Совет от Soviet Büro

Несмотря на стремительную диджитализацию и циркуляцию трендов, код советского дизайна прочно осел в наших квартирах — в качестве планировочных стандартов, цветовых гамм,  узнаваемых паттернов и, конечно, предметного дизайна. У кого-то мебель советского времени вызывает нервное содрогание, у других — ностальгию. Герой интервью, Максим Аньшин, занимается реставрацией (или, как он предпочитает выражаться, модификацией) советских кресел и искренне считает мебель в духе Mid Century Modern новой классикой. Поэтому не спешите выбрасывать столы и стулья советской сборки, им можно дать вторую жизнь.

С самого детства у меня была тяга к дизайну. Но из-за неумения рисовать я надолго забыл об этом. Продолжительное время я работал в сфере интернет-маркетинга, а к 2018 году неожиданно увлекся фотографией. Так, визуальная эстетика, которая интересовала меня с раннего возраста, внезапно обрела форму. Лекции, книги, съемки поглотили меня целиком, и я начал тратить все свое свободное время и энергию на новое хобби. Через год я почувствовал необходимость в воплощении своего творчества в чем-то более физическом, в том, что можно пощупать руками. Хотелось, чтобы результат моей работы существовал как физический объект. Так, постепенно, на какое-то время, я перешел от «экранного творчества» к работе руками. Сначала я пробовал рисовать, потом купил пластичную глину, но так и не воспользовался ей.

Строго говоря, первое кресло, за которое я взялся, появилось у меня 1 мая 2019 года. Я потратил четыре дня на его полное обновление. Первый день целиком ушел на удаление старого советского лака, который я убирал специальным химическим средством и циклей вручную. Я трудился над ним ежедневно по несколько часов. Для первого раза кресло получилось неплохим. С того момента я многое изменил в технологии реставрации и теперь на один объект у меня уходит до двух недель.

Все начинается с поиска подходящего объекта для реставрации. Пару кресел я заполучил, когда прошелся по блошиному рынку на Уралмаше. Другие модели я находил на Avito и заказывал доставку из разных городов России. Сейчас в моей мастерской лежат четыре разных вида кресел. 

Процесс подготовки каркаса

Первым делом я полностью разбираю кресло. Удаляю всю обивку, внутренности, старый поролон, фурнитуру и крепеж. Остается голый каркас. Иногда поролон настолько старый, что он превращается в подобие липкого желе, и его приходится долго счищать с помощью растворителей и воды. Это самая ненавистная задача, поэтому я стараюсь не брать в работу кресла, у которых поролон в таком состоянии. Затем я снимаю старый лак с деревянных частей. Этот советский лак уложен, наверное, слоев в десять. Он очень толстый, и на то, чтобы полностью его снять, уходит примерно четыре часа. Далее дерево нужно обработать и подготовить к нанесению финишного покрытия. Это требует несколько часов шлифования: все начинается с крупного зерна и постепенно переходит к мелкой зернистости. Чем лучше отшлифуешь дерево на этом этапе, тем красивее будет блеск после финишного покрытия.

Затем, как правило, требуется проклейка всех соединений каркаса. Бывает, не хватает каких-нибудь элементов и крепежа. Был случай, когда мне дали два кресла без подлокотников, но эта модель хорошо известна и мой напарник изготовил подлокотники из доски, а я нашел подходящий крепеж в магазине. Очень редко кресла бывают в хорошем состоянии, обычно приходится искать крепеж, клеить трещины, шпонировать отсутствующие куски дерева и делать прочие мелкие столярные работы.

После этого идет крепеж новых строп, либо металлических струн для основания и спинки. После сборки каркаса происходит оклейка модели поролоном. Этот клей очень едкий, поэтому прежде чем перейти к следующему этапу, нужно выждать минимум двое суток, чтобы он высох, а запах выветрился. 

На следующем этапе я отвожу готовый каркас, оклеенный поролоном, швее. Она шьет чехол из заранее выбранной и купленной ткани и обивает им каркас. Помимо ткани, поверх поролона, мы используем синтепон.

Пока швея занимается обивкой, я делаю финишное покрытие дерева. На этом этапе я перепробовал разные морилки. Сначала идет масляная морилка. Я использую хорошо зарекомендовавшие себя американские морилки ZAR. Морилки на водной основе российского производства брать не советую. Потом, в качестве финишного покрытия, я наношу Итальянское масло Borma для столешниц: три слоя для подлокотников и два слоя для ножек. Это масло не боится контакта с горячими предметами и на нем не остается пятен от жидкостей (на подлокотники удобно ставить кружку горячего чая или бокал вина), оно гипоаллергенно, безвредно для детей и домашних животных и подходит для прямого контакта с едой. То, что было придумано для покрытия столов из дерева, отлично подходит для кресел. Между каждым слоем требуется делать перерыв 12 часов для полного высыхания. Между слоями требуется шлифовка, это позволяет добиться хорошей адгезии. После того, как каркас обит тканью, а деревянные элементы отделаны маслом, я приступаю к сборке. Иногда на это уходит немало времени.

В основном запросы поступают от знакомых. Пара заказов пришла по объявлению с Avito. Однажды я давал кресла в аренду для съемки новой коллекции «Лапландии», такой вариант тоже возможен. 

Я самоучка, и многим вещам научился благодаря англоязычному youtube. Единственное, чего мне не хватает до сих пор — это навыков столяра. Со станками и инструментами нужно уметь работать, существует техника безопасности, которую необходимо соблюдать. Поэтому, когда дело дошло до столярки, я пошел в столярный коворкинг. 

Еще во время увлечения фотографией я покупал книги Йоханнеса Иттена и немного знал про школу Bauhaus. После того, как я увлекся реставрацией, я начал искать информацию о конструкторах кресел, и нашел на Facebook страницу Артема Дежурко. Артем один из наиболее сведущих экспертов по советской мебели в стиле Mid Century Modern. В одной из книг я нашел фотографии и рисунки с советских конкурсов производителей мебели. Раньше проводились ярмарки, где отбирались коллекции мебели для дальнейшего массового производства. Так я узнал, что наиболее популярная модель кресел, которой занимаюсь я, была разработана ЦМКБ и победила в конкурсе за 1958 год. Одна из вариаций этой модели и правда достойна победы. Углы наклона, длина спинки и сидения подобраны оптимально. Лично для меня это одна из наиболее комфортных моделей. Она производилась вплоть до перестройки, пока работали фабрики. Из-за того, что эту модель везде изготавливали по-разному, иногда можно встретить кресла с разными углами наклона спинки, не разборным каркасом, укороченными подлокотниками. 

Для меня это хобби, которое окупается, но практически не приносит дохода. Формально, то, чем я занимаюсь, не реставрация, а модернизация. Ведь я не привожу мебель в ее изначальный вид, а беру ее как основу для создания чего-то нового. Я полностью меняю финишное покрытие, обивку, крепеж, использую другой поролон. От первоначального кресла остается лишь деревянный каркас.

Съемка коллекции «Лапландии»

Мне нравится реставрировать, но еще больше меня интересует разработка и создание мебели по собственным эскизам. Я хочу делать мебель на высоком уровне. Мне представляется мебельная мануфактура, где бОльшая часть работы делается руками: штучные экземпляры на заказ или малосерийное производство. Сначала это будет мебель в духе Mid Century Modern. На данный момент это мой любимый стиль, но в дизайне, как и в творчестве, нельзя ограничиваться рамками шаблонов. Поэтому, что получится в итоге — пока не известно.  

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: