит в зону компетенций и интересов СЦД.

Форум Siberian Industrial Design Days 

— Расскажите, как функционирует СЦД — его программа, условия, философия.

— Наша миссия состоит в том, чтобы образовать эффективный творческий хаб, сформировать профессиональное сообщество дизайнеров, удовлетворять его потребности и представлять российский дизайн на мировой арене.

Сибирский центр дизайна является научно-исследовательским центром Томского Государственного Университета, это средоточие науки и образования. Центр работает по трём основным трекам: научный (конкурсы, гранты, написание научных статей, проведение семинаров, форумов); коммерческий (проведение проектных семинаров, оказание профессиональных услуг, проведение профессиональных тендеров и конкурсов, мастер-классы для бизнеса); образовательный (программы дополнительного профессионального образования, мастер-классы, собственная заочная магистратура и бакалавриат). В структуре СЦД три лаборатории: Fashion Lab, Future Lab и Fab Lab, решающие не только внутренние задачи, но и выполняющие внешние заказы. Со временем количество лабораторий будет увеличиваться.

Fab Lab

— Каждый преподаватель ведет свою мастерскую по направлению? Или же суть программы заключается в комплексном обучении, когда все преподаватели вовлечены в процесс?

— Всё зависит от конкретной задачи. Структура СЦД максимально гуттаперчевая. Мы взяли за основу западную модульную систему образования, дополнили необходимыми методиками, адаптировали её под российские реалии, и теперь эта система позволяет нам удовлетворять любые потребности.

— На кого рассчитана программа центра — на человека, которому интересно общее развитие, или же на будущего профессионала, желающего остаться с полученным багажом знаний в Томске и продолжить развивать дизайн-структуру?

— Как я уже говорил, наша программа максимально гибкая — она позволяет как обучаться «с нуля», так и сделать апгрейд знаний. Это может быть профессионал, который приедет к нам получить ДПО и потом вернётся в родной город или житель Томска, который после будет выводить свои проекты на международный уровень с нашим участием.

Конференц-зал

— Если рассматривать общую картину российского рынка, то как бы вы его оценили — он переживает кризис или расцвет? И насколько легко вашим студентам будет в него встроиться после обучения в центре?

— Российский рынок дизайна плохо представлен в медиа сфере и часто бытует мнение, что российского дизайна не существует. Однако, если посмотреть на ведущих мировых дизайнеров и продюсеров брендов, с удивлением можно отметить, что наши соотечественники, выпускники наших школ котируются на рынке, работают с известными студиями или продвигают собственные бренды. Поэтому я бы не сказал, что российский дизайн переживает кризис. Скорее есть кризис в понимании и кризис в коммуникации, очень часто достойные работы имеют малый медийный охват. К примеру, взять Red Dot Design Awards — человек получил, своего рода «Оскар» в дизайне, а об этом никто не знает. Люди сами стараются подать материал в различные СМИ, а СМИ не понимают, что это такое и зачем это надо, на западе победителей такого рода премий чествуют в течение года.

Смогут ли наши студенты занять своё место на российском рынке? Несомненно! Наша программа включает в себя множество аспектов, таких как: деловая коммуникация, менеджмент проектов, кризис и риск менеджмент. Это даёт возможность успешно применять полученные знания в условиях российского и международного рынков.

Учебная

— Насколько российский дизайн, по-вашему, котируется за рубежом? Есть ли у него определенная репутация, клише?

— Клише у российского дизайна нет. Мы не являемся той страной, которая ассоциируется с дизайном, как Финляндия, Дания или Италия. Но наша школа дизайна несомненно котируется на международном рынке. Об этом говорят те награды, которые получают студенты, те должности, которые занимают специалисты из России, те, совершенно поразительные проекты, которые они создают. Стандартная репутация российского человека на западе, на мой взгляд, определяется своеобразной шуткой: If you want to make something — call the Chinese, if you want to make something impossible — call the Russians («Если вы хотите сделать что-то — позовите китайцев, если вы хотите сделать что-то невозможное — позовите русских» — прим. ред.).

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: