Советский дизайн-код: копирование или оригинальность?

Год назад молодые уральские дизайнеры презентовали документальный фильм «Техническая эстетика», рассказывающий историю Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Технической Эстетики и советских художников-конструкторов. Сегодня авторы подготовили продолжение этой истории — виртуальный проект и экспозицию «19 историй о советском дизайне». В преддверии открытия выставки TATLIN поговорил с ее куратором Антоном Балакиным о трудностях работы с историческими фактами, новых способах рассказывать истории из прошлого и особенностях советского дизайн-кода.

— Вы с командой уже почти два года занимаетесь изучением истории советского дизайна. Расскажи предысторию, с чего начинался этот проект?   

— Впервые о советском дизайне я узнал, когда в мои руки попала «Техническая эстетика» — главный советский журнал по дизайну, который издавали на протяжении почти 30 лет деятельности Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Технической Эстетики. Меня впечатлили масштаб и качество материала, а удивление вызвал тот факт, что об этой истории среди молодых дизайнеров знают единицы. Но сначала интерес появился не столько к журналу и его материалам, сколько к историям людей — художников-конструкторов, чей пик карьеры пришелся на середину 1980-х годов. Советские дизайнеры в начале 1960-х годов фактически переизобретали профессию. Например, Елена Александровна Вязникова, входившая в состав первой дизайнерской группы на Урале, вспоминала эти события такими словами: «Это была “Высшая школа” в миниатюре. Здесь все учились у всех. Любое открытие становилось всеобщим достоянием».

Обложка журнала «Техническая эстетика», январь 1982 года

Затем мы решили более детально изучить материалы, характер и фактуру советского дизайна, чтобы выделить какие-то характерные особенности русского или советского дизайна по отношению к дизайну западному. Так появился сначала документальный фильм «Техническая эстетика», а теперь выставка, представленная в двух форматах — классической экспозиции и виртуального проекта.

— Расскажите подробнее о форматах вашего проекта.

— Когда мы только начинали развивать проект, то ставили перед собой две задачи. Во-первых, мы хотели услышать историю советского дизайна от первого лица и считали важным взглянуть на все глазами самих сотрудников ВНИИТЭ — этот подход в итоге стал ключевым и в фильме, и в выставке. Во-вторых, молодые дизайнеры, такие же, как и мы, не были знакомы с историей отечественного дизайна. Мы видели в этом проблему и связывали ее с тем, что не существовало актуальных форматов, которые могли бы заинтересовать и замотивировать на самостоятельное изучение.

Поэтому мы решили пересказать те истории современным визуальным языком. В первой части фильма мы поделились яркими интервью советских дизайнеров, где они впервые знакомят зрителя с художественным конструированием. Вторым шагом было создание специального виртуального проекта — «Таймлайн развития Государственной системы дизайна СССР 1962–1992». Это своего рода экспресс-курс по советскому дизайну эпохи ВНИИТЭ, в котором материалы подобраны таким образом, чтобы представить все разнообразие деятельности института. На сайте проекта 30 лет деятельности ВНИИТЭ иллюстрированы 30-ю фактами, событиями и знаковыми проектами советского дизайна. 

Коллектив дизайнеров ВНИИТЭ

Проект мебели для издательства «Уральский Рабочий». На фото дизайнеры УФ ВНИИТЭ: Яныкин Евгений, Гуцаленко Наталья, Герасимова Елена, Марченко Ася (слева направо) 

Мы считаем, что такой формат может служить альтернативой книгам и учебникам, он более интерактивный и интересный для молодых современных дизайнеров, им может пользоваться любой специалист из любого региона России, его всегда можно изменить и дополнить — нам уже поступили некоторые рекомендации от советских дизайнеров, и мы уже работаем над тем, чтобы добавить необходимые факты. Виртуальный проект был создан в рамках подготовки к презентации основной экспозиции, где есть возможность полистать оригинальные журналы, увидеть прототипы и серийные образцы советского дизайна. Этой выставкой мы хотим создать дополнительный повод поднятия темы истории своей профессии в современном дизайн-сообществе. Все форматы взаимосвязаны и рассказывают одну большую цельную историю.

— Расскажите о концепции выставки, почему она называется «19 историй о советском дизайне»?

— Дело в том, что когда мы только начинали изучать материалы и общаться с дизайнерами, мы столкнулись с полярными позициями во взглядах разных людей на одни и те же события. Для каждого дизайнера период работы во ВНИИТЭ оказался очень личной темой, никто не говорил с нами равнодушно и каждый рассказывал свою собственную историю. Мы увидели совершенно разные взгляды и решили это подчеркнуть. У нас было ровно 19 источников — интервью дизайнеров и несколько книг, поэтому в основе выставки мы сделали 19 коротких цитат: таким образом, вся история раскрывается будто в формате твиттера, где в качестве коротких сообщений выступают цитаты дизайнеров ВНИИТЭ. Цитаты иллюстрированы проектами и архивными фотографиями, а нереализованные проекты ВНИИТЭ воссозданы в 3D-графике. Этот формат позволяет показать отношение советских дизайнеров к своему делу, сделать акцент на самых важных вещах и раскрыть общую фактуру и характер советского дизайна. Кроме того, для нас это стало еще и очень интересным дизайн-кейсом: мы делали дизайн для дизайнеров, но не с целью удивить (как это обычно бывает в рамках такой задачи), а с целью убрать все лишние элементы и сосредоточить внимание на содержании, выдержав при этом определенный стиль и фактуру.

Концепты плоского компьютера. Дизайн – Павел Ковалев, 1989 год

Концепты гаджетов для управления персональным компьютером. Дизайн – Павел Ковалев, 1989 год

— Какова общая цель вашего проекта?  

— Глобально, мы хотим изменить представление зрителя о советском дизайне, а оно сейчас в основном такое: дизайна в советском союзе не было, а все что было — нагло скопировано с западных образцов. Мы даже взяли заглавную цитату выставки из рассказа Валерия Владимировича Тимофеева «Секретарь» о претензии к копированию западных образцов, чтобы намеренно вскрыть этот стереотип для всех, кто приходит на выставку: «Ну что, сдунули, видать, у макаронников-то форму вашей новой электробритвы, а?» (первый секретарь обкома партии, 1970-е годы)

Я уверен, что многие зрители придут на выставку именно с таким скепсисом, и мы ставили перед собой цель сделать так, чтобы после выставки это представление изменилось. И стеснение, некоторая неловкость за свою историю, сменилось более глубоким пониманием причин и следственных связей того времени. Я считаю это совсем не типичной историей, когда дизайн, который в первую очередь являлся элементом конкурентной борьбы, стал развиваться в условиях плановой экономики, где у производителя не было стимула повышать качество и привлекательность выпускаемой продукции. В таком случае у дизайнеров оставалось больше пространства для мыслей о пользователе, а не о продаже товара, была возможность сделать дизайн, в большей степени ориентированный на решение задач и потребностей пользователя, а не на коммерческий успех продукта.

— В проекте «Техническая эстетика» идет большой акцент на исследование региональной истории дизайна. С чем связан такой подход? И как это отразилось на выставке?

— В основном выставка собрана на базе тех материалов, которые мы собрали в процессе подготовки к первому фильму. Так сложилось, что институт ВНИИТЭ в разных регионах работал с различными предприятиями: например, на Урале было много проектов тяжелого машиностроения, а в Ленинграде — судостроения оптики. Типы разработок часто сами подсказывают методы, которые будут использованы при проектировании. Из этих методов, особенностей регионального контекста и персональных взглядов лидеров дизайн-школ и складывается определенный характер, различный для регионов. 

Маневровый тепловоз ТГМ-61 для КМЗ, Калуга

Портальные краны для завода АЗОВМАШ в Мариуполе. Дизайн – Евгений Яныкин, 1985 год

Для нас было важно выделить такие особенности и подчеркнуть их значимость, ведь локальные истории могут быть гораздо интереснее и фактурнее стратегии «снятия сливок», поэтому мы сразу отказались от концепции «парад достижений советского дизайна». К тому же, в этом году Уральская школа дизайна празднует свое 50-летие, и на выставке также представлены материалы по ее истории.

— Какие дальнейшие планы проекта? Будет ли выставка показана где-то, кроме Екатеринбурга?

— Уже через месяц Илья Полянских и Лев Маврин презентуют вторую серию документального фильма «Техническая эстетика» про ленинградскую школу дизайна и современный питерский дизайн. А первая серия фильма появится в открытом доступе ровно через год после официальной премьеры — 26 сентября на youtube-канале наших партнеров Design Prosmotr, которые делают самые масштабные дизайн-мероприятия страны. Кроме того, сейчас обсуждаются планы по презентации выставки в других городах и созданию специализированного каталога выставки совместно с издательством TATLIN, содержащего самые характерные разработки авторства дизайнеров ВНИИ Технической Эстетики. 

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: