М.Д. Быковский — один из ярких и одаренных представителей архитектуры XIX века. Творчество архитектора с исчерпывающей полнотой представляет романтический этап развития эклектики в московской архитектуре. Опираясь на сделанное в изучении как работ архитектора, так и архитектуры романтизма, в книге 1988 года «Быковский» Евгении Кириченко сделана попытка представить творчество зодчего как мастера романтизма. В данном отрывке рассматривается роль Быковского в градостроительном развитии послепожарной Москвы в первой половине XIX века.
- Текст:25 января 2019
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Взгляды Быковского 1830-х годов представляют его последовательным сторонником романтизма. Несколько иное положение наблюдается в реальной творческой практике зодчего того же десятилетия. В нем сосуществуют, противостоя и одновременно дополняя друг друга, классицизм и романтизм. В 1860-е годы соотношение воззрений на архитектуру и проектной практики несколько иное. Взгляды Быковского на архитектуру соответствуют второй фазе развития эклектики — историзму. Но в своей архитектурной деятельности зодчий остается представителем романтизма <…>.
О том, как развивалось творчество зодчего в 1820-е годы и что представляли собой первые проекты Быковского, остается только гадать. Пока обнаружить их не удалось. В проектах 1830-х годов представлены обе тенденции: традиционная классицистическая и новая романтическая, причем в классицистических проектах классицизм предстает сильно трансформированным, заметно отличным от работ учителя и того, что обычно ассоциируется с зодчеством послепожарной Москвы. Важно и другое. На примере проектирования общественных и жилых зданий в городах можно проследить логику эволюции, процесс переосмысления характерных для классицизма приемов и композиционных схем и превращения их в ходе развивающегося естественно-исторически архитектурного процесса в качественно новый феномен.
Архитектура романтизма, как и любого другого периода, выражает свойственное ей конкретно-историческое содержание не только в формально-стилевых закономерностях, но в равной мере и в функциональных пространственно-планировочных структурах. Взаимосвязанное рассмотрение этих трех аспектов поможет лучше понять особенности деятельности зодчего и соотнести их с временем, которое представлял своим творчеством Быковский.
Начать хочется с вопроса о соотношении содержательной и функциональной сторон архитектуры романтизма, о том, как содержательность реализует и выражает себя через функциональность. В архитектуре общезначимые социально-этические ценности и особенно мироощущение определенного периода столь же последовательно, как стилевая система, представляют комплекс зданий определенного назначения, тех, которые по справедливости можно причислить к ведущим архитектурным жанрам. Применительно к данному случаю употребление термина жанр кажется целесообразнее привычно используемых в архитектуроведении терминов: тип, назначение, функция (функциональное назначение) здания. Все перечисленные понятия несколько уже понятия жанр. С ними не ассоциируется представление о культурно-историческом контексте, тот содержательно-социологический смысл, который позволяет соотнести утилитарную функцию зданий с функцией идейно-художественной.
Слово жанр употребляется именно в таком расширительном смысле. Учитывается связь широко, в социальном плане понятой функции с мировоззренческими и художественными категориями и как следствие — место определенного типа зданий в системе иерархии архитектурных жанров.
Такой подход, позволяя острее ощутить динамику и неоднородность архитектурного процесса, заставляет почувствовать, что сложение нового явления не идет равномерно. Оно распространяется не сразу и не везде, а зарождается и ранее всего находит выражение в типах зданий, функция которых оказывается особенно тесно соотнесенной с определенными умонастроениями, связанными с наиболее животрепещущими социальными и духовными потребностями общества, и только позже, в пору полной его зрелости, хотя далеко не всегда, распространяется на все типы зданий.
Корни подобного положения кроются в неоднородности и многосоставности общественного сознания. Возникновение новых духовных ценностей и представлений не влечет за собой одномоментного и полного вытеснения прежних. Развитие культуры и искусства не идет однонаправленно. Разные их области развиваются разными темпами. Подобно индивидуальному, общественное сознание гетерогенно. В нем в сложном единстве и взаимодействии бытуют разновременные пласты сознания. Наконец, существует неоднородность стадиально однотипных архитектурных течений, существующих в рамках культуры одного типа.
Многоплановость культуры, ее противоречивое единство и внутреннюю сложность представляют разные типы зданий. Даже оставляя в стороне явления, условно говоря, внестилевые (сельскую крестьянскую и городскую народную архитектуру), нельзя не заметить, что представление о зодчестве определенного периода существенно изменится в зависимости от того, с какими типами зданий будет соотноситься схема стилевого развития: с храмами, палаццо, королевскими резиденциями, со столичными или провинциальными их разновидностями, не говоря уже о городской рядовой застройке. Зависимость между стилем и жанром (разные архитектурные жанры часто представляют в хронологически единый отрезок времени разные стили и, следовательно, разные стадии развития архитектуры) особенно велика в переходные периоды, тем более, если они совпадают с переломом эпохального масштаба, скажем, от средневековья к Новому времени. Готика в храмовом зодчестве ряда стран Европы, например, в Испании, сохраняет жизнеспособность не только в XVI, но и в XVII в. Сменяет ее, как правило, не Ренессанс, а барокко. Нередко готика и барокко образуют оригинальный сплав, рождая своеобразный, типичный, например, для Чехии, феномен — барочную готику. За барокко, а то и вслед за готикой нередко следует неоготика. Поэтому ситуация, отмечаемая в России в 1820—1840-е годы и характеризующаяся сосуществованием классицизма и романтизма — первой фазы эклектики, не есть исключение; скорее правило.
Установление факта, что зарождение и функционирование романтизма как самостоятельной системы, обладающей формально-содержательным и жанрово-функциональным единством, не следует за разложением классицизма, а приходится на время его расцвета, имеет принципиальное значение для уточнения наших представлений о ходе развития отечественной архитектуры XIX в.
Им подтверждается важная закономерность: последовательная смена стилей существует лишь как идеальная схема и представляет отвлечение от реально протекающего процесса. На деле стадиально следующие одна за другой фазы не сменяют друг друга в хронологической последовательности, а как бы накладываются одна на другую.
Представление об эклектике как о явлении, формирующемся в ходе или после разложения классицизма, сложилось в результате суждения об архитектурном процессе по критериям этого стиля исходя из материала городской архитектуры. Если же подойти к рассмотрению архитектурных процессов не только с мерками классицизма, но и с учетом одновременного бытования неклассических тенденций, привлекая к тому же для рассмотрения усадебное строительство, интерьеры, культовую архитектуру, картина окажется существенно иной, неизмеримо более сложной <…>.
Зарождению эклектики сопутствуют ясно обозначилась тенденция к разрушению сословных барьеров и элитарности стилевой архитектуры, желание преодолеть жесткость существующей регламентации, которая вызывает теперь неудовольствие не только стремлением втиснуть живую жизнь в строго определенные рамки, но и сделать зримой иерархию социальной структуры.
Содержательные основы эклектики прямо противоположны классицистическим. Государство утрачивает самоценность, а гуманизм — абстрактность представления о «естественном» человеке, понятие гражданского долга — сословность. Складывается новый гражданский кодекс, смысл которого в усилиях, направленных на создание максимально благоприятных условий существования отдельной личности — человеческой индивидуальности и индивидуума человечества (нации, народа) <…>.
В целом мировоззренческий перелом характеризуется программно антимонархическим и антисословным характером общественного идеала. Государство вынуждено приспосабливаться к ходу естественно-исторического процесса развития общественного сознания. Стремление сохранить существующий порядок вещей рождает такой парадоксальный феномен, как характерная для России официальная народность.
Новая система ценностей находит выражение в изменившейся системе архитектурных жанров, в системе стиля, в представлениях о принципах стилеобразования. Но как бы и в чем бы она ни проявлялась, в своем идеальном осмыслении она неизменно ориентирована на удовлетворение потребностей народа (всего народа) и на удовлетворение потребностей отдельной личности, подчинена ее самоутверждению.
Сказанное относится к идейным предпосылкам возникновения эклектики, связанным с характерными для нее особенностями стилеобразования. Проблему соотношения стиля и жанра нельзя рассматривать на уровне эклектики вообще; она непосредственно зависит от конкретно-исторических особенностей ее этапов: романтизма и историзма <…>.
Для понимания специфики жанрово-содержательной системы романтизма следует постоянно иметь в виду сознательное неприятие его представителями социально-этического идеала классицизма, связанного с кодексом служения государству и представлением о государе как первом гражданине государства <…>.
Выражением государственной идеи становится регулярная система планировки города: прямые улицы, геометрически правильной формы площади, размещение зданий по красной линии улиц и площадей. Ведущую роль в регулярном городе играет общественное, созданное в соответствии с нормами архитектурного стиля пространство. Его организуют выходящие на красную линию главные фасады зданий. Им принадлежит основная роль в облике улицы. Фасадность и фронтальность — неотъемлемая особенность рожденной регулярным градостроительством архитектуры <…>.
Поскольку в иерархии ценностей классицизма государственное обладает безусловно большей значимостью, нежели частное, фасад сооружения всегда важнее интерьера. Внутреннее пространство дома, подобно городскому пространству, строится иерархически. В нем различаются главная общественная зона, где владелец дома выступает как гражданин, человек, полезный государству, — это его парадная часть, и второстепенная, собственно жилая, бытовая и подсобная. Внешнее и внутреннее в классицизме, композиция здания и его планировочно-пространственная организация непосредственно не связаны друг с другом. Каждое мыслится как самостоятельное целое. Более того, они строятся на основе разных принципов. По сравнению с композицией фасада пространственная структура интерьера даже в его анфиладной части обладает определенной незаконченностью. Так же организованы и другие внутренние структуры, например, внутренние дворы петербургских доходных домов, уличное пространство. В основе всех построений лежит некая ось — начало, объединяющее в единое целое в общем самостоятельные и замкнутые в себе элементы. Обязательно наличие только этой объединяющей оси. Во всех случаях мы имеем дело с принудительностью организации и незаконченностью композиции, точнее, недостаточной выраженностью организующего начала (внутренних дворов в доходном доме Петербурга, комнат в анфиладе теоретически может быть любое число). То же можно сказать и об улице <…>.
Нормативная эстетика классицизма наделяет абсолютным значением регулярность как средство организации пространства и формы ордерной классической архитектуры. То и другое выражает максимально высокие, с точки зрения общепринятых норм, духовные ценности. Наиболее значимые семантически приемы и формы становятся и мерилом эстетической оценки. С ними ассоциируется максимально высокая мера выражения прекрасного в архитектуре. Монизм принципов организации и стилевой характеристики общественно значимого парадного городского пространства связан с особенностями выражаемых им ценностей и особенностями эстетики классицизма, нормативной и иерархичной. Воплощенные в понятиях государственной гражданственности и истинного сына отечества высшие духовные ценности с максимальной полнотой представлены ведущими типами сооружений классицизма — общественными зданиями и богатыми дворянскими домами. Их выделяют в общественном пространстве города крупные размеры, симметрично-осевая композиция, портик в центре главного фасада. Высокой мере каноничности стиля соответствует иерархия этических ценностей, где общественное и личное, государственное и индивидуальное соотносятся как высшее и низшее, главное и второстепенное. Этим же определяется и чрезвычайно жесткая регламентация строительства, хотя и в строго локальной сфере. Регламентации подлежит лишь общественное пространство города — среда жизнедеятельности человека-гражданина: городское пространство улиц и площадей и уличные фасады сооружений. Пространственно-планировочная организация квартала, участка регламентируются менее жестко; внутреннее расположение домов и отделка интерьеров отдаются на личное усмотрение владельца и свободны от государственного контроля и регламентации <…>.
Совершающаяся во второй половине 1820-х—1830-е годы в архитектуре переориентация представляет собой не результат разложения классицизма, а самостоятельное явление со своими, присущими только ему закономерностями. Сложение новой архитектурной системы идет одновременно и в неразрывной связи с выработкой новой системы ведущих для романтизма жанров.
В зодчестве любой эпохи выделяются жанры двоякого рода: «вечные темы», такие, как городской и загородный жилой дом, градостроительство (организация среды обитания человека), и конкретно-исторические, рожденные представлением о необходимых именно для данного общества средствах и способах удовлетворения духовных и бытовых потребностей.
Романтизм сформировался и смог выразить себя достаточно полно в пору господства классицизма только потому, что сфера его зарождения и преимущественного развития — жанры, относительно второстепенные для классицизма и, следовательно, минимально подверженные или совершенно свободные от государственной регламентации и одновременно особенно тесно связанные с миропониманием романтизма — с ростом самосознания личности, обслуживающие разные уровни и сферы частного быта. Размежевание сфер жизнедеятельности классицизма и романтизма служит залогом возможности их параллельного существования <…>.
Уже в середине 1820-х годов в интерьерах жилых домов Петербурга и Москвы начинают широко использоваться новые приемы расстановки мебели группами и обращение к новым прототипам — готике, помпеянской, арабской и тому подобной архитектуре. В интерьер приходят характерные или допустимые в пейзажном парке живописно-картинный (пейзажный) принцип организации пространства и многостилье. Особенно популярны в парковом зодчестве и в интерьерах готический и помпеянский стили. В Петергофе в 1826 г. сооружается Коттедж — своего рода манифест набирающего силу романтизма. На протяжении 1820-1830-х годов в ближайших пригородах Москвы и Петербурга создаются ансамбли публичных парков (Екатерингоф; часть Павловского парка с вокзалом под Петербургом; Петровский и Сокольнический в ближайших окрестностях Москвы). В отличие от усадебного парка, куда посетители допускались только по воле владельца усадьбы, общественный парк создавался как общедоступный, городской или загородный по местоположению. Появление общественного городского парка как самостоятельного типа архитектурного творчества непосредственно соотносится с оформившимся в романтизме убеждением об определяющем влиянии народа на ход исторического процесса и о необходимости переустройства мира на началах социальной гармонии и справедливости. Парк семантически привычно связывался с райским садом. Популярная в среде романтиков идея устройства рая на земле (достаточно вспомнить П. Я. Чаадаева) позволяет понять содержание и смысл перехода к созданию общественных общедоступных народных парков.
В факте его устройства видится косвенное выражение убеждения в необходимости устройства рая на земле для всех, а не только для избранных.
Романтизм связывает социальное преобразование с духовным пересозданием каждого, каждой личности, с верой в жизнестроительную миссию искусства. В романтической иерархии искусств высшими почитаются музыка и архитектура. В райском саду общественного парка романтической поры главное место не случайно отведено воксалу (сравните с усадебным парком классицизма, где главное место отводилось дворцу, и семантикой такой организации пространства) — театрально-концертно-маскарадному залу. К общественному парку переходит и существенная функция усадебного парка — создание исторической модели мира, но на более высокой ступени не индивидуального, а общественного сознания. Наряду с усадебным парком публичный становится местом строительства павильонов в различных стилях и памятников <…>.
Вокруг столичных городов на протяжении 1830—1840-х годов складывается система дачных городков с архитектурой, своей экзотичностью и многостильем резко контрастирующей со строгостью городской застройки, которая в основной своей массе еще сохраняет верность нормам классицизма, — среда, идейно, эстетически и функционально родственная общественному парку и городу-курорту. Не случайно первые дачные поселки тоже группируются вокруг первых общественных парков.
В период романтизма возникают и новые, обязанные развитию техники и торговли типы зданий — пассажи, вокзалы. Однако в иерархии архитектурных жанров романтизма новые и ведущие типы зданий не являются синонимами.
Объявив о неповторимости и преходящем характере всего, созданного человеком, романтическое сознание связывает вечные законы и ценности с природными. Принцип органичности — высший для романтизма и XIX в. в целом. Создание архитектурного сооружения подобно природному организму, согласно его принципам, а не только по внешнему подобию, становится знаменем эклектики. Внешнее мыслится как выражение внутреннего, развитие изначально присущих ему свойств. Применительно к архитектуре оно выливается в требование выражать во внешнем, художественно выразительном (в «стиле» здания) его назначение. Требованием органичности, естественности вызвана и реакция против кажущейся теперь искусственной симметрии. В усадебных домах и дачах получает распространение свободная живописная асимметричная композиция с открытыми балконами, террасами, верандами, перголами; в городских — равномерно-ритмическая или основанная на соотношении и уравновешенности крупных масс. Очевидна соотнесенность этой особенности с еще одним тезисом романтизма и эклектики в целом: убеждением, что всеобщее существует и выражается только через индивидуальное. Но индивидуальное — это одновременно и форма выражения возросшего самосознания личности, переживающей чувство освобождения от сословных пут, ассоциирующихся с обязательной регламентацией классицизма, свойственными ему понятиями о «приличии» определенных композиционных схем определенным типам зданий. В символ свободы превращается и возможность выбора стиля в парковом ансамбле, загородном доме, в интерьере городского дома, и необязательность симметрично-осевой композиции.
Строгой избирательности классицизма, жесткой иерархии, соотнесению высших ценностей с ордерными формами романтизм как первая фаза эклектики противопоставляет универсальность обращения к разным источникам и свободу выбора.
Иерархия новых ценностей выражается в романтизме не столько в избирательном обращении к определенным эпохам и формам, сколько в факте определенного действия — свободном выборе форм разных стилей. Этот жест соотносится с духовной свободой и самовыражением личности. Декабристы первые связали регламентацию и жесткую избирательность художественной ориентации классицизма с деспотизмом самодержавия и крепостничества. К рубежу 1820-1830-х годов ассоциация приобретает всеобщность, а соответствующее ей положение дел осознается как далее нетерпимое. Реакция, далеко не всегда осознанная, была всеобщей, равно как и потребность в жесте, символизирующем освобождение от недавно господствовавшей, но ставшей вдруг казаться насильственной духовной и художественной унификации.
Однако в сфере городского общественного пространства духовные и художественные ценности классицизма сохраняют значение даже в архитектуре столичных школ. Для конца 1820—1830-х годов характерно стилевое несоответствие и интерьеров жилых домов, и общественных зданий. В Главном штабе на Дворцовой площади или в доме Энгельгарда на Невском (перестройка, 1829, архит. П. П. Жако) и в других сооружениях в Петербурге за классическими фасадами размещались готические, китайские, арабские залы. Интерьеры особняков и усадебных домов отделываются в разных «стилях»: помпеянском, рококо, барокко. Но особенно популярен готический. Ф. П. Брюлло пишет в 1829 г. брату А. П. Брюллову: «В Петербурге входит в большую моду все готическое. В Петергофе маленький дворец выстроен для императрицы Александры Федоровны в готическом вкусе, в Царском Селе — ферма; теперь граф Потоцкий уже сделал столовую готическую и все мебели и тому следуют уже все господа и рвутся за готическим».
Несмотря на предпочтения, отдаваемые в разных случаях готическому или ренессансному направлению, распространенность необарокко и неорококо в архитектуре петербургской школы, восточных «стилей» в Крыму и т. д., программной в архитектуре романтизма остается установка на равнозначность: равнозначность стилей, равнозначность акцентов, равнозначность приемов гармонизации фасадов. Симметрично-осевые композиции теряют ведущую роль, принадлежавшую им в архитектуре классицизма. Сопоставимое с ними значение приобретают равномерно-ритмические (преимущественно в композиции фасадов городских жилых домов) или композиции, основанные на взаимодействии нескольких ритмических рядов.
Меняется и характер самих симметрично-осевых композиций, смягчается контраст между главной (центральной) и второстепенными (боковыми) частями; связь между ними, утрачивая характер господства и подчинения, приобретает черты взаимодействия.
Все эти особенности в общем сохранят действенность и для второй фазы эклектики — историзма за одним, но существенным отличием. В романтизме отсутствует обязательная для историзма археологичность — исторически достоверное воссоздание форм первоисточника. Романтизм ориентируется на их творчески личностную и свободную интерпретацию. Она соединяется с унаследованной от классицизма идеальностью трактовки форм. В противоположность свойственной архитектуре историзма барочной пышности и переизбыточности декора зодчеству романтизма свойственны сдержанность в его применении, некоторая суховатость и дробность орнаментации и профилировки при любви к крупным, геометрически правильным плоскостям и объемам.
Отмеченные ранее особенности творчества Быковского, такие, как сосуществование в 1830-е годы классицизма и романтизма, закономерный характер зависимости между стилем и назначением здания, живучесть традиций классицизма в общественных и жилых зданиях, раннее появление свойственной архитектуре романтизма системы приемов в усадебных комплексах, городских парках, интерьерах, не принадлежат к индивидуальным, свойственным только Быковскому чертам. Они отражают общие закономерности архитектурного процесса.
Однако эти закономерности получили в творчестве Быковского наиболее раннее по времени и выдающееся по художественным достоинствам выражение. Это и делает Быковского одним из крупнейших представителей романтизма не только в Москве, но и в России в целом.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: