Русский минимализм

VÁLKEDA — это небольшая студия предметного дизайна, в команде которой всего два человека, Света Попова-Знаменская и Дима Смирнов. Раньше студия была известна как lessdesignно не так давно было решено сменить название, в большей степени отражающее идентичность: на древне-вепсском языке VÁLKEDA означает «белый, светлый», и по одной из версий, является первоисточником названия города, в котором ребята живут и работают — Вологды. Мы попросили Свету рассказать о том, как все начиналось, и куда дизайнерский путь ведет команду сегодня.  

Начну с того, что Valkeda — это два человека: я и мой муж Дмитрий. Можно, наверное, сказать, что студия началась с нашего знакомства на фестивале народных промыслов «Голос ремесел», где я была арт-директором (планировала и оформляла площадки фестиваля, организовывала выставки). Решать строительные вопросы мне помогали волонтеры, и одним из них был как раз Дима. Тогда это, конечно, не было семейным делом, но общий интерес сблизил нас — мы продолжили общение вне фестиваля, на разных проектах в Центре современной культуры «Красный угол», а вскоре и вне его.

Первым предметом для дома был встроенный шкаф для нашей квартиры. Это была сложная, но увлекательная задача. Примерно тогда же нас позвали на новоселье и наше увлечение мебелью натолкнуло нас на мысль о подарке. Рисковать с такой крупной мебелью, как шкаф, мы, конечно, не стали, а вот стул был вполне логичным и практичным решением.

Со стульями мы еще долго экспериментировали — делали их для себя и друзей. Оказалось, что изготовление даже такой простой конструкции, как стул или табурет, имеет много нюансов. Что-то выглядит эффектно, но оказывается неудобно. Что-то сильно сказывается на стоимости, и тогда даже себестоимость мебели не соответствует внешнему виду и трудозатратам.

Примерно такой же путь мы проходим сейчас с другими предметами мебели (и не только мебели). Изучаем чужой опыт, делаем, улучшаем. Снова делаем и снова улучшаем.

Если взять тот первый шкаф и стул, то понятно, что мы делали их не потому, что в магазинах дефицит мебели. У меня как у дизайнера было желание создавать не отдельные предметы интерьера, а формировать определенную среду вокруг. В таком ключе мне кажутся вполне логичными наши эксперименты и с текстилем, и с электрикой. Сейчас в эту же парадигму можно вписать и реставрационные работы, которые мы ведем в нашем доме в деревне.

На самом деле моя практика как дизайнера начиналась именно с интерьеров. Ими я занимаюсь с 2010 года. Возврат к этому направлению, я считаю, гармонично вписывается в концепцию нашей студии. Реставрация дома — это первый этап работы, который мы прошли достаточно быстро: всего за одно лето закончили работы на фасаде и практически завершили внутренние работы. Зимой планируем заняться его меблировкой.

Как и в других проектах, для меня это очень личная история. Хочется показать пример, как красивый деревенский дом можно сделать удобным для жизни без «модных» способов ремонта: без обшивки сайдингом, пластиковых окон и других безликих элементов современного «дизайна».

Не могу, конечно, сказать, что все соседи понимают нас: кто-то считает, что это блажь или у нас просто нет средств на «нормальный» евроремонт. Но отклик в соцсетях безусловно радует.

Буквально до этого лета Valkeda был, можно сказать, проектом выходного дня. Мы занимались им в свободное время, и у нас не было ни плана развития, ни четкого видения, в каком стиле работать. Скорее, мы руководствовались собственными интересами и теми обстоятельствами, которые складывались вокруг нас.

Например, мое давнее увлечение авангардом совпало с предложением сотрудничества от наших друзей из центра «1931». Они делали ремонт в своей московской квартире, чтобы сдавать ее на Airbnb, и у них была оригинальная идея сделать не просто ремонт, а воссоздать атмосферу советского быта. Для этого проекта мы создавали мебель по эскизам советского художника, представителя авангарда Николая Суетина. В результате нам удалось создать довольно точную реплику. Кстати, проект был отмечен журналом AD Magazine и порталом The Village.

При всем том, что мы пробуем себя в разных стилях, для меня довольно очевидно, почему мы экспериментируем в рамках именно этих направлений. Авангардисты интересовались деревенским бытом, в их творчестве много традиционных мотивов. Интерес к истории свойственен и финскому дизайну. Возможно, мы не очень строго ограничиваем себя рамками одного определенного стиля, но точно можем сказать, что следуем принципам преемственности в дизайне и организации пространств. При этом интерпретируем историю с учетом собственных сложившихся предпочтений. Для меня это мой русский минимализм, в основе которого лежит функциональность и простота. Ну а кому-то ближе сложносочиненные истории с кокошниками и узорами.

Этим летом мы впервые стали активно работать с бизнесом. У нас было несколько довольно крупных и трудозатратных проектов, и мы всерьез задумались о Valkeda как о серьезном коммерческом проекте. В этом смысле коллаборации, конечно, дают нам большие возможности. Если помечтать, то хотелось бы поработать с IKEA. На рынке мы и они — явно не конкуренты. Но если подумать, то пример IKEA, чей бизнес построен на коллаборациях, показывает, что это выгодно и крупным компаниям, и локальным дизайн-студиям. А пока нам самим удалось поработать с нашим другом дизайнером Денисом Притчиным и создать несколько предметов по его чертежам.

Сейчас Valkeda все больше не просто хобби, а коммерческий проект. И это обязывает все четче формулировать свой стиль. С этим же, кстати, связана и смена названия. Можно сказать, что мы все лучше узнаем себя, понимаем, в каком направлении будем двигаться. Надеюсь, что дальше все будет только развиваться и студия станет нашем единственным или главным проектом. 

Один из реализованных проектов VALKEDA — дом для игры во дворе (Вологда)

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: