«В искусстве нет логики и часто нет красоты, но мы все равно испытываем тягу к нему»

Каждый предмет, сконструированный британцем Россом Лавгроувом, будь то бутылка для воды, кресло, лестница или автомобиль, сочетает две ключевые для дизайнера идеи: уверенность в том, что в природных формах уже заложено всё, что нужно для хорошего дизайна, и веру в эффективность новейших технологий, которые помогут человеку преодолеть экологический кризис. Соединение этих качеств — это то, что члены жюри международного конкурса в области дизайна Lexus Design Award, проходящего под девизом «Дизайн для лучшего будущего», хотят увидеть в работах конкурсантов. В этом году Росс Лавгроув выступит в качестве члена жюри на его российском этапе. В формате блиц-интервью мистер Лавгроув рассказал нам о том, почему его объекты получили название «обезжиренных», и что, по его мнению, ждёт индустрию дизайна.

— Свою первую работу в дизайне вы создали в 17 лет. Что это было?

— Это был семейный мопед BIOME, который мог перевозить до трёх человек в прозрачном пузыре.

— Сегодня люди всё время переезжают, и понятие дома размывается. Дизайн каких предметов быта станет особенно важным в ближайшем будущем?

— Кочевой образ жизни может дарить чувство свободы, потому что в таком случае жизнь вращается вокруг получаемого опыта, а не вещей. На самом деле домом может быть просто то, что всегда напоминает вам о ваших ценностях. Например, письмо, картина, памятный сувенир или смартфон со всеми фотографиями. Что бы Марко Поло назвал домом?

Дизайн наручных часов Hu для компании Issey Miyake Watch. 2005–2008.

— Самый совершенный предмет дизайна XX века?

— Космический корабль «Аполлон-11».

— Однажды в интервью вы рассказали, что делаете зарисовки рук интересных людей у себя в записной книжке. Чьи руки вы бы хотели зарисовать?

— Илона Маска, сэра Дэвида Аттенборо и Тони Крэгга.

— Мне показалось, что вам нравится мысль о том, что студия должна быть наполнена объектами, отражающими сущность художника. Какой самый необычный предмет хранится в вашей мастерской?

— В моей коллекции есть невероятные экспонаты, которые контрастируют и ведут диалог с моими собственными работами. Например, череп слона 1888 года, который использовался на занятиях в Оксфорде, и полное собрание гравюр Генри Мура, изображающих этот череп, которое выставлялось в Музее под открытым небом в Японии.

Выставка Designosaurus в Segheria Art Space Pirelli. 2004

— Ваша любимая книга.

— «Невыносимая лёгкость бытия» Милана Кундеры.

— На что вы обращаете внимание в первую очередь, когда знакомитесь с человеком?

— На то, как мужчина или женщина стоит. Культурный интеллект человека можно считать по глазам и по тому, как человек реагирует на тебя с помощью языка тела.

— Что находимое в природе обладает идеальной формой?

— Неприметное куриное яйцо.

— Почему ваши работы называют «обезжиренными»?

— Потому что они стремятся к максимально экономному и разумному использованию материала, что автоматически делает их эко/логическими.

Полимерный стул Supernatural для компании Moroso. 2005–2008

— Как найти золотую середину между красотой и практичностью в дизайне и стоит ли пытаться это сделать?

— В искусстве отсутствует логика и часто нет красоты, но мы все равно испытываем эмоциональную тягу к нему. Но когда дело касается разработки предметов, на создателе лежит ответственность за разумное использование ресурсов и отказ от производства вещей, которые будут потакать человеческой слабости к потреблению. Так что, когда ты занимаешься дизайном, который элегантно выполняет свою функцию, но который также задевает художественные чувства, я считаю это большим достижением.

— Какой материал покорит рынок через десять лет?

— Любой перерабатываемый материал от полимера до металла, а также материалы на растительной основе.

Стол из углеродного волокна Ginkgo. 2003–2006

— Что самое лучшее и самое худшее в работе дизайнера?

— Самое лучшее — это возможность порождать вещи, которые до этого никто не видел, которые олицетворяют время, в котором ты живёшь. Вещи, которые способствуют обогащению цивилизации, воздают должное человеческим начинаниям и передовым технологиям в области экологии. 

Худшее в работе дизайнера — это осознание того, что всё, что ты создаёшь, так легко заменимо и часто малозначимо.

— Есть ли у вас девиз или афоризм, с которым вы идёте по жизни?

— «То, что человек думает, в итоге становится реальностью».

— За кем из ваших коллег вам интересно следить?

— Я ни за кем не слежу. Я беседую с учёными, экологами, антропологами.

— Каков главный принцип органического дизайна?

— Органический дизайн — это очень сложный процесс, который рождается из инстинктивного осознания того, что форма, объём и материал имеют и естественную природу, и абсолютно экономическую материальность.

Лестница DNA. 2005

— Реалии завтрашнего дня заставляют специалистов всех областей задуматься о том, как они могут изменить свой рабочий процесс, чтобы уменьшить экологический ущерб. Чем может помочь промышленный дизайн?

— Самой большой проблемой является численность мирового населения, его увеличение, его достижения и их влияние на жизнь на Земле. Продвижение того, что я называю «искусственно стимулируемым потребительством», в сочетании с пандемией человеческого тщеславия является прямым путём к катастрофе. Так что нам нужно хорошо задуматься над тем, что и кого мы ценим и по какой причине. Так как развитые капиталистические страны являются образцом для подражания, то как раз они и нуждаются в помощи, потому что их гедонизм будет стоить человечеству жизни.

— Обязательно ли дизайнеру нужно иметь профильное образование?

— Нет, конечно. Все больше и больше я убеждаюсь, что жизнь сама по себе с её чрезвычайно важными испытаниями может стать катализатором для начала творческой деятельности. Дизайн может быть не только трёхмерным, он также отвечает за то, как мы конструируем системы и формулируем логические подходы к поддержанию жизни на Земле. Сегодня я бы не стал учиться в университете, а пошёл бы своим собственным путём ещё раньше.

Концепт солнцемобиля Crystal Aerospace. Алюминиевый поликарбонат, кристаллы Swarovski. 2006

— Какими качествами должен обладать дизайнер, чтобы его работу заметили на конкурсе Lexus Design Award Russia Top Choice?

— Он или она должны представить уникальное, но разумное видение проблемы, которое свидетельствовало бы о большей, чем у других, осознанности.

— Какой совет вы бы дали себе 25-летнему?

— Всегда сохранять чувство собственного «я» и пытливость ума, который рассматривает проблемы человека и Земли в симбиозе. И я бы спрашивал себя, что Дэвид Аттенборо подумает обо мне, если узнает, что я делаю!

 Лондон, 2020

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: