Доброе архитектурное УТРО

Творческое объединение «УТРО» состоит из четырех участниц, для которых не помеха основная профессиональная деятельность в реализации архитектурных проектов мечты. Ольга Хохлова, Марина Ямаркина, Ольга Рокаль и Алена Зайцева выросли в разных городах и в настоящее время работают в разных архитектурных бюро, однако любовь к красивым завтракам, хорошей музыке и вдохновляющей архитектуре остается для девушек общей на протяжении многих лет. TATLIN давно следит за работой «УТРА» и публикует эссе команды и один из проектов, которые вошли в специальный выпуск TATLIN MONO молодые.

Все началось с концепции красивых завтраков. Мы работали вместе, и однажды решили встречаться утром и придумывать что-то интересное. Мы завтракали и отмечали начало дня. То есть мы — гедонисты, по сути: любим вкусно поесть, красиво выпить, а заодно и придумать что-нибудь. 

Поэтому все деловые встречи мы стараемся проводить, тщательно выбирая для этого место, окружая работу красотой. 

Мы выросли в разных городах и знакомы с национальным ландшафтом с разных сторон: Москва, Подмосковье, курортный Сочи, малые города России. Эта разница в детских впечатлениях влияет на наш подход к проектированию: каждый привносит свое видение, свое ощущение пространства, а также разные ценности. Например, те из нас, кто рос в Москве, прогуливая школу, катались на автобусах, потом в студенчестве исходили весь город вдоль и поперек, часто проводили время на крышах с лучшими видами. Это развило ощущение города, помогло узнать его внутренние связи и устройство от масштаба мегаполиса до уровня локального двора и городского артефакта. А детство на Черноморском побережье оставило другой след — этот опыт больше о связях с природой, нежели с городом. О чувственном восприятии пространства. О роли человека в природе, его влиянии на окружающую среду. И теперь мы очень рады, что можем менять пространство к лучшему, используя наши знания и разностороннее видение.

Есть несколько архитекторов и коллективов, которые нас вдохновляют. Наши герои сейчас: Collectif etc., Assemble, William Alsop и Kengo Kuma. Первые — французские DIY архитекторы, которые разъезжают по небольшим французским городам и делают с местными небольшие, но значимые общественные пространства. Сами придумывают, сами строят. Интересно, что эти пространства создаются из самых дешевых строительных материалов, при этом конечный продукт обладает высоким визуальным качеством. 

Это звонкие по дизайну, эргономичные и просто красивые вещи. Ведь по-настоящему изящная ножка способна сделать из хлама красоту.

А еще они близки нам своим умением привлечь людей и настоящим французским гедонизмом. Сначала организовывают масштабную стройку с местными жителями, а потом за большим столом устраивают праздник-открытие: вместе едят и обильно запивают вином. Assemble — англичане, по духу похожи на своих французских коллег, но работают более тонко и основательно. Их работы про изящные интерпретации, нетривиальное использование материалов, память места и его переосмысление. William Alsop — панк, тонкость, прекрасное чувство юмора. Человек, который уже давно придумал все, что выдают за новое современные архитектурные хипстеры, и крепко за это выпил. Kengo Kuma — чистота и остроумие, воплощение того, за что мы любим все японское. Ведь кто еще может создать простую форму таких идеальных пропорций и изящества.

Нам хочется сделать проект ревитализации крупного общественного центра — условного дома культуры, идейно или функционально пришедшего в упадок, но имеющего пространственный потенциал. Так как мы занимаемся еще и образовательными программами, в идеале хочется сделать проект, где занимаешься не только дизайном пространства, но и его программированием. Хочется создать место, которым мы можем пользоваться сами, где будет интересно нашим друзьям, родителям и детям. Место, которым можно похвастаться.

Наш девиз — “UTRO for pleasure”. Наша философия и главная ценность — гедонизм. Так зачем выбирать, когда можно иметь и то, и другое одновременно? 

Так завелось, что мы всегда встречались для работы ранним утром: завтракали и одновременно придумывали. Утро — это лучшее время дня: ты свеж и полон сил, а весь день еще впереди. Встать пораньше и провести время с толком — это как снять сливки дня. А вообще, мы стараемся создавать пространства, в которых нам самим было бы хорошо — такой метод.

Мы только за командную игру. Чтобы проверить свою точку зрения, нужен диалог. Когда ты один, сложнее принять решение, сложнее сделать выбор, вообще сложнее. Нас четверо, и мы очень разные. Индивидуальности делают любой проект более многогранным. Также мы всегда за междисциплинарный подход — стараемся на все проекты привлекать профессионалов из других областей. Результат работы людей с разным видением, но работающих над одной задачей, заведомо лучше отвечает на поставленные проектом вопросы.

Во времена нашей учебы в институте было понятие «градостроительство». Город мыслили одним образом. С изменением жизни общества в целом появился запрос на новое понятие и новый подход к осмыслению города. По сути, урбанистика — это продолжение разговора об устройстве городской среды, только в новых реалиях. Это сложная междисциплинарная история, которая наиболее ярко выражается в самом спорном месте — общественных городских пространствах, которые одновременно не принадлежат никому и принадлежат всем. Естественно, это вызывает большой интерес и живую реакцию жителей, что очень хорошо. Появилась дискуссия о пользовании городом, осмыслении его как сложного организма.

Споры и ошибки неизбежны, должно пройти немало времени, чтобы прийти к определенному качеству, выработать методологию. Но тот факт, что город стал объектом горячих общественных обсуждений — это невероятно здорово. 

Со стороны кажется, что архитектор — богемная профессия. И это действительно так. Но крутость состоит не только в том, чтобы ездить и пить Просекко на архитектурном биеннале в Венецию. Это еще и потрясающее чувство от самого процесса проектирования и его результата — когда ты работаешь в команде с разными людьми, оперируя нематериальными понятиями пространства, а в итоге получаешь реализацию задуманного в физическом мире. И оно начинает жить своей жизнью, а тебе остается только наблюдать.

Что приносит нам удовольствие? Жизнь. А еще гармоничные люди, красивые вещи, вкусная еда, хорошая музыка. Архитектор должен быть гедонистом: чтобы делать качественный продукт, надо самому знать в этом толк.


Двор ДК «Стимул» 

В течение двух месяцев студенты и молодые специалисты работали над преобразованием небольшой территории в Таганском районе Москвы. Было проведено комплексное исследование места, социокультурное программирование, проектирование средовых объектов для дальнейшего строительства. ДК «Стимул» занимает кирпичное здание бывшей мясной биржи конца XIX века. На основе собранных артефактов придуманы декоративные детали для оформления двора. К примеру, силуэт здания холодильника в Калитниках, располагающегося неподалеку, используется в оформлении сцены. В ходе работы над проектом было решено возродить память места. На парадных воротах раньше располагалась статуя быка, сломанная в конце XX века, — в проекте предложено ее вернуть. На основе палитры элементов архитектурного кода создано оформление навеса над досуговой зоной и зоной веломастерской. Красный цвет уличной мебели отсылает к историческим памятникам красной кирпичной архитектуры.

Материал из номера:
Купить
Подписка на журнал
Получите электронную версию книги бесплатно
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: