Творческий портрет Артура Тарханяна

Многим имя архитектора Артура Тарханяна известно благодаря «Егерну» — мемориальному комплексу, построенному на холме Цицернакаберд в Ереване. В действительности же число работ мастера очень велико. Уже в 70-­е годы он — один из самых плодовитых и разносторонних современных армянских архитекторов.

Артур Артавазович Тарханян до институтских лет жил в Гюмри (бывший Ленинакан), здесь окончил художественное училище. Диплом архитектора получил в 1957 году, все годы учебы параллельно проработав в мастерской С. А. Сафаряна, в Республиканском проектном институте, с 1957 года — архитектор в типовой мастерской С. А. Сафаряна. С 1970 года, после смерти С. А. Сафаряна, — руководитель этой мастерской. В 1986–1988 годах — первый заместитель председателя Госстроя Армении – фактический руководитель архитектурного процесса в республике. Непосредственно после аварии Тарханян участвовал в экспертизе ситуации на Чернобыльской АЭС.

Член Союза архитекторов с 1961 года. Член правления СА Армении. Заслуженный архитектор Армении (1972), лауреат премии Совета Министров СССР (1979), премии ЦК ВЛКСМ (1981), Государственной премии Армении (1985), Государственной премии СССР (1987), Народный архитектор Армении (1987).

Артур Тарханян

Творчество А. Тарханяна состоит из нескольких цельных частей: общественные здания, жилье, мемориальная архитектура, конкурсные проекты. Но эти типологические «зоны» у Тарханяна очень подвижны, они взаимодополняют одна другую — то, что отрабатывалось в одной, находило воплощение и в другой. В творчестве А. Тарханяна образовывалось несколько таких «парных зон»: общественные здания — конкурсные проекты, типовое жилище — индивидуальные или экспериментальные решения жилого дома, мемориальная архитектура — многофункциональные комплексы. Поясню эти сравнения на примерах.

Принципы конкурсной архитектуры — острота замысла и формы, смелость конструктивного решения, уникальность образа — в полной мере присущи общественным зданиям, построенным А. Тарханяном и его коллегами.

16-этажные каркасно-панельные жилые дома на ул. Чаренца в Ереване. Архитектор А. Тарханян. 1970-е годы. Общий вид

В них сохранена такая же свобода мышления. Не случайно право на строительство многих из них получено на конкурсах. Многочисленные типовые проекты А. Тарханяна «нацелены» на внутреннюю индивидуальность. Вместе с тем в индивидуальных решениях сохранены строгость и экономичность типового мышления, рациональность технологии индустриальной архитектуры. Многим серийным проектам присущ поиск целостного внутреннего пространства в очень стесненных пределах СНиПов. А в индивидуальном жилище эти принципы раскрываются до широко трактуемого понимания национального пространства. Так решены 16-­этажные дома «Армгоспроекта», где в одном из осуществленных вариантов применен новый принцип использования камня на всей плоскости многоэтажного фасада. В 12-­этажных домах для Кировакана благодаря изменению направления квартир через этаж создана своеобразная пространственно-­рамная конструкция с 6-­метровой сеткой и в плане, и по вертикали, для которой не требовалась диафрагма жесткости. В другом проекте на этажах устроены южные дворики.

У Тарханяна художественная форма всегда имеет логическую конструктивную основу, в то же время сама конструкция художественно осмыслена, и это очень важные составляющие его метода.

Типовое проектирование для Тарханяна явилось выражением осознания социальной функции архитектора в современных условиях.

Типовой проект крупнопанельного жилого дома серии АI-45I КП. Архитекторы А. Тарханян, Р. Багдасарян, С. Назарян, конструктор – Э. Исагулов. 1970 год. План двухкомнатной квартиры

«Сегодня мы в своих проектах стремимся найти оптимизированный вариант решений в надежде удовлетворить наибольшее количество запросов людей.

Но в конечном итоге мы человека приспосабливаем к жилью, а не жилье к человеку. Нужно ли навязывать определенный проектом жизненный уклад? Мы это делаем потому, что вынуждены закладывать то, чем располагает строй-индустрия»1.

Архитектура как форма деятельности для А. Тарханяна существует через осмысление ее внутреннего механизма. Этот принцип был выработан в самом начале творческого пути, когда созревали решения первых жилых домов, кинотеатра и «Егерна».

«Как бы привычно ни звучали слова «нужно учиться у природы», их суть не устаревает. В каждом существе каждый орган сделан природой совершенно, функция, вылитая в форме. Я убежден: только глубокое проникновение в природный механизм, неустанный поиск целесообразности всей структуры проектных решений должен служить ориентиром для архитектора.

Собственно говоря, национальная армянская архитектура тысячелетиями исходила, несла в себе и развивала этот критерий зодчества. Она отказывалась от эклектичных решений и украшательств, во все времена стремилась к строгой, чистой целесообразности. А когда функция решена правильно, она обязательно найдет свою столь же абсолютную форму.


Памятник татевцам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941–1945 годах. Село Татев Горисовского района Армении. Архитекторы А. Тарханян, Р. Багдасарян, С. Калашян. 1967 год.

Каждая новая ступень строй-индустрии и современные требования всегда диктовали и будут диктовать архитектору новые задачи. Однако критерий целесообразности, функциональности, стопроцентной отдачи каждой детали твоего сооружения должен служить самым главным правилом. Это и есть продолжение национальных зодческих традиций, для которых архитектура всегда была осознанной функцией и одухотворенной формой»2.

1, 2. Какосян. Горечь и радость зрелости газета «Комсомольская правда», 29 сентября, 1966 год.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: