Работы по планировке и застройке города Горького

«Город — борец, город — труженик», — так назвал генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев город Горький, один из старейших городов Поволжья. В журнальной серии 1971 года «Архитектура СССР» опубликована статья главного архитектора Горького Вадима Воронкова, в которой прослеживает градостроительное развитие Нижнего Новгорода в историческом контексте, начиная с древних времен, заканчивая Советской эпохой, в годы которой город безудержно трансформировался в крупный индустриально-промышленный центр страны.

В 1221 г., как сообщает летопись, «великий князь Гюрги, сын Всеволж, заложи град на усть Окы и нарече имя ему Новград».

Так начинается история Горького — одно­го из крупнейших современных промыш­ленных центров СССР. Основанный на Дятловых горах, у слия­ния двух мощных судоходных рек — Оки и Волги, на восточном рубеже Руси, Ниж­ний Новгород начал быстро расти.

Истекшие века были свидетелями многих событий в жизни города. Еще не окрепший город был разорен ордами Батыя. Город терзают набеги татар, нагайцев, его сжига­ют, оставшееся в живых население угоняют в плен. Но каждый раз город снова подни­мается еще более сильным, выходит за пределы крепостных стен, в нем создаются верхний и нижний посады, строятся новые оборонительные линии.

На важнейших подходах к городу в XIV в. строятся монастыри-крепости: в устье Оки— Благовещенский и в 4 км ниже по Волге — Печерский.

В 1350 г. Нижний Новгород становится стольным городом великого княжества Нижегородского. В кремле строятся каменные храмы, палаты, монастыри, дворы ратных и служилых людей, княжеский дворец и другие здания.

В начале XVI в. по указу Ивана III в неви­данно кроткие по тем временам сроки под руководством псковских мастеров строится каменный Нижегородский кремль (1500—1511 гг.) — блестящее фортификационное и инженерное сооружение. Стоны его сбе­гают по крутому откосу к Волге, надежно прикрывая причалы от нападения с реки. Дошедший до наших дней, он и сейчас поражает зрителя мощью и смелостью решения, простотой и пластичностью форм, слиянием с природой.

С этого времени кремль превращается в неприступную крепость, которая успешно отражала все набеги врагов. Надежная обо­рона и выгодное географическое положе­ние на перекрестке важнейших торговых путей Востока и Запада были основой быст­рого роста, усиления и процветания города.

В середине XVI в. город стал основным опорным пунктом молодого Русского госу­дарства в борьбе с Казанским и Астрахан­ским ханствами. После их падения город теряет свое оборонительное значение, од­нако его роль торгового города усиливает­ся. В начале XVII в. сильный Нижний Новго­род сыграл решающую роль в борьбе с польской интервенцией, когда ополчение под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву.

В XVII—XVIII в. границы города расши­ряются, строятся новые каменные палаты храмы, среди них выдающиеся произведения русского зодчества: Рождественская (Строгановская) и Смоленская церкви, латы Пушникова и др. здания, заново перестраиваются монастыри. Во второй половине— XVIII в. в городе строятся многочисленные дворянские особняки, однако город остает­ся еще неблагоустроенным с хаотичной сетью улиц и в основном деревянной заст­ройкой.

В 1770 г. был составлен первый проект планировки Нижнего Новгорода, в 1782 г.— второй. Ориентированная на кремль четкая веерная композиция плана легла в основу дальнейшего развития и реконструкции города; она сохранилась и поныне в его центральной нагорной части, почти не пре­терпев никаких изменений.

Быстрое развитие города начинается с начала XIX в., после перевода в Нижний Новгород ярмарки из Макарьева. На левом низком берегу Оки по проекту инженера А. Бетанкура и архитектора А. Монферрана сооружается крупнейший по тому времени ансамбль Нижегородской ярмарки, с осуши­тельными каналами, бульварами, и строго симметричной застройкой, развернутой на Оку и город. Быстро развивается расположенная рядом Канавинская слобода.

После утверждения в 1837 г. нового плана города (архитектор Г. Кизеветтер) развертываются крупные градостроительные работы: расчищается от частной застройки террито­рия кремля, здесь строятся кафедральный собор, губернаторский дом, арсенал, создается кремлевский сад, засыпаются быв­шие крепостные рвы вокруг кремля и на их месте устраивается широкий бульвар. В го­роде строятся многочисленные здания, преображается облик центральных улиц. В 1847 г. был построен городской водопро­вод. Однако окраины по-прежнему остава­лись неблагоустроенными. Продолжается промышленное развитие города: в 1849 г. работают сормовские заводы, в 1862 г, за­канчивается строительство Московско-Ни­жегородской железной дороги, а несколько позднее — Казанской; в заречной части бессистемно строятся новые заводы и фаб­рики. В 1896 г. к открытию в Нижнем Нов­городе Всероссийской промышленной выставки строятся новые общественные здания, пущен трамвай.

В начале XX в. развивается заложенная в XVIII—XIX в. планировочная структура города. В годы первой мировой войны в город эвакуируются из западных губерний страны крупные промышленные предприя­тия, которые бессистемно размещаются в основном в заречной части и быстро обрастают стихийно возникающими посел­ками.

***

Молодому Советскому государству доста­лось от старого Нижнего Новгорода тяже­лое наследство: убогие жилища рабочих окраин, скученность и антисанитария, хаос капиталистической застройки в заречной части, полукустарная промышленность, от­сутствие какого-либо благоустройства на большей части городской территории.

В первые послереволюционные годы ос­новные усилия были направлены на восстановление промышленности и городского хозяйства.

Неузнаваемо изменился Нижний Новгород (переименованный в 1932 г. в г. Горький), за годы первых пятилеток он стал одним из крупнейших промышленных и культур­ных центров страны. В нем перестраиваются старые и строятся новые заводы и жилые кварталы, создаются вузы, торговые и культурные учреждения, возводится мост через Оку.

Исключительное значение для развития города имело строительство гиганта совет­ской индустрии — Горьковского автомобиль­ного завода и первого в стране Соцгорода, создается новый крупнейший район города—Автозаводский. Проектирование и строительство такого крупного комплекса потребовало решения совершенно новых творческих и технических проблем градост­роительство и архитектуры. Над этим рабо­тали архитекторы из мастерских И. Голосова и братьев Весниных, а также архитекторы Д. Меерсон, А. Гринберг, А. Фисенко к другие, местные архитекторы Б. Анисимов, Н. Розанов и другие.

 На остальной территории города строи­тельство велось сравнительно небольшими комплексами или выборочно, отдельными объектами. В жилищном строительстве пре­обладали дома с облегченными конструк­циями; строительство из кирпича не превы­шало 35%.

Нагорная часть формируется как культур­ное ядро города. Здесь сооружаются Дом Советов, здания вузов, многоэтажные жи­лые и общественные здания. В заречной части строятся новые заводские поселки, прокладываются линии трамвая, создаются парки, строятся дворцы культуры в Ленин­ском и Сормовском районах, расширяются и строятся заново инженерные коммуни­кации.

В силу исторических условий город Горь­кий формировался из отдельных, слабо между собой связанных или полностью независимых планировочных образований, с локальными инженерными и транспорт­ными сооружениями (например, сормовский завод и бывшая слобода Сормово).

Заводы обрастали «своими» поселками, состоящими из временных бараков, капи­тальных и некапитальных домов инди­видуальных владельцев, двухэтажных деревянных и кирпичных домов, кварталов 3—5-этажной капитальной застройки. При этом допускались случаи строительства жилья в санитарно-защитных зонах. Разра­стаясь, эти поселки сливались между собой.

Будущий силуэт города (вариант конкурсного проекта). Рисунок архитектора Г. Широкова

Большие масштабы строительства, раз­вернувшегося на обширной территории, потребовали решения вопросов развития инженерного оборудования и общего благоустройства города, организации внутригородского транспорта, т. е. градостроитель­ных проблем широкого охвата и профиля.

Работы по планировке так называемого «Большого Нижнего Новгорода» были нача­ты в 1929 г. и велись различными проект­ными организациями до 1939 г.

В проектировании принимали участие видные советские архитекторы: профессор А. П. Иваницкий, В. Б. Кратюк, Н. Н. Сели­ванов, Н. А. Солофненко, И. Н. Ратько, Н. В. Ушаков, С. М. Готлиб и другие, а так­же крупные инженеры того времени Г. В. Шелейховский, Я. С. Ротенберг, Н. Я. Бурлаков и др.

В 1939 г. авторская группа Ленгипрогора под руководством Н. А. Солофненко закон­чила разработку проекта генерального плана г. Горького. Проект не прошел утвер­ждения, т. к. этому помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Однако, как показали прошедшие 30 лет, генеральный план был решен принципиально верно.

В довоенные годы в городе были пост­роены Дом Советов в кремле, гостиница «Россия» (архитектор А. Гринберг), Институт инженеров водного транспорта и универмаг в Канавино (архитектор А. Жуков), Дом связи (архитектор А. Гинцберг) и ряд дру­гих, а также жилые дома в различных районах города, спроектированные архи­текторами А. Яковлевым, С. Ивановым, Д. Сильвановым, В. Рымаренко, В. Орельским, Н. Нейманом, П. Мичуриным и др.

В годы Великой Отечественной войны строительство в городе велось в незначи­тельных размерах, все усилия трудящихся города, как и всей страны, были направле­ны к одной цели — дать фронту все необходимое для разгрома врага. С этой зада­чей трудящиеся города Горького справи­лись с честью.

В послевоенный период работы над генеральным планом были продолжены с учетом сложившихся новых градострои­тельных факторов. В эти годы строились в основном малоэтажные дома, в том числе индивидуальные. В 1950—1955 гг., объем строительства значительно увеличивается, при этом этажность застройки повышается до 3-5 этажей. Архитектура фасадов несет 8 себе характерные для того времени черты: пышный декор, эклектичность. Застрой­ка вытягивается вдоль магистралей, иногда в виде небольших кварталов, но чаще всего строительство ведется выборочно.

После постановлений по вопросам строи­тельства, принятых Партией и Правительст­вом в середине 50-х годов, в застройке города наступает перелом, меняется характер и объемы строительства. На больших территориях в нагорной и заречной частях города в 1959—1960 гг. ведется массовое строительство кварталов двухэтажных 8-16-квартирных жилых домов (архитектор Ю. Бубнов). Объем жилищного строительства в городе возрастает в 4-5 раз, что позволило ослабить нужду в жилищах. Однако лучше резервные территории города оказались использованными с малой эффективностью. Продолжали расти квар­талы индивидуальной застройки.

Следующий этап застройки города, кото­рый продолжается до настоящего времени, начался с 1960—1961 гг. и связан с перехо­дом на научно обоснованную систему застройки жилыми районами и микрорайо­нами с четким зонированием территории, с комплексным решением системы учреж­дений обслуживания населения, с исполь­зованием в застройке 5-этажных и отчасти 9-этажных жилых домов.

В 1964 г. Московский Гипрогор в основном завершил работу над новой редакцией генерального плана, что позволило пра­вильно определить направление и очеред­ность развития города, приступить к проектированию новых жилых районов и микро­районов, а также начать планомерную реконструкцию центральной части города.

Разрабатываются проекты и ведется застройка микрорайонов в центре Сормовского района (архитекторы Б. Нелюбин, В. Горба­чев), двух микрорайонов на территории ипподрома в Ленинском районе (архитектор В. Ковалев), микрорайонов Северного поселка (архитектор Г. Кавун), жилого района в юго-западной части Автозавод­ского района (архитекторы Б. Анисимов, Н. Ушаков, В. Баулина, Г. Шевченко), крупного жилого района Лапшиха (архитекторы В. Баулина, И. Хайруллин). На месте старых кварталов строятся три микрорайона в северо-западной части Советского района (архитекторы И. Хайруллин, С. Тимофеев, В. Баулина, Ю. Бубнов, Н. Ушаков).

В 60-е годы вводятся в эксплуатацию аэровокзал, речной и железнодорожный вокзалы, Молитовский мост через Оку, совмещенный мост через Волгу, гостиница «Нижегородская», Дворец спорта.

Особую трудность представляет дальней­шая реконструкция центральной части горо­да. Огромная территория (около 1000 га), река Ока, разный характер ее берегов (высокий, изрезанный оврагами — правый и низкий плоский — левый), значительный объем опорной застройки, памятники архи­тектуры, исторически сложившаяся планировочная структура, задача организации движения транспорта, инженерная защита берегов — все это создает сложный комплекс проблем для разработки проекта.

В 1965 г. Госгражданстрой организовал конкурс на лучшие проектные предложения по реконструкции центра города. Материа­лы этого конкурса были положены в основу разработки проекта детальной планировки, который сейчас выполняется Горьковгражданпроектом.

Генеральный план города Горького, раз­работанный Гипрогором (архитекторы Л. Букалова, А. Саруханян), был утвержден в 1967 г. Все силы горьковских архитекторов были направлены на наиболее полное ого претворение в жизнь. Генеральным планом рекомендовано, в целях экономии город­ских земель, сокращения сноса, а также протяженности инженерных и транспортных коммуникаций, повысить плотность застрой­ки за счет увеличения ее этажности. В горо­де растет процент 9-этажных домов.

В условиях массового индустриального строительства надо особенно тщательно следить за тем, чтобы не был утрачен, снивелирован самобытный облик нашего города. Все здания и сооружения, имеющие архитектурную или историческую ценность, взяты на охрану; определены и утверждены их охранные зоны и зоны влияния, ведутся реставрационные работы — в первую оче­редь, на таких уникальных памятниках, как стены и башни Нижегородского кремля, Печерский и Благовещенский монастыри, ярмарочный Спасский собор и другие. Уже закончена реставрация целого ряда интересных памятников.

Сейчас в городе ужо появляются заслу­живающие внимания проекты и сооружения; гостиница на площади имени Ленина, 14-этажные жилые дома на проспекте Гагари­на, некоторые общественные здания.

Архитекторы отдела по делам строитель­ства и архитектуры горисполкома, Горьков-гражданпроекта совместно с коллективом домостроительного комбината решают за­дачу придания индустриальными средства­ми индивидуального облика панельным 9-этажным жилым домам, которые со временем станут основными в формирова­нии застройки города. Архитекторам пред­стоит продумать наилучшее использование живописного рельефа нагорной части для жилой застройки по действующим типовым проектам.

Отдел по делам строительства и архитек­туры Горисполкома стремится строить свою работу таким образом, чтобы проекты всех наиболее значительных зданий и сооруже­ний, начиная с самых предварительных стадий проектирования, рассматривались на общих собраниях горьковской организации Союза архитекторов. Такая практика себя полностью оправдала: поднялось творческая активность членов Союза, градо­строительный совет города получает от Союза постоянную творческую помощь.

По наиболее интересным и сложным объектам мы стремимся проводить творче­ские конкурсы.

Все это способствует успешному решению многообразных и сложных творческих задач по дальнейшей застройке и благоустройству нашего города.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: