Из курса физики известно, что коллайдер — ускоритель частиц, придающий им энергию и вызывающий сталкивание. Коворкинг Collider, занимающий цех бывшей шелкопрядной фабрики, хотя и не сталкивает своих резидентов, но уж точно увеличивает их работоспособность. Мила Титова, основатель бюро MT.A, поделилась историей разработки проекта, а также рассказала, как сохранилась аутентичность пространства с более чем столетней историей.
Ускоритель идей
- МестоМосква, ул. Вятская, 27, с. 7
- Общая площадь1500 м²
- Авторы проектаМила Титова, Марина Рукавишникова, Павел Мельников, Кирилл Купин, Глеб Киренков, Максим Силенков, Сергей Рябков, Кенан Ассаб, Иван Сабин
- БюроMT.Architects (MT.A), «Делатели. Офисов»
- Текст:Мила Титова20 ноября 2020
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Проект Collider рождался в тесном взаимодействии с заказчиком. Он принимал активное участие в работе над концепцией проекта, а также подключил команду «Делатели. Офисов» для организации строительного процесса. Несколько дней в неделю работа велась в офисе заказчика. Решения принимались со скоростью молнии, а разговоры на отвлечённые темы за кофе позволили нащупать секретный соус — дух места.
Перед тем как начать работать над концепцией и планировкой, нам было важно понять, какие требования предъявляются к пространству и какие запросы у потребителя. Мы провели серию встреч с командой заказчика, где на больших листах ватмана маркерами рисовали эмоциональные якоря и функциональные сценарии под потребности резидентов.
Мы определили, что Collider не подчиняется типовой бизнес-модели коворкинга, где главная задача — разместить максимальное количество рабочих станций для аренды. В ходе мозгового штурма мы выявили, что нашей целевой аудиторией являются миллениалы и зумеры, специалисты новой волны, которые живут и работают по иным правилам, чем обычные офисные сотрудники. Для них важен комфорт, постоянная смена обстановки и всё скоростное. Так, мы вывели основные принципы культуры в коворкинге: простор и личные границы; все возможности — в телефоне; разнообразие зон; новые медиа; отсутствие информационного шума; веселье.
Когда мы попали в пространство, оно было разбито на комнатушки типичной офисной нарезки с плиточными подвесными потолками и лабиринтом из коридоров. Понять, что осталось от истинного фабричного пространства не представлялось возможным, пока не был проведён полный демонтаж. Тогда и выявились нарушения в несущей стене по заднему фасаду: местами, где проходили воздуховоды вентиляции, зияли огромные дыры. Также неожиданным стал момент перепада отметки перекрытий пола между двумя секциями здания. Разница составила порядка 40 см, что также повлияло на характер планировки, так как в этих местах пришлось предусмотреть значительные пандусы в соответствии с нормами пожарной безопасности.
При работе над планировкой мы учитывали два принципиальных момента. Во-первых, гибкость пространства — бар-ивент-коворкинг одновременно являются независимыми друг от друга, то есть каждое из этих пространств может работать автономно. При этом они дополняют друг друга и представляют собой единую систему, где резиденты коворкинга могут спокойно передвигаться без каких-либо препятствий. Во-вторых, дух места — создать у резидентов чёткое понимание о первоначальном назначении пространства, привлечь их внимание к аутентичным частям пространства и поддержать атмосферу индустриальности.
По части планировки к уникальным решениям можно отнести широкие проходы, которые мы назвали «Авеню» и «Стрит». Они дают ощущение простора и часто служат местом для нестандартных занятий резидентов. Кроме того, стоит отметить darkroom — специальную комнату с полной звуко- и светоизоляцией для специалистов video и sound production. Общее ощущение от комнаты — отсутствие привычных физических границ пространства и понимания времени дня.
Колористическая гамма интерьера весьма сдержанна: бетон, белый и антрацит. В качестве акцентов выступает аутентичная кирпичная кладка, зелень растений и неоновый свет.
Использование белого и антрацита оправдано прежде всего функциональным зонированием пространства — там, где располагаются рабочие зоны, потолок белый, а где проходные или шумные — тёмно-серый.
Микробетон был выбран не случайно. Мы отдавали себе отчёт, что материалы возводимых конструкций и стен должны отличаться от подлинных материалов дореволюционной фабрики. При этом одной из задач было сохранить дух места промышленного объекта. Так, выбор остановился на микробетоне.
Мы долго подбирали фактуры для стен и пола, экспериментировали со швами и текстурами, используя полиэтилен на завершающем слое так, чтобы оставались неровности нужной глубины. В итоге «Делатели. Офисов» так ловко научились работать с фактурой, а бетона в интерьере стало так много, что мы между собой его назвали «Царь-бетон».
Бетон был применён не только в отделке помещений, но и в элементах мебели. Так, специально под проект были изготовлены рабочие столы с бетонной столешницей, металлические шкафы, кухонный гарнитур и даже стойка reception.
Стойка reception— отдельный герой интерьера. Это лицо коворкинга — первое, что видят посетители. Стойка отлита из бетона, её доставляли частями, так как общая масса составляет 500 кг, а длина столешницы — 4,5 м. Стойка далась нелегко, и её переделывали несколько раз.
Полукруглая стойка в баре выполнена позже, поэтому там уже учитывали опыт цельного литья из бетона и применяли немного другую технологию с металлическими подконструкциями. Форма стойки в баре также перекликается с философией названия заведения и провоцирует к движению. Изначально наши консультанты по оборудованию бара переживали за удобства использования, но по факту такая нестандартная конфигурация стойки позволила сократить очереди в бар и создать особое место для общения во время мероприятий.
Для нас интересно работать со светом как выразительным средством. Сегодняшние технологии позволяют гораздо больше, чем мы привыкли думать. Работа над проектом Collider стала для нас определенным открытием. Над световыми инсталляциями работал художник по свету Максим Силенков (Sense). Минималистичными средствами ему удалось добавить ту самую динамику пространству, которая стала отчасти визитной карточкой коворкинга.
Также мы отказались от использования фото, графики или живописи, преследуя цель ощущения пустоты в пространстве, неперегруженности. В проекте коворкинга Collider мы прибавили громкости искусству за счёт контраста хрупкости белых скульптур автора Маяны Насыбулловой (член арт-резиденции музея «Гараж») и грубых поверхностей бетонной мебели и кирпичных стен. Таким контрастным приёмом нашей целью было привлечь внимание к аутентичности промышленного здания и смыслам искусства.
После открытия все изменения в проекте происходят по внутренним алгоритмам. Команда коворкинга пропиталась духом пространства и прекрасно справляется со всеми совершенствованиями.
- Фото и иллюстрации:Александр Гайдашев, Анастасия Желтикова, MT.A
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: