«Город — борец, город — труженик», — так назвал генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев город Горький, один из старейших городов Поволжья. В журнальной серии 1971 года «Архитектура СССР» опубликована статья главного архитектора Горького Вадима Воронкова, в которой прослеживает градостроительное развитие Нижнего Новгорода в историческом контексте, начиная с древних времен, заканчивая Советской эпохой, в годы которой город безудержно трансформировался в крупный индустриально-промышленный центр страны.
- Текст:Вадим Воронков10 января 2019
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
В 1221 г., как сообщает летопись, «великий князь Гюрги, сын Всеволж, заложи град на усть Окы и нарече имя ему Новград».
Так начинается история Горького — одного из крупнейших современных промышленных центров СССР. Основанный на Дятловых горах, у слияния двух мощных судоходных рек — Оки и Волги, на восточном рубеже Руси, Нижний Новгород начал быстро расти.
Истекшие века были свидетелями многих событий в жизни города. Еще не окрепший город был разорен ордами Батыя. Город терзают набеги татар, нагайцев, его сжигают, оставшееся в живых население угоняют в плен. Но каждый раз город снова поднимается еще более сильным, выходит за пределы крепостных стен, в нем создаются верхний и нижний посады, строятся новые оборонительные линии.
На важнейших подходах к городу в XIV в. строятся монастыри-крепости: в устье Оки— Благовещенский и в 4 км ниже по Волге — Печерский.
В 1350 г. Нижний Новгород становится стольным городом великого княжества Нижегородского. В кремле строятся каменные храмы, палаты, монастыри, дворы ратных и служилых людей, княжеский дворец и другие здания.
В начале XVI в. по указу Ивана III в невиданно кроткие по тем временам сроки под руководством псковских мастеров строится каменный Нижегородский кремль (1500—1511 гг.) — блестящее фортификационное и инженерное сооружение. Стоны его сбегают по крутому откосу к Волге, надежно прикрывая причалы от нападения с реки. Дошедший до наших дней, он и сейчас поражает зрителя мощью и смелостью решения, простотой и пластичностью форм, слиянием с природой.
С этого времени кремль превращается в неприступную крепость, которая успешно отражала все набеги врагов. Надежная оборона и выгодное географическое положение на перекрестке важнейших торговых путей Востока и Запада были основой быстрого роста, усиления и процветания города.
В середине XVI в. город стал основным опорным пунктом молодого Русского государства в борьбе с Казанским и Астраханским ханствами. После их падения город теряет свое оборонительное значение, однако его роль торгового города усиливается. В начале XVII в. сильный Нижний Новгород сыграл решающую роль в борьбе с польской интервенцией, когда ополчение под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву.
В XVII—XVIII в. границы города расширяются, строятся новые каменные палаты храмы, среди них выдающиеся произведения русского зодчества: Рождественская (Строгановская) и Смоленская церкви, латы Пушникова и др. здания, заново перестраиваются монастыри. Во второй половине— XVIII в. в городе строятся многочисленные дворянские особняки, однако город остается еще неблагоустроенным с хаотичной сетью улиц и в основном деревянной застройкой.
В 1770 г. был составлен первый проект планировки Нижнего Новгорода, в 1782 г.— второй. Ориентированная на кремль четкая веерная композиция плана легла в основу дальнейшего развития и реконструкции города; она сохранилась и поныне в его центральной нагорной части, почти не претерпев никаких изменений.
Быстрое развитие города начинается с начала XIX в., после перевода в Нижний Новгород ярмарки из Макарьева. На левом низком берегу Оки по проекту инженера А. Бетанкура и архитектора А. Монферрана сооружается крупнейший по тому времени ансамбль Нижегородской ярмарки, с осушительными каналами, бульварами, и строго симметричной застройкой, развернутой на Оку и город. Быстро развивается расположенная рядом Канавинская слобода.
После утверждения в 1837 г. нового плана города (архитектор Г. Кизеветтер) развертываются крупные градостроительные работы: расчищается от частной застройки территория кремля, здесь строятся кафедральный собор, губернаторский дом, арсенал, создается кремлевский сад, засыпаются бывшие крепостные рвы вокруг кремля и на их месте устраивается широкий бульвар. В городе строятся многочисленные здания, преображается облик центральных улиц. В 1847 г. был построен городской водопровод. Однако окраины по-прежнему оставались неблагоустроенными. Продолжается промышленное развитие города: в 1849 г. работают сормовские заводы, в 1862 г, заканчивается строительство Московско-Нижегородской железной дороги, а несколько позднее — Казанской; в заречной части бессистемно строятся новые заводы и фабрики. В 1896 г. к открытию в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной выставки строятся новые общественные здания, пущен трамвай.
В начале XX в. развивается заложенная в XVIII—XIX в. планировочная структура города. В годы первой мировой войны в город эвакуируются из западных губерний страны крупные промышленные предприятия, которые бессистемно размещаются в основном в заречной части и быстро обрастают стихийно возникающими поселками.
***
Молодому Советскому государству досталось от старого Нижнего Новгорода тяжелое наследство: убогие жилища рабочих окраин, скученность и антисанитария, хаос капиталистической застройки в заречной части, полукустарная промышленность, отсутствие какого-либо благоустройства на большей части городской территории.
В первые послереволюционные годы основные усилия были направлены на восстановление промышленности и городского хозяйства.
Неузнаваемо изменился Нижний Новгород (переименованный в 1932 г. в г. Горький), за годы первых пятилеток он стал одним из крупнейших промышленных и культурных центров страны. В нем перестраиваются старые и строятся новые заводы и жилые кварталы, создаются вузы, торговые и культурные учреждения, возводится мост через Оку.
Исключительное значение для развития города имело строительство гиганта советской индустрии — Горьковского автомобильного завода и первого в стране Соцгорода, создается новый крупнейший район города—Автозаводский. Проектирование и строительство такого крупного комплекса потребовало решения совершенно новых творческих и технических проблем градостроительство и архитектуры. Над этим работали архитекторы из мастерских И. Голосова и братьев Весниных, а также архитекторы Д. Меерсон, А. Гринберг, А. Фисенко к другие, местные архитекторы Б. Анисимов, Н. Розанов и другие.
На остальной территории города строительство велось сравнительно небольшими комплексами или выборочно, отдельными объектами. В жилищном строительстве преобладали дома с облегченными конструкциями; строительство из кирпича не превышало 35%.
Нагорная часть формируется как культурное ядро города. Здесь сооружаются Дом Советов, здания вузов, многоэтажные жилые и общественные здания. В заречной части строятся новые заводские поселки, прокладываются линии трамвая, создаются парки, строятся дворцы культуры в Ленинском и Сормовском районах, расширяются и строятся заново инженерные коммуникации.
В силу исторических условий город Горький формировался из отдельных, слабо между собой связанных или полностью независимых планировочных образований, с локальными инженерными и транспортными сооружениями (например, сормовский завод и бывшая слобода Сормово).
Заводы обрастали «своими» поселками, состоящими из временных бараков, капитальных и некапитальных домов индивидуальных владельцев, двухэтажных деревянных и кирпичных домов, кварталов 3—5-этажной капитальной застройки. При этом допускались случаи строительства жилья в санитарно-защитных зонах. Разрастаясь, эти поселки сливались между собой.
Будущий силуэт города (вариант конкурсного проекта). Рисунок архитектора Г. Широкова
Большие масштабы строительства, развернувшегося на обширной территории, потребовали решения вопросов развития инженерного оборудования и общего благоустройства города, организации внутригородского транспорта, т. е. градостроительных проблем широкого охвата и профиля.
Работы по планировке так называемого «Большого Нижнего Новгорода» были начаты в 1929 г. и велись различными проектными организациями до 1939 г.
В проектировании принимали участие видные советские архитекторы: профессор А. П. Иваницкий, В. Б. Кратюк, Н. Н. Селиванов, Н. А. Солофненко, И. Н. Ратько, Н. В. Ушаков, С. М. Готлиб и другие, а также крупные инженеры того времени Г. В. Шелейховский, Я. С. Ротенберг, Н. Я. Бурлаков и др.
В 1939 г. авторская группа Ленгипрогора под руководством Н. А. Солофненко закончила разработку проекта генерального плана г. Горького. Проект не прошел утверждения, т. к. этому помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Однако, как показали прошедшие 30 лет, генеральный план был решен принципиально верно.
В довоенные годы в городе были построены Дом Советов в кремле, гостиница «Россия» (архитектор А. Гринберг), Институт инженеров водного транспорта и универмаг в Канавино (архитектор А. Жуков), Дом связи (архитектор А. Гинцберг) и ряд других, а также жилые дома в различных районах города, спроектированные архитекторами А. Яковлевым, С. Ивановым, Д. Сильвановым, В. Рымаренко, В. Орельским, Н. Нейманом, П. Мичуриным и др.
В годы Великой Отечественной войны строительство в городе велось в незначительных размерах, все усилия трудящихся города, как и всей страны, были направлены к одной цели — дать фронту все необходимое для разгрома врага. С этой задачей трудящиеся города Горького справились с честью.
В послевоенный период работы над генеральным планом были продолжены с учетом сложившихся новых градостроительных факторов. В эти годы строились в основном малоэтажные дома, в том числе индивидуальные. В 1950—1955 гг., объем строительства значительно увеличивается, при этом этажность застройки повышается до 3-5 этажей. Архитектура фасадов несет 8 себе характерные для того времени черты: пышный декор, эклектичность. Застройка вытягивается вдоль магистралей, иногда в виде небольших кварталов, но чаще всего строительство ведется выборочно.
После постановлений по вопросам строительства, принятых Партией и Правительством в середине 50-х годов, в застройке города наступает перелом, меняется характер и объемы строительства. На больших территориях в нагорной и заречной частях города в 1959—1960 гг. ведется массовое строительство кварталов двухэтажных 8-16-квартирных жилых домов (архитектор Ю. Бубнов). Объем жилищного строительства в городе возрастает в 4-5 раз, что позволило ослабить нужду в жилищах. Однако лучше резервные территории города оказались использованными с малой эффективностью. Продолжали расти кварталы индивидуальной застройки.
Следующий этап застройки города, который продолжается до настоящего времени, начался с 1960—1961 гг. и связан с переходом на научно обоснованную систему застройки жилыми районами и микрорайонами с четким зонированием территории, с комплексным решением системы учреждений обслуживания населения, с использованием в застройке 5-этажных и отчасти 9-этажных жилых домов.
В 1964 г. Московский Гипрогор в основном завершил работу над новой редакцией генерального плана, что позволило правильно определить направление и очередность развития города, приступить к проектированию новых жилых районов и микрорайонов, а также начать планомерную реконструкцию центральной части города.
Разрабатываются проекты и ведется застройка микрорайонов в центре Сормовского района (архитекторы Б. Нелюбин, В. Горбачев), двух микрорайонов на территории ипподрома в Ленинском районе (архитектор В. Ковалев), микрорайонов Северного поселка (архитектор Г. Кавун), жилого района в юго-западной части Автозаводского района (архитекторы Б. Анисимов, Н. Ушаков, В. Баулина, Г. Шевченко), крупного жилого района Лапшиха (архитекторы В. Баулина, И. Хайруллин). На месте старых кварталов строятся три микрорайона в северо-западной части Советского района (архитекторы И. Хайруллин, С. Тимофеев, В. Баулина, Ю. Бубнов, Н. Ушаков).
В 60-е годы вводятся в эксплуатацию аэровокзал, речной и железнодорожный вокзалы, Молитовский мост через Оку, совмещенный мост через Волгу, гостиница «Нижегородская», Дворец спорта.
Особую трудность представляет дальнейшая реконструкция центральной части города. Огромная территория (около 1000 га), река Ока, разный характер ее берегов (высокий, изрезанный оврагами — правый и низкий плоский — левый), значительный объем опорной застройки, памятники архитектуры, исторически сложившаяся планировочная структура, задача организации движения транспорта, инженерная защита берегов — все это создает сложный комплекс проблем для разработки проекта.
В 1965 г. Госгражданстрой организовал конкурс на лучшие проектные предложения по реконструкции центра города. Материалы этого конкурса были положены в основу разработки проекта детальной планировки, который сейчас выполняется Горьковгражданпроектом.
Генеральный план города Горького, разработанный Гипрогором (архитекторы Л. Букалова, А. Саруханян), был утвержден в 1967 г. Все силы горьковских архитекторов были направлены на наиболее полное ого претворение в жизнь. Генеральным планом рекомендовано, в целях экономии городских земель, сокращения сноса, а также протяженности инженерных и транспортных коммуникаций, повысить плотность застройки за счет увеличения ее этажности. В городе растет процент 9-этажных домов.
В условиях массового индустриального строительства надо особенно тщательно следить за тем, чтобы не был утрачен, снивелирован самобытный облик нашего города. Все здания и сооружения, имеющие архитектурную или историческую ценность, взяты на охрану; определены и утверждены их охранные зоны и зоны влияния, ведутся реставрационные работы — в первую очередь, на таких уникальных памятниках, как стены и башни Нижегородского кремля, Печерский и Благовещенский монастыри, ярмарочный Спасский собор и другие. Уже закончена реставрация целого ряда интересных памятников.
Сейчас в городе ужо появляются заслуживающие внимания проекты и сооружения; гостиница на площади имени Ленина, 14-этажные жилые дома на проспекте Гагарина, некоторые общественные здания.
Архитекторы отдела по делам строительства и архитектуры горисполкома, Горьков-гражданпроекта совместно с коллективом домостроительного комбината решают задачу придания индустриальными средствами индивидуального облика панельным 9-этажным жилым домам, которые со временем станут основными в формировании застройки города. Архитекторам предстоит продумать наилучшее использование живописного рельефа нагорной части для жилой застройки по действующим типовым проектам.
Отдел по делам строительства и архитектуры Горисполкома стремится строить свою работу таким образом, чтобы проекты всех наиболее значительных зданий и сооружений, начиная с самых предварительных стадий проектирования, рассматривались на общих собраниях горьковской организации Союза архитекторов. Такая практика себя полностью оправдала: поднялось творческая активность членов Союза, градостроительный совет города получает от Союза постоянную творческую помощь.
По наиболее интересным и сложным объектам мы стремимся проводить творческие конкурсы.
Все это способствует успешному решению многообразных и сложных творческих задач по дальнейшей застройке и благоустройству нашего города.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: